Урок биологии в 7 классе на тему Строение и деятельность внутренних органов земноводных.


Дата: 19.02.2013
Класс: 7А
Учитель: Петухова Ольга Николаевна
Тема: Строение и деятельность внутренних органов земноводных.
Цель: познакомить учащихся со строением и деятельностью внутренних органов земноводных.
Задачи:
изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;
продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, работать с натуральными объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Воспитывать культуру общения в классе, умение слушать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: влажные препараты (внутреннее строение лягушки); таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб; скелет лягушки; диафильм; видеофильм; живые лягушки (шпорцевые); фонограмма с записью голосов лягушек; книга Дж. Даррела «Три билета до Эдвенчер».
Ход урока:
1. Организационная часть. (2–3 мин.)
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
2. Проверка домашнего задания
Вопросы для обсуждения.
1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?
2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?
3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?
(Трое учащихся на оценку у доски записывают классификацию)
3. Актуализация знаний
Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны.
Марк Твен
Рассмотрите отделы тела земноводных, особенности внешнего строения и покровы. Выявите соответствие строения выполняемым функциям. Обратите внимание на ароморфозы, произошедшие со скелетом земноводных в связи с выходом на сушу.
4. Изучение нового материала:
Покровы тела: кожа земноводных голая и всегда покрыта слизью благодаря большому количеству слизистых многоклеточных желез. Она не только выполняет защитную функцию и воспринимает внешнее раздражение, но и участвует в газообмене.
Скелет: в позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.
Хвостовой отдел развит у хвостатых земноводных, у лягушек он имеет лишь одну косточку (уростиль – образование, состоящее из 12 слившихся хвостовых позвонков). Между телами позвонков сохраняются остатки хорды, имеются верхние дуги и остистый отросток.
Череп земноводных состоит из мозговой коробки и челюстей. В нем много хрящевых элементов.
В связи с выходом на сушу и атмосферным дыханием жаберные дуги и нижняя часть подъязычной дуги превратились частично в подъязычный скелет, жаберная крышка редуцировалась.
Пояс передних конечностей состоит из парных лопатки, ключицы и вороньей кости, соединяющей грудину с плечевой костью. Свободная конечность представлена плечевой костью, предплечьем и кистью. Пояс задних конечностей, или тазовый пояс, состоит из парных образований (подвздошных костей) и непарных (лобкового и седалищного хрящей).

Рис. Схема строения хвостатого земноводного (самец саламандры):
1 – лопатка, 2 – первичная почка, 3 – крестцовый позвонок, 4 – подвздошная кость,
5 – ротовая полость, 6 – хоана, 7 – глотка, 8 – прокоракоид, 9 – коракоид, 10 – грудина,
11 – мочевой пузырь, 12 – лобковый хрящ, 13 – седалищная кость, 14 – клоака
В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.
Хвостовой отдел развит у хвостатых земноводных, у лягушек он имеет лишь одну косточку (уростиль – образование, состоящее из 12 слившихся хвостовых позвонков). Между телами позвонков сохраняются остатки хорды, имеются верхние дуги и остистый отросток.
Череп земноводных состоит из мозговой коробки и челюстей. В нем много хрящевых элементов.
В связи с выходом на сушу и атмосферным дыханием жаберные дуги и нижняя часть подъязычной дуги превратились частично в подъязычный скелет, жаберная крышка редуцировалась.
Пояс передних конечностей состоит из парных лопатки, ключицы и вороньей кости, соединяющей грудину с плечевой костью. Свободная конечность представлена плечевой костью, предплечьем и кистью. Пояс задних конечностей, или тазовый пояс, состоит из парных образований (подвздошных костей) и непарных (лобкового и седалищного хрящей). Свободная конечность имеет бедренную кость, голень и стопу. Строение конечностей амфибий очень напоминает мясистые плавники кистеперых рыб.
В связи с обитанием на суше и разнообразными движениями мускулатура теряет свой сегментарный характер. Хорошо развита мускулатура свободных конечностей.
Внутренние органы лягушки лежат в целомической полости, которая выстлана тонким слоем эпителия и содержит небольшое количество жидкости. Большая часть полости тела занята органами пищеварения.
* Обратите внимание на усложнение строения и функционирования систем органов амфибий. Определите ароморфозы, которые произошли в дыхательной, кровеносной, других системах внутренних органов.
Пищеварительная система. Очень напоминает таковую у рыб. В ротовой полости находится язык, который прикрепляется передним концом. При ловле насекомых и другой добычи животные быстро высовывают язык. На верхней и нижней челюстях лягушки, а также на небных костях имеются зубы (недифференцированные), в чем выражается сходство с рыбами.
Пищеварительный тракт, начинаясь с ротовой полости, переходит в глотку, затем в пищевод и, наконец, в желудок, продолжением которого является кишечник, дифференцируемый на тонкий и толстый отделы, заканчивается клоакой. Большое значение приобретают слюнные железы, участвующие в смачивании пищи, а также поджелудочная железа и печень.
Дыхательная система. У взрослых земноводных органами дыхания служат легкие, в личиночной стадии развиты наружные жабры.
У лягушки газообмен может происходить тремя разными путями: через кожу (кожное дыхание), через эпителий, выстилающий ротовую полость (ротовое дыхание), и через легкие (легочное дыхание).
Кожное дыхание. Кожа лягушки обильно снабжена капиллярами и все время остается влажной – ее покрывает слизь, выделяемая слизистыми железами. Кислород воздуха растворяется в этой слизи и затем диффундирует в кровь.
Кожное дыхание занимает ведущую роль в газообмене у земноводных. Легочное дыхание неэффективно, так как отсутствует грудная клетка и невозможна хорошая вентиляция легких.
Ротовое дыхание. Заметные глазу движения горла у лягушки поддерживают постоянный газообмен между ротовой полостью и атмосферой. Это называется ротовым дыханием. Ротовая полость выстлана влажным, богатым кровеносными сосудами эпителием; именно здесь и происходит газообмен.
Легочное дыхание. Легкие лягушки представляют собой пару полых мешков. Стенки их образуют многочисленные складки; выстилающий легкие эпителий увлажнен слизью и обильно снабжается кровью. От каждого легкого отходит короткая трубка, называемая бронхом. Два бронха соединяются, образуя трахею. Трахея переходит в небольшую полость – гортань, которая через голосовую щель сообщается с ротовой полостью. У лягушки постоянно повторяются хотя и редкие, но сильные глотательные движения, обеспечивающие вентиляцию легких.
Кровеносная система. В отличие от рыб сердце земноводных трехкамерное. В желудочке смешиваются артериальная кровь, поступающая сюда из левого предсердия, и венозная, выходящая из правого предсердия.
В связи с наземным образом жизни у земноводных появляется малый круг кровообращения, начинающийся в правой части желудочка и идущий к легким, а заканчивающийся левым предсердием. Порция крови (смешанная) из центральной части желудочка по дугам аорты течет к органам и тканям, артериальная из левой части желудочка направляется по сонным артериям в голову, и таким образом головной мозг получает чистую артериальную кровь. Венозная кровь, насыщенная СО2 от передних отделов тела, поступает в передние полые вены, а от задних – в задние полые вены. Впадают они в правое предсердие.
Эндокринная система. У лягушки – это гипофиз, надпочечники, щитовидная, поджелудочная и половые железы.
Тироксин, который продуцирует щитовидная железа, необходим для нормального завершения метаморфоза, а также для поддержания обмена веществ у взрослого животного.
Выделительная система. Продукты диссимиляции выводятся через кожу и легкие, но большая их часть выделяется почками. Почки прилегают к спинной стороне полости лягушки и представляют собой продолговатые тела. От почек по мочеточникам моча выводится в клоаку. Некоторое время моча может накапливаться в мочевом пузыре, который расположен у брюшной поверхности клоаки.
* Разберите с учащимися черты усложнения организации нервной системы земноводных и органов чувств, вызванные выходом на сушу.
Нервная система характеризуется низкой степенью развития, но, наряду с этим, имеет ряд прогрессивных черт. Передний мозг и мозжечок невелики. Значительно крупнее продолговатый мозг. У головного мозга выходит 10 пар нервов. В связи с выходом на сушу органы чувств претерпевают значительные изменения. В ориентации имеют значение органы зрения – глаза. В отличие от рыб, у земноводных имеются веки, вы
пуклая роговица, линзообразный хрусталик. Кроме внутреннего уха, есть среднее ухо, в котором расположена одна слуховая косточка – стремечко. От внешней среды среднее ухо отделено барабанной перепонкой. Органы обоняния представлены наружными ноздрями, ведущими в обонятельные капсулы, которые сообщаются с ротоглоточной полостью. У личинок и у хвостатых амфибий во взрослом состоянии органом чувств служит боковая линия.
* Предложите учащимся найти черты сходства головастика с мальком рыбы. Установите особенности размножения с метаморфозом у земноводных.
Размножение. Амфибии раздельнополы. Половые органы парные, состоят из семенников у самца и яичников у самки. От семенников отходят выносящие протоки, проникающие в передний отдел почки. Здесь они соединяются с мочевыми канальцами и открываются в мочеточник, выполняющий одновременно функцию семяпровода и открывающийся в клоаку. Яйца из яичников выпадают в полость тела, откуда через яйцеводы, открывающиеся в клоаку, выводятся наружу.
Оплодотворение внешнее и, как у всех низших позвоночных, происходит в воде. Известны лишь немногие случаи живорождения.
Развитие у лягушки, как и у других земноводных, происходит с метаморфозом. Личинка имеет хвост, боковую линию, жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения.
5.Закрепление
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы
Сравнительная характеристика взрослых бесхвостых амфибий и их личинок
Признаки Личинка (головастик) Взрослое животное
Форма
тела Рыбообразная, конечностей нет. Хвост с плавательной перепонкой Тело укороченное, хвоста нет. Хорошо развиты две пары конечностей
Кровеносная
система Один круг кровообращения, сердце двухкамерное Два круга кровообращения, сердце трехкамерноеДыхание Жаберное (жабры вначале наружные, затем внутренние) Легочное и кожное
Способ
передвижения Плавание при помощи хвоста Прыжки, плавание при помощи задних конечностей
Пища Водоросли, простейшие и др. мелкие организмы Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб
Образ жизни Водный Наземный, полуводный
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания. Окраска у лягушек яркая, привлекающая насекомых, которыми они питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода.
6. Задание на дом:
Пар 37. Доклад: «Происхождение Земноводных» Творческое задание: придумать рассказ, сказку, стихотворение о земноводных.
7. Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.
Урок окончен. Спасибо всем!
Самоанализ
Дата: 19.02.2013
Класс: 7А
Учитель: Петухова Ольга Николаевна
Тема: Строение и деятельность внутренних органов земноводных.
Цель: познакомить учащихся со строением и деятельностью внутренних органов земноводных.
Задачи:
изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;
продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, работать с натуральными объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Воспитывать культуру общения в классе, умение слушать.
Тип урока: комбинированный.
Урок проводился в 7А классе, согласно списочного состава, присутствовало 23 человека.
Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.
Урок начался с проверки домашнего задания, трое учащихся работали у доски. На этапе актуализации знаний, ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
На протяжении всего урока мною использовались такие методы как, беседа, самостоятельная работа (заполнение таблицы), объяснительно иллюстративный, исследовательский.
На этапе закрепления, было предложено задание найти ошибки в тексте и исправьте. Такие задания очень нравятся учащимся, они с удовольствием выполнили его.
Прослеживается связь материала с жизнью детей, ребята активны, умеют анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Проведенный урок соответствует поставленным задачам.