Проект Товарищ детской организации САМИ МБОУ СОШ №25г. Бийск








РАССМОТРЕННО: лидерами штабов
Д/О «САМИ»
на заседании совета старшеклассников
№_ 14.10.2016 г.
Лидер Д/О «САМИ» Гольцман К.
УТВЕРЖДЕНО: _______________ директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Бийска Скороход О.С.
«15» октября 2016 г.






ПРОЕКТ
«ТОВАРИЩ»
Детской школьной организации «САМИ»

(сроки реализации 2014-2016 годы)


Разработчики проекта:
Лёвушкина Л., Марсаков К.,
Гольцман К., Добрынина Н.
– члены Д/О «САМИ»,
Вишнякова М.В. – старший вожатый
Нешпор И.И. – библиотекарь- педагог














Бийск
2014-2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ........................................................3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ВВЕДЕНИЕ) ........4

РАЗДЕЛ 1. Содержательно-методические основы проекта
«Товарищ» в рамках деятельности детской школьной организации «САМИ» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска

1.1. Актуальность проекта.. ......5
1.2. Концептуальная идея проекта. ......6

РАЗДЕЛ 2. Структурная модель проекта «Товарищ»
2.1. Механизм реализации проекта «Товарищ» и его сферы деятельности.......7
2.2. Модель организации деятельности участников проекта ...10
2.3. Законы участника проекта «Товарищ» .............11
2.4. Циклограмма деятельности ученического актива в проекте «Товарищ» .....12
2.5. Нормативно-правовые основания деятельности ученического
самоуправления .....13

РАЗДЕЛ 3. Организационно-управленческие основы проекта «Товарищ»
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска
3.1. Кадровое обеспечение и педагогическое сопровождение .14
3.2. Этапы и сроки реализации проекта.. ....14
3.3. Ожидаемый результат проекта.. . .15
3.4. Мониторинг результатов реализации проекта.. ..15

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Положение о школьном самоуправлении старшеклассников ...16
Приложение 2. Методика выявления уровня развития самоуправления.....19
Приложение 3. Фотосюжеты реализации проекта «Товарищ».....20
ЛИТЕРАТУРА ....26




















ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
«Товарищ»


Символ
ладонь (рисунок)

Основная идея
это добровольная взаимопомощь, партнёрство при решении общей задачи улучшения условий для становления личности, активно участвующей в жизни сплочённого коллектива микросоциума.

Цель проекта
обеспечение условий для развития навыков самостоятельной деятельности, направленной на раскрытие потребностей ребенка познать удовлетворённость от своих действий, результатом которых является эффективная помощь тем, кто в ней нуждается, а также для формирования умений адекватного анализа собственной значимости, на основе приобретенного опыта социализации.

Задачи проекта
- создать группу единомышленников, желающих направить свою деятельность на помощь тем, кто в ней нуждается;
- создать условия для развития личности, имеющей представление о гуманности и справедливости;
- дать возможность каждому члену детской организации проявить свою индивидуальность, а также представлять в группе авторские идеи;
- содействовать развитию коммуникативных навыков членов Д/О «САМИ»;
- дать возможность участникам проекта познать свою значимость, формируя представление об адекватной самооценке на основе норм морали;
- способствовать формированию ученического самоуправления;
- помочь воспитывать в ребятах любовь к Родине, городу, школе и своим близким;
- содействовать приобретению членами Д/О «САМИ» социального опыта.

Сроки реализации

2014-2016 годы

Нормативно-правовые основания для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска;
Устав Д/О «САМИ» (союз активных, молодых, инициативных)

Основные разработчики
Лёвушка Л., Марсаков К., Гольцман К., Добрынина Н. – члены Д/О «САМИ», Вишнякова М.В. – старший вожатый, Нешпор И.И. – библиотекарь - педагог

Исполнители
Участники микросоциума (педагоги, родители, ученики, администрация МБОУ «СОШ № 25», социум микрорайона города).

Ожидаемые результаты
проекта
1. Повышение значимости роли ученического самоуправления.
2.Создание новых видов деятельности, в которых реализуются творческие способности и возможности школьников.
3. Повышение уровня культуры межличностных отношений и овладение основами взаимопомощи и партнёрства.
4.Повышение уровня развития способностей к личностной рефлексии каждой личности.
5.Повышение уровня осознанности гражданского долга.
6. Повышение уровня личной удовлетворённости участниками проекта своими действиями во благо других.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ

Одна из важных задач российского общества это создание условий для формирования у подрастающего поколения культурных потребностей и жизненных принципов. Общество ориентировано на пополнение своих рядов социально адаптированными личностями, имеющими коммуникативный и созидательный опыт выпускниками школ. Поэтому школьные детские организации должны ориентировать подростков на развитие обществоведческого мышления, посредством накапливания ими опыта межличностных отношений основанных на нормах морали, а также формирование понимания социальных проблем, явлений, общественно значимых мотивов через развитие потребности в изучении общественной жизни и активное участие в ней.
Существенным фактором гражданского становления подростка является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества. Важным результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и развитие способности к успешному осуществлению социальных ролей. А они более эффективно осваиваются в ходе социальной практики, которая позволяет подростку научиться брать на себя ответственность, активно формировать опыт в различных видах социального проектирования, повышать уровень развития коммуникативных способностей.
Организация самоуправления - не только отклик на требования жизни. В его основе ещё более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что XXI век, безусловно, будет ещё более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Готовность к созидательной деятельности на благо общества определяет позицию гражданского взросления личности, а уровень сформированности умений придти на помощь тем, кто в ней нуждается – это степень её нравственного становления.
 






















РАЗДЕЛ 1. Содержательно-методические основы проекта
«Товарищ» в рамках деятельности детской школьной организации «САМИ» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска

1.1. Актуальность проекта
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решении в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Анализ данной ситуации приводит к выводу о необходимости организации жизнедеятельности школьников путём создания детских объединений, которые могли бы способствовать проявлению лучших качеств личности, её творческих способностей, а также содействовать формированию у подростков активных жизненной и гражданской позиций, а вместе с тем удовлетворённости своими действиями, направленными на созидание.
Проект «Товарищ» способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни и решению социальных проблем различной сложности. Но основная его идея – это добровольная взаимопомощь, партнёрство при решении общей задачи улучшения условий для становления личности, активно участвующей в жизни сплочённого коллектива микросоциума. Проект «Товарищ» способствует расширению возможностей применения подростками своих способностей, а также организации обучения их новым действиям в процессе школьного самоуправления.
Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:
С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;
С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм. При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Что в свою очередь позволяет личности адекватно оценить свою значимость и познать удовлетворённость своими действиями. Этим и определяется важность и необходимость создания проекта «Товарищ».

1.2. Концептуальная идея проекта

Реализация проекта «Товарищ» осуществляется через создание групп добровольцев готовых, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Группы формируются по желанию и способностям. В них входят как дети, так и взрослые (учителя, школьный фельдшер, психологи, администрации школы и родители). Взаимопомощь не входит в «обязаловку» и навязывание. Она ориентируется на позицию «по возможности и по желанию», чем и прельщает ребят, создавая ситуацию самостоятельного выбора. Участники проекта могут входить в разные группы и свободно перемещать своё намеренье помочь в любой сфере. Например, «Сегодня я могу и хочу помочь однокласснице научиться решать определённые задачи, а завтра добровольно вместе с командой пойду в магазин, где буду пожилым людям помогать разносить покупки по домам». Главным символом проекта является рисунок ладони. При помощи символа-ладошки (с определённым обозначением внутри рисунка) подаётся сигнал о готовности помочь в определённой сфере деятельности.
Цель проекта – обеспечение условий для развития навыков самостоятельной деятельности, направленной на раскрытие потребностей ребенка познать удовлетворённость от своих действий, результатом которых является эффективная помощь тем, кто в ней нуждается, а также для формирования умений адекватного анализа собственной значимости, на основе приобретенного опыта социализации.
Задачи проекта:
- создать группу единомышленников, желающих направить свою деятельность на помощь тем, кто в ней нуждается;
- создать условия для развития личности, имеющей представление о гуманности и справедливости;
- дать возможность каждому члену детской организации проявить свою индивидуальность, а также представлять в группе авторские идеи;
- содействовать развитию коммуникативных навыков членов Д/О «САМИ»;
- дать возможность участникам проекта познать свою значимость, формируя представление об адекватной самооценке на основе норм морали;
- способствовать формированию ученического самоуправления;
- помочь воспитывать в ребятах любовь к Родине, городу, школе и своим близким;
- содействовать приобретению членами Д/О «САМИ» социального опыта.
Содействуя становлению школьное ученическое самоуправление, создавая для учеников возможности добровольного участия в социальных проектах, можно достичь высокого уровня развития жизнеспособной личности выпускника.
Параметры формирования жизнеспособной личности обучающихся:
- развитие познавательной сферы личности ученика;
- развитие коммуникативной сферы личности ученика;
- развитие мотивационной сферы личности ученика;
-формирование системы отношений к миру и самому себе.
Объект проектирования – условия и механизмы создания взаимопомощи, поддержки и партнёрства.
Принципы
- гуманистический;
- добровольческий;
- круглогодичная деятельность;
- мы должны приносить пользу;
-забота о подрастающем поколении;
- к общению через деятельность;
- каждый важен;
- умей понять другого и, по возможности, ему помочь.

РАЗДЕЛ 2. Структурная модель проекта «Товарищ»

2.1. Механизм реализации проекта «Товарищ» и его сферы деятельности.

С любой бедой легче справиться, если рядом надёжное плечо друга, на которое всегда можно положиться, если рядом локоть человека, на который можно опереться. В этом основная суть программы «Товарищ». Но нельзя быть только пользователем, необходимо почувствовать себя и созидателем – круговая порука, но основанная на справедливо принятых решениях, несущих ответственность за тех, кто рядом, а не в поддавках и попытках скрыть не доброе, несущее разрушение, прежде всего тому, кого вы прикрываете.
Проект «Товарищ» предполагает создание условия для оказания взаимоподдержки в школьном коллективе вне зависимости от возраста, но основанной на принципах гуманности, толерантности, осознанной ответственности за свои поступки перед как обществом в целом, так и перед каждым его членом.
Вместе – это значит сильнее. Уже в школьные годы надо формировать опыт создания сильного и справедливого общества, чтобы жить в таком в будущем.
«Товарищ» предлагает сформировать структурные составные школьного коллектива таким образом, чтобы они напоминали модель общества в широком его понимании, в котором приоритетными являются культура, общечеловеческие ценности, гуманизм, толерантность, готовность при необходимости придти на помощь. Микромир, в котором одна из главных идей – взаимопомощь.
Помощь оказываемая, участниками проекта «Товарищ» составлена из нескольких сфер.





Сфера «Забота» Сфера «Доверие» Сфера «Поддержи проект»






Сфера «Познание» Сфера «Гармония, Сфера «Мастер-класс»
здоровье, спорт»
Механизм проекта



























Сферы и стратегия реализации проекта























2.2. Модель организации деятельности участников проекта




































2.3. Законы участника проекта «Товарищ»


Закон ответственности.
Участник проекта «Товарищ» несёт индивидуальную и коллективную ответственность
Пообещал – сделай, не уверен – не обещай.
Каждое дело доводит до конца.
Не подставляй безответственностью партнёра.
Закон внимательности:
Участник проекта «Товарищ» внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе.
Участник проекта «Товарищ» добровольно готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Участник проекта «Товарищ» никогда не останется равнодушным к проблемам природы и животных.
Закон точности:
Участник проекта «Товарищ» точен во времени и в делах взаимопомощи и партнёрства;
Участник проекта «Товарищ» держит свое слово.
Закон дисциплины:
Участник проекта «Товарищ» поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.


Несколько несложных правил




























2.4. Циклограмма деятельности ученического актива в проекте «Товарищ»


мероприятие
сроки
методы и формы
ответственные

1
Заседание совета старшеклассников Анализ работы и комфортности учащихся.
октябрь 2014
мозговой штурм,
опрос педагогов, учеников, родителей
замдиректора по ВР, старший вожатый,
Лидер «САМИ»

2
Плановые заседания ответственных за дежурных по сферам
1 раз в месяц
круглый стол
Старший вожатый,
Лидер «САМИ»

3
Промежуточный отчёт руководителя и участников проекта «Товарищ»
1 раз в четверть
дебаты
замдиректора по ВР, старший вожатый, библиотекарь – педагог,
Лидер «САМИ»

4
Планирование акций в рамках проекта «Товарищ»
1 раз в месяц
круглый стол
Старший вожатый,
Лидер «САМИ»

5
Информирование о ходе реализации проекта
1 раз в месяц
через школьную газету «Школовой»
Старший вожатый
Лидер «САМИ»
Редакция «Школового»

6
Социологические опросы по удовлетворённости действий направленных на помощь людям
в течение года
анкетирование
Старший вожатый,
Лидер «САМИ»

7
Организация и проведение досуга, игр на переменах для младших школьников. Товарищеская помощь слабоуспевающим. Организация учебной дистанционной помощи участниками проекта обучающимся на дому. Творческая помощь. Партнёрство. Виды взаимопомощи. Законы общения. Добровольно, но не навязчиво. Планирование помощи на микрорайоне.
1 раз в месяц
совещание
Старший вожатый,
Лидер «САМИ»

8
Поощрение организаторов и участников различных мероприятий, проектов, акций, операций, конкурсов.
1 раз в месяц
круглый стол
Замдиректора по ВР, старший вожатый,
Лидер «САМИ»

9
Подведение итогов работы ученического самоуправления за год
май
заседание
замдиректора по ВР, старший вожатый,
Лидер «САМИ»









2.5. Нормативно-правовые основания
деятельности ученического самоуправления

К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска;
Устав Д/О «САМИ» (союз активных, молодых, инициативных)











































РАЗДЕЛ 3. Организационно-управленческие основы проекта
«Товарищ» детской школьной организации «САМИ» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска

3.1. Кадровое обеспечение и педагогическое сопровождение

Скороход О.С. – директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска;
Зорина И.В. – заместитель директора по ВР
Вишнякова М.В. – старший вожатый
Нешпор И.И. библиотекарь-педагог
Классные руководители 1-11 классов

3.2. Основные мероприятия проекта (проектные шаги)
Реализация проекта «Товарищ» в «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска осуществляется в три этапа с 2014 года по 2016 год
Этапы
Содержание
Результаты

Подготовительный 2014 год
Анализ психологического и социального комфорта учащихся школы
Анализ возможностей улучшить микросоциум посредством изменения отношений между личностями учебно-воспитательного процесса
Создание инициативной группы по проектированию нового взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса.
Опрос родителей, школьников, педагогов по выявлению проблем межличностного общения и предложения по

Построение модели взаимопомощи и партнёрства

Конструктивно-преобразующий 2015-2016 годы
Работа по созданию проекта «Товарищ»
Реализация проекта «Товарищ»
Предложение модели взаимопомощи и партнёрства на обсуждение школьного коллектива.
Создание концептуальных положений для основы проекта «Товарищ».
Создание проекта «Товарищ»

·Качественное изменение межличностных отношений, формирование адекватной самооценки своим действиям.
Реальная помощь тем, кто в ней нуждается..
Реализация проекта «Товарищ»

Аналитико-коррекционный Диссеминационный
2016 год
Анализ полученных результатов в сравнении с ожидаемыми.
Экспертиза качества воспитательного процесса.
Обобщение опыта полезных инициатив.
Обобщение результативного опыта работы.
Принятие решения о продолжении или закрытии проекта.
Распространение опыта по организации взаимопомощи и партнёрства в микросоциуме.
Анализ результатов опроса об удовлетворённости своими действиями с целью помощи другим людям.
Выпуск буклетов с высказываниями о том, что испытывали участники проекта, помогая людям.





3.3. Ожидаемый результат проекта «Товарищ»

В результате реализации проекта «Товарищ» достигается основной ожидаемый результат, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка.
Прогноз проекта (ожидаемые результаты):
1. Повышение значимости роли ученического самоуправления.
2.Создание новых видов деятельности, в которых реализуются творческие способности и возможности школьников.
3.Повышение уровня культуры межличностных отношений и овладение основами взаимопомощи и партнёрства.
4.Повышение уровня развития способностей к личностной рефлексии каждой личности.
5.Повышение уровня осознанности гражданского долга.
6. Повышение уровня личной удовлетворённости участниками проекта своими действиями во благо других.


3.4. Мониторинг результатов реализации Проекта

Критериями реализации проекта «Товарищ» выступает достижение цели и задач проекта в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска;
Показателем достижения цели и задач проекта является эффективность социализации личности обучающегося, которая определяется на основе трех параметров:
сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;
сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства;
А также к показателям относится результат опроса удовлетворённостью своими действиями с целью помощи другим людям.
Мониторинг результатов включает в себя следующие компоненты:
диагностика уровня воспитанности обучающихся;
опрос «Доволен ли я собой, если помог кому-нибудь»;
методика выявления уровня развития самоуправления;
методика «Белая береза» на выявление самореализации школьников в ученическом самоуправлении;
методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении”;
Методики Андреева А.А. «Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью» и др.
Управление реализацией проекта и контроль его результатов осуществляет директор школы и заместитель директора по воспитательной работе школы, Старший вожатый, Управляющий Совет школы, Совет старшеклассников.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №25»
г. Бийска
______________________О.С.Скороход
«_______»______________20__год.


ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

I.Общие положения
1.1. Школьное самоуправление представлено Д/О «САМИ» (союз активных, молодых, инициативных) является общественным формированием учеников для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
1.2. Основная цель создания и деятельности Д/О «САМИ» – привлечение учащихся школы к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом, развитие самоуправленческих начал.
1.3. Работа Д/О «САМИ» проходит в тесном контакте с методическим объединением классных руководителей.
II. Организация деятельности Д/О «САМИ»
2.1.Модель Д/О «САМИ»- «Город-сад». В школьном самоуправлении выделяются лидеры
(мастеровые) от 8-10 классов, которые выдвигают свою кандидатуру на пост лидера
(мастера) детской организации.
2.2. Совет мастеровых (старшеклассников) является руководящим органом и одной из форм самоуправления. Школьный парламент представлен учащимися 5-11-х классов, избираемых на классных собраниях в начале учебного года.
2.3. От каждого класса в школьный парламент входит староста, заместитель старосты и 4 члена актива класса.
2.4. Школьный парламент возглавляет лидер (мастер) Д/О «САМИ».
2.5. Главным руководящим органом школьного парламента Совет мастеровых (старшеклассников) Совет мастеровых (старшеклассников) создаёт свои мастерские (штабы).
2.6. Заседания проводятся один раз в две недели, по необходимости – чаще.
2.7. Совет мастеров (старшеклассников):
- организует выполнение решений Совета мастеровых (старшеклассников) ;
участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся;
утверждает план проведения ученических мероприятий;
устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками, пожилыми людьми;
корректирует самообслуживание учащихся, дежурство по школе, в классе, поддержание дисциплины и порядка в школе;
проводит рейды по проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, по выполнению правил для учащихся;
вносит предложения в администрацию школы;
организует добровольческие акции;
организует проведение конкурса «Самый лучший класс года», «Самый чистый кабинет года»;
2.8. Решения совета мастеровых обязательны для всех классов.
2.9. Заседания Совет мастеровых (старшеклассников) оформляются протоколом.

II I. Цели школьного самоуправления
Реализация законных прав и интересов всех участников образовательного процесса в деятельности школы.
Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к свободному самоопределению и самосовершенствованию.
I V. Задачи
Самоактивизация (участие в сценарировании, организации и проведении общешкольных мероприятий).
Организованное саморегулирование (оказание организационного влияния на классы).
Коллективный самоконтроль, на основе которого происходит поиск путей решения (организация дежурства по школе).
Рефлексия и прогнозирование (аналитико-информационный центр проблематики учащихся).
Ввод в управленческую структуру (делегирование представителей в центральный орган соуправления школы).
VI. Совет старшеклассников :
6.1. Отчитываться на ежегодной ученической Конференции.
6.2. Принимать и рассматривать все предложения и пожелания учеников и учителей.
6.3. Информировать учеников школы обо всех принятых им решениях.
6.4. Отвечать за соблюдение Устава школы.
6.5. Организовывать работу классов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива.
VII. Совет старшеклассников:
7.1. Проводить собрания.
7.2. Принимать ответственные решения в рамках своих полномочий.
7.3. Вызывать на своё собрание любого ученика.
VIII. Управление.
Для управления Городом- садом (Д/О «САМИ») при Совете мастеровых (старшеклассников) создаются мастерские( штабы), каждый из которых отвечает за свой участок работы:

Мастерская «Интелект» - входит 1 учащийся от каждого класса, избирается открытым голосованием на классном собрании. Отвечает за классный журнал, проверку дневников, подачу сведений об успеваемости. Занимается подготовкой команды для участия в различных мероприятиях, проводимых министерством образования. Организует взаимопомощь в учебной деятельности.
Мастерская «Творчество» - входит 1 учащийся от каждого класса, избирается открытым голосованием на классном собрании. Отвечает за подготовку и проведение внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел, добровольческих акций, проводимых как внутри класса, так и общешкольных.
Мастерская «Эдельвейс» - входит 1 учащийся от каждого класса избирается открытым голосованием на классном собрании. Отвечает за оформление школы к праздникам. Участвует в издании школьной газеты «Школовой»
Мастерская «Порядок» - входит 1 учащийся от каждого класса ,избирается открытым голосованием на классном собрании. Отвечает за санитарное состояние класса, за дежурство по школе. Входит в бригаду, которая выполняет мелкий ремонт школьной мебели. Отвечает за проведение субботников по уборке территории школы и уборку снега в зимний период.
Мастерская «О!Спорт» - входит 1 учащийся от каждого класса, избирается открытым голосованием на классном собрании. Отвечает за проведение физкультминуток на уроке. Готовит команду для участия в спортивных мероприятиях школы. Помогает в проведении игр на перемене организатору.

IХ. Обязанности основных должностных лиц:
Лидер( мастер) Д/О «САМИ» является лидером школьного самоуправления, избирается на 2 года закрытым голосованием из числа кандидатов 8-10 классов. В случае неудовлетворительной работы может переизбираться.
Отвечает за все мастерские (штабы) школьного самоуправления. Имеет свой голос на педагогическом совете. Имеет право в экстренных случаях принимать единоличное решение по вопросам любой из мастерской (штабов). Лидер вступает в должность с момента произнесения клятвы на общешкольной линейке.
Организует стратегическое планирование деятельности совета мастеровых;
определяет повестку дня и председательствует на заседаниях совета мастеровых и старост;
организует работу по согласованию деятельности совета мастеровых с администрацией школы;
назначает мастеровых из числа претендентов на должность мастера, набравших меньшее число голосов на выборах;
координирует работу советов классов;
оказывает помощь мастеровым, старостам классов;
осуществляет контроль исполнения решений школьного совета мастеровых.
.

Положение принято на Совете школы 12 сентября 2006года.

































Приложение 2
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления школы.
Проведение.
Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - Да», 3 - Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать»,1-«Скорее нет, чем да», 0 «Нет».
1

5

9

13

17

21

2

6

10

14

18

22

3

7

11

15

19

23

4

8

12

16

20

24

1 Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям
6.У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на
6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10, 11, 12);
4) участие класса в управлении делами школы (предложения: 3, 14, 15, 16);
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17,18,19, 20);
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).
Приложение 3
Фотосюжеты реализации проекта «Товарищ»
Сфера «Забота»

























Сфера «Познание» (информационная поддержка)









Артёменко Даша. Уроки гигиены Акция «Информируем пожилых людей о том,
для первоклассников как избежать приступов гипертонии»








Марсаков Кирилл и Добрынина Настя Дежурный по сфере здоровья и познания
«Уроки мужества бийчан» фельдшер Чиковская Н.А.. Консультации для
детей и родителей по профилактике гриппа.








Акция «Как избежать СПИДа»
Консультации друг друга через Интернет
Сфера «Мастер-класс»








Мастер класс школьного фельдшера
Чиковской Н.А. «Как оказать первую
медицинскую помощь» Гольцман Ксения (лидер «САМИ») – мастер-
«Как я готовлюсь к ГИА»












Папы показывают сыновьям пример.
Дежурные по благоустройству школьного Мастер-класс Лёвушкиной Люси.
Двора «Исследовательская деятельность»





Головачёва Н.П. провела мастер-класс
«Игрушки-рукавички»


Мастер-класс по квиллингу. Лямкова Ира.

Другие сферы







Сфера поддержки здоровья. Учитель физкультуры Сфера «Забота». Поздравление ветеранов
Лушева Л.И. помогает Алексеенко Данилу
выбрать упражнения для исправления осанки













Сфера поддержки проектов.










Забота о чистоте берегов реки Бии










Нешпор И.И. сегодня готова оказать
техническую помощь при составлении
презентации Сфера «Особо важных дел». Дежурная директор школы
Скороход О.С.
ДЛЯ ПРИМЕРА (уже из реализованного)
Утром в дежурной шкатулке, взрослый или школьник выбирает для себя знак ладошки и прикалывает на грудь. Это означает, что сегодня он дежурный и располагает временем помочь кому-нибудь в определённой сфере. Например, директор школы, часто выбирает дежурство по «Особо важным делам» и на кабинете указывает время, в которое она готова оказать помощь в решении проблемы школьнику, учителю или родителю (в виде консультации). Капустин Максим (9 класс) и Потоцкий Дмитрий (11 класс) чаще других предоставляют помощь в обучении решению задач по физике. Семиклассники любят дежурить после уроков в кабинете труда – мальчики кормушки и другие поделки делают, девочки мягкие игрушки. Хорошие поделки дарим в детский приют и детские сады. Камнев Антон (11 класс) человек занятой, но даёт мастер классы «Как научить себя учиться». Лёвушкина Людмила (11 класс) проводит мастер-классы по организации исследовательской работы. Учителя дают консультации ученикам и родителям. Родители оказывают помощь в благоустройстве школы. Учитель информатики и библиотекарь всегда научат, как делать презентации. Артёменко Даша и Некипелова Влада основные дежурные по организации перемен первоклассников. Карпов Саша всегда готов помочь учителям с проблемами освоения компьютерной техникой. В ОБЩЕМ, КРУГОВОРОТ ВЗАИМОПОМОЩИ В ШКОЛЕ.



























Ежедневная рефлексия (по желанию участников проекта)


























ЛИТЕРАТУРА
Инновационные подходы к организации школьного самоуправления / Авт.-сост. И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. - М., 2004.
Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. - Мн., 1999.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2004.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Самоуправление в школе / Сост. В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - М., 2002.















13PAGE 14- 30 -15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 27 -15



Общая часть – взаимоподдержка



Педагогическая часть школьного механизма

Персонал - часть школьного механизма


Часть школьного механизма – заинтересованные родители


Ученическая часть школьного механизма


Программа «Товарищ»

Посмотрите, они, такие как все, но сейчас им плохо, не комфортно – а тормозит весь механизм

Ура заработало! Перемелется – мука будет!

Ведь так не должно быть на Свете, что б были не поняты дети

Психологическая поддержка: сфера доверия

Информационная поддержка: сфера познания

Образовательная поддержка: сфера развития интеллекта

Ограничений свободы выбора нет, проявлять можно потребности созидания в любой сфере по желанию

Поддержка проектов: сфера КТД

Я

Поддержка физического здоровья: сфера гармония

Техническая поддержка: сфера мастер-класс

Сфера забота – помощь малышам, пенсионерам, животным

И ещё множество видов поддержки: свободные сферы

Всеобщая востребованность возможностей и потенциала личности на благо себе и людям, её окружающим, а также доступность любого вида поддержки – основные идеи стратегии.

педагоги
родители
дети

школа

Добровольный дежурный по сфере

Очная и заочная взаимопомощь

акции

КТД, проект

мастер-класс

консультации

Принципы сотрудничества

Принципы партнёрства

Запомни – ты (личность) в центре событий, но не мир вокруг тебя вертится – а ты сам его приводишь в движение

Ты ждёшь помощи – попроси, но должен понимать другие могут быть не готовыми тебе помочь в силу разных причин и возможно помощь будет не ежесекундной. Спокойно – без паники! Обратись к дежурному на сайте или в тетради взаимопомощи. Помощь придёт.

Старайся как можно больше помогать людям. Но не оказывай «медвежьих услуг», которые находятся вне зоны пользы.

Помни всегда: кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины. Хочешь помочь – всегда найдёшь как.

Артёменко Даша и Некипелова Влада – дежурные по организации перемен малышей первоклассников.

Спасли кота, нашли ему семью. Лёша и Денис собирают корм для ОЗЖ «Преданность»

7 класс делают кормушки

Поздравили пенсионерку с праздником победы

В детский сад пришли волшебниками. Организовали досуг малышей.

Семья Гали попала в беду. Сгорел дом. 2 «А» под руководством кл.рук. проявили заботу, собрали книги и канцтовары

Учись , сынок, работать слажено и дружно!

Дарим детям игрушки и буклеты о дружбе

Проект «Светофор». Макет улицы для детского сада