Презентация по социальному педагогу Трудный ребенок


«Трудные» дети и их проблемы. Соц. педагог - Т.С. ГрицайМБОУ СОШ№4г. Георгиевск Трудный ребенок – это ребенок, выполняющий специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Причины трудного поведения Наследственность (биологический фактор) выражается в физиологических особенностях детей, т.е. не устойчивость жизненно важных систем организма (в первую очередь нервную систему).Социальный фактор отражает взаимодействие ребенка с социумом.Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им (неуверенность в себе, личный душевный разлад). Степень доверия взрослым Уровень комфортности в детском доме и школе Отношение к наказанию Умение прощать Причины детской неуправляемости Причина первая – борьба за внимание родителей.Причина вторая – борьба за самоутверждение.Причина третья – неверие в успех.Причина четвертая – жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребенок мстит за: Неверие в его способности и возможности. Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;За унижение друг друга в кругу семьи;За потерю одного из родителей в результате развода;За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;За несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослым обещания;За ложь и хамелеонство. Типы «трудных» детей «неугомонные»- В нем все чрезмерно: активность, свободолюбие, общительность. Он неудержимо стремится к цели, но это не долговременная ориентация, а сиюминутная цель, как правило, неугомонное стремление к удовольствиям. У такого ребенка чрезвычайно велик энергопотенциал. Типы «трудных» детей «сверхзастенчивые»- робкие, отгороженные, мучительно неуверенные в себе, тревожно мстительные Типы «трудных» детей «Жаждущие власти»- Дети чрезмерно обостренным инстинктом доминирования, но не имеющие достаточных психофизических качеств для достижения желаемого ими уровня лидерства. Типы трудных» детей «жаждущие успеха»- дети, которые неистово трудятся, подчеркнуто дисциплинированны, но мотивация всего этого – борьба за успех. Типы «трудных» детей «мимозоподобные»- Сверхобидчивы и сверхранимы, склонные к ожиданию от других унижения, оскорбления, агрессии. Типы «трудных» детей « игроки» - склонны к риску, чрезвычайно азартны и ставят на кон все, идут ва-банк, не думая о последствиях. Типы « трудных» детей К хрестоматийным трудным характерам, возникающим на почве генетического предрасположения, резидуально-органического поражения головного мозга и частично в результате неправильного воспитания, описанные ниже четыре типа. Типы «трудных» детей «странные чудаки»- Среди сверстников – белые вороны. Впрочем, они избегают сверстников и не участвуют в их играх. Типы «трудных» детей «настырные, вспыльчивые, жестокие» - Если таким детям что-то понадобилось, их не отвлечь и не уговорить. Типы «трудных» детей «демонстративные, лживые»- Такие дети с раннего возраста отличаются ярко выраженной склонностью к борьбе за всеобщее внимание к ним, восхищение ими. Типы «трудных» детей «неустойчивые, безвольные»- этих детей отличает безволие и безответственность. Отсутствуют сколько-нибудь серьезные цели, ценности и побуждения, нет обязательств, чувства долга по отношению к кому-нибудь или к чему-нибудь. Рекомендации для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков. Группы педагогических приемов: Созидательные – содействуют улучшению взаимодействий между взрослым и ребенком, установлению душевного контакта:Проявление доброты, внимания заботы;Просьба; Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:Поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях; Любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции; Форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;Награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;Поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;Помните важнейшее положение: чтобы ни случилось не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было;Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Уважайте тайну ребенка;Если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;Всегда учитывайте состояние ребенка;Не унижайте ребенка;Соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не ты «плохой» ,а «ты сделал плохо», не ты «жестокий», а «ты жестоко поступил». «авансирование личности» - предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;Обходное движение, связанное с защитой ученика от обвинения коллектива; прощение. Умение прощать – необходимое качество педагога;Проявление огорчения; Проявление умений учителя, его мастерство; Приемы, способствующие формированию у учеников правильного поведения. Убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога.Доверие. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.Вовлеченность в интересную деятельность.Пробуждение гуманных чувств.Нравственное упражнение. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Активизация сокровенных чувств ученика. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений. Спасибо за внимание!