Урок на тему Главные речные системы и бассейны рек Украины(8 класс)


Тема «Главные речные системы и бассейны рек Украины».
Цели урока:
сформулировать знания про речные системы Украины; углубить практические умения характеризировать водные ресурсы Украины и определить основные проблемы их использования;
формулировать умения характеризировать реку по типовому плану; сформулировать понятия характеристики рек;
воспитать соответствующее отношение к водным богатствам, в основном к сбережению вод рек как к основному источнику водоснабжения;
продолжить воспитание у учеников бережного отношения к природе;
усовершенствовать практические умения и навыки работы с картами атласами.
Оборудование: физическая карта Евразии; физическая карта Украины; атлас и контурные карты; учебник.
Тип урока: формулирование новых знаний и умений.
Ход урока
І. Организационный момент.
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море.
Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь.
Бежала — шумела,Заснула — заблестела. (Слайд)
Вы уже поняли, что сегодня мы поговорим о реках , но сначала повторим.
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
На предыдущем уроке мы закончили изучение темы «Климат».
- одним предложением, что узнали о климате Украины.
Сегодня начнём изучение новой темы «Главные речные системы и бассейны рек Украины». Познакомимся с такими понятиями, как «речная система», «бассейн реки», «уклон реки», «годовой сток», «твердый сток», основными реками Украины. На сегодняшнем уроке ответим на три вопроса:
Реки Украины.
Речные бассейны.
3. Общая характеристика рек Украины. (Слайд)
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Рассказ учителя.
Вода – хорошо знакомая каждому из вас бесцветная жидкость. Не имеющая вкуса и запаха, с нулевой калорийностью. В то же время вода – самый ценный минерал на Земле, потому что она – основа существования любой формы жизни, любого организма.
Упражнение «Ассоциации»
-Когда говорят о значении воды для жизнедеятельности людей у меня возникают ассоциации с такими предметами. Подумайте, как они взаимосвязаны с водой? (электролампочка, кораблик, краюха хлеба, бутылка минеральной воды, вода в стакане, таранка, изображение пирамид, железяка) (Слайд)
- Заслушиваются ответы детей. Сферы использования воды записываются в столбик на доске. (электростанции, транспортные связи, сельское хозяйство, лечение, быт, рыболовство, производство). (Слайд)
-Как видите вода играет важную роль в жизни людей и их хозяйственной деятельности. С её наличием или отсутствием связаны не только определённые виды хозяйственной деятельности человека, но и существование человека.
Рассказ учителя.
Реки Украины.
Давайте посмотрим на карту Украины. Она вся покрыта синими линиями, которые означают реки. На Украине согласно «Каталога рек Украины» протекает приблизительно 71 тысяча больших и маленьких рек.
На 1 квадратный километр приходится 250 метров рек.
Для работы на уроке нам необходимо вспомнить некоторые уже знакомые вам понятия.
«Закончи предложение»
- Река – это …….(поток воды), который течёт в понижении рельефа, который называется……(руслом)
- Каждая река имеет своё начало….(исток), а заканчивается в……
- Большинство рек впадает в другую реку. Они называются …..(притоками)
- Главная река со всеми притоками образует….. (речную систему)
- Территория, с которой река вместе с притоками собирает воду называется …….(бассейн реки) (Слайд)
2. Блиц опрос.
Что называется рекой?
Назовите основные части реки? (исток, русло, притоки)
Что называется истоком? (место, где начинается река)
Что называется руслом? (место, где река впадает в другую реку, озеро или море)
Как определить направление течения? (подойти к реке и бросить что – нибудь лёгкое(перья, щепку), куда поплывёт – туда и течёт)
Как определить, где какой берег у реки или где какой приток? (стать лицом по течению, с правой стороны - правый берег (приток), а с левой стороны – левый берег (приток))
Что называется речной системой (река со всеми своими притоками)
Что называется речным бассейном (территория, с которой река со своими притоками собирает воду)
- По скорости течения реки разделяются? (на горные и равнинные)
-Каким бывает питание рек? (снеговое, дождевое, подземное).
3.Работа со схемой «Река и её части»

Работа в практической тетради
- задание 1
Работа с атласом
Основные речные бассейны.
Работа учащихся с физической картой Украины и атласом по заданиям
- Откройте атлас. На карте «Поверхностные воды», изображены бассейны рек Украины. Рассмотрите внимательно карту и ответьте на вопросы:
- Бассейны, каких рек вы нашли? (Днепра, Днестра, Дуная, Южного Буга, Западного Буга, Северского Донца, Вислы)
- Какой из них наибольший? (Днепровский)
- Какой наименьший. (Вислы)
Посмотрите внимательно на карту и скажите, в какие моря несут свои воды (следим с востока на запад) реки бассейна Дона, Днепра, Южного Буга, Днестра, Дуная.(Чёрного моря)
- Найдите бассейн реки Вислы. Тут протекают реки Западный Буг и Сан. Несут ли они свои воды к Чёрному и Азовскому морям? А в какое море они несут свои воды, если принадлежат к бассейну реки Вислы? (В Балтийское море)
-Реки Украины относятся к бассейнам 3 морей: Чёрного, Азовского и Балтийского.
Видеоролик 1.
Бассейны главных рек Украины.
Территория Украины имеет густую речную сеть. Большинство рек относится к бассейнам Чорного и Азовского морей и только 4% - к бассейну Балтийского моря. На территории Украины выделяют 9 основных водосборных бассейнов, наибольшие из них – бассейны Днепра, Дуная, Днестра, Южного Буга, Вислы (Западного Буга), Северского Донца. Всего на территории Украины насчитывается около 73 тысяч водостоков, из них больше 4тысяч длиной более 10 км, 131- более 100км, 14 – более 500 км. Большинство больших рек Украины текут с севера на юг, только на отдельных участках отклоняются от меридеального направления. Направление течения средних и малых речек зависит от характера рельефа. Распределение рек на территории Украины и их густота определяют условиями влажности территории, характером рельефа, геологическим строением и другими факторами. В общем, количество рек и их водность подчинена широтной зональности и вертикальной поясности.
-Река вместе с притоками образует речную систему.
Например: Днепр на территории Украины принимает 1020 притоков.
Каким бывает питание рек?
Рассказ учителя.
Питание рек обусловливается климатом, поэтому выделяют такие типы питания рек: снеговое, дождевое, подземное. В Украине эти типы питания рек соотносятся таким образом: 60% приходится на снеговое, 30% - на подземное и 10% - на дождевое.
Большинство рек Украины имеют равнинный характер течения и питаются преимущественно талыми снеговыми водами, поэтому весной они имеют высокий уровень воды - наводнение. Летом наблюдается низкий уровень воды - межень, а малые реки на юге даже пересыхают.Реки Полесья дополнительно питаются подземными водами, поэтому летом мало мелеют и никогда не пересыхают. Реки Украины имеют достаточно длительный период ледостава. В горных областях наблюдается паводки, т.е. происходит внезапное поднятие уровня воды после сильных ливней несколько раз в год.
4.Общая характеристика рек Украины и их бассейнов.
Характеристика реки состоит из следующих признаков:
Где берет начало, длина;
В каком направлении течет;
По какой местности протекает;
Характер течения
Как изменяется режим по сезонам года;
Какие притоки принимает;
Куда впадает;
Как используется в хозяйстве.
Работа в тетради.
-Заполнение таблицы
«Характеристика рек Украины и их бассейнов.
Название Длина
(км) Исток Устье Притоки Характер течения Падение
Днепр Общая-2200км, Украина-981 км Валдайская возвышенность Днепровско -Бугский лиман ЧёрногоморяПрипять, Рось, Ингулец, Ворскла, Самара, Трубеж равнинный Днестр Общая-1362 км, Украина-705 км кмСеверные склоны Украинских Карпат на границе с Польшей Днестровский лиман Чёрного моря. Быстрица, Стрий, Збруч, СмотричВ.-горный,
равнинный Южный Буг 806 км Подольская возвышенность Чёрное море Ингул, Синюха,ИкваВ.-горный,
Н.-равнинныйДунай Общая-2960 км, Украина-175 км В отрогах Шварцвальда Чёрное море Тиса, Прут равнинный Северский Донец Общая-1053 км, Украина-672 км Среднерусская возвышенность В реку Дон, а Дон в Азовское море Оскол, Айдар,
ЛуганьКрасная равнинный - ответы детей ( представление презентаций)
Вопрос
-Обеспечена ли, по вашему мнению, Украина водными ресурсами?
Рассказ учителя
Украина обеспечена водными ресурсами недостаточно: по этому показателю страна занимает одно из последних мест в Европе.
- Почему?
Прежде всего потому, что только за последние два десятилетия объем водоснабжения возрос в двое. Поэтому важной проблемой стало эффективное использование пресных вод и их охрана. Разрешению этой проблемы содействуют знание таких показателей, как уклон и падение реки.
Водный режим реки можно охарактеризовать несколькими параметрами:
• Падение реки - это разница между высотами поверхности воды около истока и устья. Определяется в г.
Уклон русла - отношение падения реки (см) к длине (км). Полученная величина (что выражается в см / км) показывает, на сколько см в среднем уменьшается падение реки на каждый километр ее протяженности.
Расход воды (Q) - объем воды, протекающей через поперечное сечение реки в единицу времени. Расход воды вычисляют в м3 / с, как произведение площади поперечного сечения реки (F) и скорости ее течения (V).• Годовой сток - расходы воды в течение года.• Твердый сток - масса горных пород (т), который переносит река за год.
Пользуясь физической картой Европы, определим падения и уклон русла Днепра:
Падение реки – это разница между высотами поверхности воды около истока и устья.
Уклон реки – это величина падения, разделенная на длину реки.
У=ПД
Где П – падение реки;
Д – ее длина
Падение Днепра: П = 319 м - 0 м - 319 мУклон русла Днепра: У = 31900 см: 2201 км? 14,5 см / км
Решение задач
Определить уклон реки Днестр, если ее исток расположен на высоте 100 м над уровнем моря, устье – на высоте 0 м, а ее длина составляет 1362км.
Решение: уклон = падение : длина
Падение = 100м – 0м = 1000м
Уклон = 100000см : 1362км = 73см/км
Задание
Определите падение и уклон реки (на выбор учителя, например Днепра: длина 2200 км, высота истока – 253м).
Составление синквейна к слову река
ІV. Итог урока.
1.Речная сеть Украины достаточно густая.
2. Большинство рек – равнинные.
3. Преобладает снеговое и дождевое питание.
4. Большинство рек принадлежит к Азовско – Черноморскому бассейну.