Урок на тему:Ю.О.Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-ата.1930-х годов.


Дата: Класс: 7 37 урок
Тема: Ю.О.Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-ата.1930-х годов.
Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровского; с фрагментом романа «Хранитель древностей», его особенностями.
Задачи: проанализировать фрагмент из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и взаимоотношений человека и природы; сравнить его с фрагментом из «Робинзона Крузо»;
повторить знания по теории литературы( пейзаж, его виды, функции, ИВС);
развивать мышление, речь, воображение;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. ОргмоментУченики осмысливают поставленную цель. 5 мин. II. Мотивация к изучению нового. Проверка домашнего задания.
-Как Робинзон Крузо воспринимает замечательный пейзаж необитаемого острова?
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
( Красота еще не задевает его сердце. Все обращено к практической стороне: как использовать, чтобы выжить.)Презентация
20 мин. III. Актуализация знаний
А) Биография и история создания романа.
Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа "Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане. Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции.В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас 37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе "Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов - когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий (оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе.И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда, нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко, на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман, спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучшевсе-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы такого уровня вспоминаются только у Гессе.Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность: автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора.Подробнее:http://www.labirint.ru/reviews/goods/304784/В)Чтение отрывка романа. Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.
учебник
карточки
10 мин. Закрепление урока.
–Чем отличается этот отрывок от «Робинзона Крузо»?
-Каким был город в 40-е годы
-Какие чувства он вызывает у писателя?
-Образы: перечислите. Запахи, слуховые, зрительные.
Тополь алматинский- пирамидальный.
-ИВС
Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы в данном отрывке?
-Причинен ли вред природе строительством города?
Это не первозданный пейзаж, а городской
Город-результат деятельности человека по преобразованию природы. Человек и природа мирно сосуществуют в нем.Дикая природа близко подходит к городу. 5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
- Чему научил вас урок?- Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки
стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание. Братья Стругацкие «Пикник на обочине»ч тение. Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________