План-конспект урока Духовные искания Л.Толстого


План по литературе10 класс
Тема урока
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество писателя . Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.
Цель урока: познакомить с новыми фактами биографии писателя показать сложность формирования характера, источники творчества, глубокие раздумья писателя о жизни ,воспитать у учащихся способность видеть прекрасное.
Эпиграф
Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного.
А.М. Горький
Ход урока
Учитель
Здравствуйте!
Сегодня 26 февраля . Я рада приветствовать Вас, ребята, и всех присутствующих на уроке и хочу пожелать всем хорошего настроения. И мне бы очень бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок литературы и для меня, и для вас, ребята. Был интересным и полезным. Как обычно урок начнем с поэтической пятиминутки. Остальным предлагаю принять участие в литературной викторине.
Задание. Выразительно прочитай стихотворение Галины Вязиковой « Берегите душу»
« Берегите жизнь!» - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но я встретить не могла ни разу:
« Осторожно! Берегите душу!»
Мир стремится к улучшенью быта:
Лучше жить, иметь красивый вид.
А душа заброшена, забыта.
Голодает, плачет и болит.
Топчут душу, распинают душу.
Убивают в ней ростки добра.
И сегодня, не жалея, рушат
То, что строили с трудом вчера.
Где-то там , внутри у человека,
Есть душа, хорошая душа!
Ей во мраке атомного века.
Все трудней становится дышать.
И она , изранена, избита.
В мире зла, где ложь и суета,
Человеком занятым забыта,
Ищет Друга доброго -Христа.
«Берегите Жизнь»- такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу
2.Викторина» Знаете ли вы произведения Льва Николаевича Толстого? 1.Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старушка мать: « Стара я стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка».
2.Ну а любовь что?- спросили мы.
- Любовь ?... Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней.
3 .Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.
Что ты делаешь, Миша?
А Миша говорит :
-Это я батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить…
4. –Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь - вас всякий легко погубит.
5.Сюда, сюда, скорей, волк !. Мужики подумали, что опять как обычно обманывает -, не послушали его. Видит волк, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо…
6.Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла. А за Жучкой большая собака Волчок.
7.Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства! Как не любить. Не лелеять воспоминаний о нем? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…
Ответы на вопросы викторины
Рассказ « Кавказский пленник».
Рассказ «После бала»
Рассказ «Старый дед и внучек»
Басня « Отец и сыновья»
Басня «Лгун»
Быль «Филиппок»
Повесть « Детство)3.Учитель .Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока .
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.к
Словарная работа
Духовный-1. Относящийся к умственной деятельности, к области духа.
2. Церковный-относящийся к духовенству.
Нравственность 1. Правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нравственный-соблюдающий требования нравственности.
Предлагаю эпиграфом урока взять слова А.М.Горького
Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного.
Какого человека мы называем гением?
Учитель
Лев Николаевич Толстой - знаменитый писатель конца 19 , начала 20 века. Он прожил нелегкую, но удивительно полезную жизнь для людей. Всю жизни Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, а нравственную силу видел в постоянном совершенствовании. Прожив 82 года, писатель постоянно работал над собой: пополнял знания, закалял свою волю и вообще считал, что
« каждый человек-алмаз, который может очисть и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, для человека не стараться светить, но стараться очистить себя.»Алмаз-прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы . Граненые алмазы носят название бриллиантов.
Музыка «Житейское море»
Учитель
Ребята, вы знаете, что в 11 классе одним из условий допуска к государственной аттестации станет сдача итогового сочинения и определены 5 основных направлений тем итогового сочинения.
На сегодняшнем уроке мы будем работать над 5 направлением ( Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных , философских , социальных аспектах бытия( на материале отечественной и мировой литературы)
Учитель
Ребята, можем ли мы понять и осмыслить творчество писателя, не изучив основных моментов его жизни, не узнав о чем он думал, чем жил его внутренний мир?
А) У вас н парте листы из « Дневниковых записей Толстого». Прочитайте их и выделите, на ваш взгляд, главные правила жизни Толстого. Какие правила жизни Толстого вам близки и понятны?
Б) Задачи на ближайшие годы.
Нравственный принцип жизни Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и опять начинать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие -душевная подлость.»
Как вы понимаете смысл этих слов, какую грань жизни писателя они открывают?
Надеюсь, что отрывки из дневника Толстого помогли вам не только узнать его ближе, но и заставили задуматься о себе., о вашем смысле жизни, ведь не за горами начало взрослой жизни.
4. Проверка домашнего задания
1 Презентация « Детство. Юность писателя. Участие в Крымской войне».
2. Петербург. Школа в Ясной Поляне. Последние годы жизни Толстого.
А) Книга «Педагогическое наследство»
В данный сборник вошли теоритические статьи Л.Н.Толстого «О народном образовании», «Психологический трактат статьи «О жизни», Статья « Что такое искусство?». Настоящий однотомник был напечатан по текстам полного юбилейного собрания сочинений 1928-1958 годов. В этой книге есть 3 маленьких рассказа «Азбуки Толстого»: « Ученый сын», « Мужик и лошадь», « Как я перестал бояться слепых нищих».
5. 3. Статья учебника « Религиозно-этические взгляды Толстого
( Стр.269)
А) Стихотворение « Нагорная проповедь Христа ( из книги Эдуарда Звоницкого « Иисус Христос-сын Божий»).
Выразительно прочитай стихотворение.
2.Определи тему и идею стихотворения.
Как ты понимаешь лексическое значение слова « Блаженны?»- в высшей степени счастливый
3. Как ты понимаешь смысл предложения: « Господь всегда спасенья руку подает?»
Блаженны те, кто ищут веру в Бога,
Кто отдает себя без меры, без конца ,
Чье сердце гложет за людей тревога,
Тот будет в царстве моего отца.
Блаженны, те, кто согрешив, рыдают ,И каются, чтоб больше не грешить.
Тем, кто скорбит, печалится пусть знают,
В небесном царстве доведется жить.
Вы - соль земли. Вы мира свет и правда
Любите тех, кто ваш смертельный враг.
Любите тех, кто беды вам приносит
Пусть будет это к примиренью шаг.
С рассветом солнце каждый день восходит,
И дождик льет, когда придет черед.
И злым, и добрым людям помнить надо-
Господь всегда спасенья руку подает.
7. Музыка в жизни Л.Н.Толстого.
Лев Николаевич Толстой был человеком музыкально одаренным. Его семья любила музыку. Своеобразным центром культуры становится дом Толстого как в Москве , так и в Ясной Поляне. В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Толстого звучат произведения Бетховена, Глинки, Моцарта, Рахманинова, Шопена. Сын писателя Сергей Львович Толстой писал: « Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Великий композитор П.И.Чайковский вспоминал: « Может быть ни разу в жизни, однако ж , я не раз был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как, когда Л.Н.Толстой, слушая музыку, сидя рядом со мной -,залился слезами.
Музыка «Вальс цветов П.И. Чайковского»
Обращение « Верьте себе»
Вернемся к эпиграфу
Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного.
А.М. Горький
Рефлексия
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос : «Как я понимаю смысл высказывания Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. И опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.
2 Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме
« Севастопольские рассказы Л.Н.Толстого».

• “Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”
• «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Л.Н.Толстой. Интегрированный урок по литературе "Страницы жизни Льва Николаевича Толстого"