«Весёлая семейка»:сценарий большого театрализованного представления для детей младшего школьного возраста к 110-летию писателя Николая Носова.


«Весёлая семейка»:
сценарий большого театрализованного представления для детей младшего школьного возраста к 110-летию писателя Николая Носова.
Цель: сохранение и распространение духовно – нравственных ценностей.
Задачи: воспитывать эстетический вкус обучающихся, формировать у них интерес к углубленному изучению детской литературы, развивать культуру речи, актёрское мастерство.Оформление: большая книга из картона «Весёлая семейка» с открывающейся обложкой (дверью), стол, стулья, кресло, диван. На заднике сцены: экран для показа презентации (стандартной: с портретом писателя, годами жизни, обложками книг). На стенах актового зала - рисунки детей по книгам писателя.
Музыкальное оформление: весёлые детские песенки, мелодии, мелодия для танца:
Гладков Г., Луговой В. «Песенка о волшебнике»
Пляцковский М., Шаинский В. «Чему учат в школе»
Прокофьев С. «Золушка. Па-де-шаль»
Птичкин Е., Пляцковский М. «Сказки гуляют по свету»
Рыбников А. «Птичка польку танцевала»
Солодовников Е. «На большом воздушном шаре»
Шаинский В., Остер Г. «Ужасно интересно»
Шаинский В. «Я больше не буду»
Шаинский В., Носов Н. «В траве сидел кузнечик» (минус)
Действующие лица:
взрослые: библиотекари Ольга Петровна и Марья Ивановна;
ведущие: девочки Нина и Валя (героини рассказов Носова);
герои рассказа «Замазка»: Костя, Шурик, буфетчица, гражданин, 2-3 зрителя;
герои рассказа «Саша»: Саша, Ира, Марина, милиционер, бабушка;
герои отрывка «На балу» из «Приключений Незнайки и его друзей»: Незнайка, Винтик, доктор Пилюлькин, Белочка, Синеглазка, Медуница (3 танцевальные пары), Самоцветик.
Ход мероприятия
Музыка: Пляцковский М., Шаинский В. «Чему учат в школе»
Библиотека. Конец рабочего дня. Библиотекари готовятся к празднику, посвященному творчеству писателя Николая Носова. Ольга Петровна просматривает презентацию о писателе. Марья Ивановна сидит в кресле, смотрит на экран, читает слова ведущего по сценарию в руках.
Марья Ивановна: Ольга Петровна, я буду задавать вопросы, а вы за детей отвечайте… (плохо знает текст, читает монотонно, без интереса). Ребята! По портрету на экране вы, наверно, уже догадались, какому писателю мы посвящаем праздник?!
Ольга Петровна: Николаю Носову!
Марья Ивановна: Правильно, ребята, Николаю Николаевичу Носову. В нашей библиотеке его книги – самые старенькие и потрепанные, т.к. наши читатели очень любят весёлых и жизнерадостных героев Носова. Биография писателя: Николай Носов родился в Киеве, в 1908 году, был рабочим и землекопом, торговцем газет и золотоискателем, по профессии кинорежиссёр - снимал мультфильмы для детей. Но стал детским писателем сначала для своего сына, а потом для всех детей.
Ольга Петровна: Марья Ивановна! Уже 5 часов, пора домой, утром повторим! (выключает аппаратуру).
Марья Ивановна: Но я не выучила!! Вы идите, Ольга Петровна, а я еще разочек повторю! Марья Ивановна повторяет несколько раз биографию писателя и неожиданно засыпает.
Музыка: Прокофьев С. «Золушка. Па-де-шаль»
Из большой бутафорской книги «Весёлая семейка» появляются 2 девочки, Валя и Нина.
Валя: Заходи, девочка. Мы - первые, значит, и будем ведущими. А то, куда ни посмотришь, везде Незнайка первый: на каждом празднике он - ведущий. А девчонок берут редко.
Нина: А тебя как зовут? Из какого ты рассказа Николая Носова?
Валя: Я - Валя. А из какого рассказа – угадай! Мой брат Петька - такой трусишка. Мы с ним любим играть. Однажды играли в 2-х поросят, построили под столом себе дом, завесили одеялом, чтобы нас волк не нашел. Вдруг Петька как закричит, как выскочит из домика! - волка испугался! (хохочет). А это я его за ногу схватила.
Нина: Какой же это рассказ? Не могу вспомнить! Можно, я ребят спрошу? Кто знает?
Дети - «Затейники»!
Валя: Правильно! А ты кто, откуда?
Нина: А я – Нина. Меня воспитывает бабушка. Однажды я вовремя не пришла домой и бабуля меня с милицией разыскивала. Но я потерялась не нарочно: я помогала ребятам, Валере и Андрюше, собирать металлолом. Валя, ты рассказ этот читала?
Валя: Читала-читала, но не могу вспомнить название... А может, кто из ребят вспомнит?
Дети - «И я помогаю»!
Нина: Правильно!
Валя: Смешная эта библиотекарша (показывает на Марью Ивановну). Не может выучить биографию нашего писателя. Мы-то всё знаем назубок.
Нина:
Писатель Носов Николай
Талантлив был с пеленок.
Родители гордились им:
Вот золотой ребенок!
Артист, фотограф, шахматист,
Играл на скрипке, пел он,
Подряд все книжки он читал
И занимался делом.
Валя:
Веселым фантазером рос,
Всех увлекал беседой.
Незнайку тоже сделал он
Смешным и непоседой.
Стал Носов другом для детей!
Его читают книжки,
Мечтают, весело живут
Девчонки и мальчишки!
Из «книжки» показывается голова Кости, героя рассказа «Замазка».
Костя: Ну, долго нам ещё ждать?
Валя: Нина, мы забыли, что надо объявлять концертные номера, мы же ведущие! Итак! Приглашаем на сцену героев рассказа «Замазка»!
Сценка «Замазка»!
Музыка: Шаинский В., Остер Г. «Ужасно интересно»
Шурик и Костя держат в руках оконную замазку, лепят из нее фигурки.
Костя: Посмотри, что у меня из замазки получилось.
Шурик: Ха-ха! Ливерная колбаса.
Шурик: Сам ты колбаса! Это змея. Пошли в кино! (отдает замазку Косте, тот кладет в карман). Костя, иди в зал, а я что-нибудь куплю в буфете. (Подходит к прилавку)
Продавец: Что будешь покупать, мальчик?
Шурик: Сколько стоит попкорн?
Продавец: Восемьдесят рублей!
Шурик: А шоколадка?
Продавец: Тридцать рублей!
Шурик: (считает копейки). А что можно купить на эти копейки?
Продавец (считая): Только два пряника получается. Берешь?
Шурик: Беру! (Продавец подает пряники)
Костя сел на сиденье, а на соседнее положил замазку. Пришел гражданин и сел на замазку.
Костя (в ужасе): Это место занято, здесь Шурик сидит.
Гражданин: Какой такой Шурик? Здесь я сижу. (Тут прибежал Шурик).
Шурик: Где замазка?
Костя: Тише!
Шурик: Кто это? Чего ж ты его боишься?
Костя: Он на замазке сидит.
Шурик: Что? На замазке?.. Так забери!
Несколько артистов-зрителей «смотрят кино».
Костя: Дяденька, отдайте замазку.
Гражданин: Какую замазку? Я ничего не брал у вас!
Костя: Вы сидите на ней.
Гражданин (подскочил, оглядывает брюки): Ну, где же ваша замазка, злодеи?
Костя: Она на стуле размазалась. Мы сейчас счистим!
Гражданин: Счищайте скорее, негодные!
Зритель сзади: Садитесь, вы нам мешаете смотреть!
Гражданин: Не могу, у меня тут замазка! (Мальчики счистили замазку).
Шурик: Ну, теперь хорошо. Садитесь. (Гражданин сел).
Шурик: Давай есть пряник.
Костя: Давай!
Костя: Послушай, у тебя пряник вкусный?
Шурик: Угу!
Костя: А мой - невкусный. Мягкий какой-то.
Шурик: А замазка где?
Костя: Замазка вот, в кармане…Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал замазку с пряником. Тьфу! (Бросает на пол замазку).
Шурик: Зачем ты ее бросил?
Костя: А на что мне она?
Шурик: Тебе она не нужна, а мне нужна. (Полез искать замазку). Вот ищи теперь!
Костя: Сейчас я найду. (Полез тоже искать замазку). Ай! (Внизу стукнулись лбами с Шуриком).
Шурик: Нашел?
Костя: Ничего не нашел.
Шурик: И я не нашел.
Костя: Давай лучше кино смотреть!
Мальчики уселись на стулья. Тут закончилось кино, зрители стали расходиться.
Костя: Что это за кино мы смотрели? Я что-то ничего не разобрал.
Шурик: Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины! (Уходят).
Музыка: Шаинский В., Остер Г. «Ужасно интересно»
Валя (смеется): Ну и смешные же эти мальчишки, Костя и Шурик! Мне кажется, что эта история приключилась в действительности с самим Николаем Носовым в детстве.
Нина: А сейчас посмотрите сценку «Саша»! ( Никто не выходит на сцену. Нина заглядывает в «книгу») - Эй, тут есть кто-нибудь? (Наконец, появляются герои сценки).
Музыка: Шаинский В. «Я больше не буду»
Сценка «Саша»
Саша: Миленькая сестричка, купи мне пистолетик! За это я всегда тебя и Иры буду слушаться.
Марина: Ты, Сашка, хитренький! Когда тебе надо, так ты подлизываешься и миленькими называешь, а как только мама уйдет, с тобой и не сладишь.
Саша: Вот увидите, как я буду вести себя хорошо.
Марина: Ладно! (Звонит по телефону). Ира, по пути зайди в магазин, купи этому чертенку пистолет. Обещал нас слушаться.
Саша: (прыгает, веселится). Обещаю, обещаю, только купите!
Пришла Ира, принесла пистолет.
Саша (обрадовался, поцеловал пистолет): Миленький мой, хорошенький пистолетик! (Выцарапал свое имя на пистолете, начал стрелять в сестер).
Ира: Довольно стрелять! Где твое обещание?
Саша: Трусиха! Сейчас я пойду во двор и буду пугать ребят пистолетом.
Во дворе начал стрелять и попал в проходившую мимо старушку.
Старушка: Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?
Саша: Нет!
Старушка: Что же, я не вижу, что у тебя пистолет в руках? Вот я пойду заявлю в милицию…(Уходит. Саша прибежал домой). Ира: Чего ты запыхался? Сразу видно, что чего-нибудь натворил.
Саша: Да ничего я не натворил – просто так… напугал бабку какую-то.
Ира: Какую бабку?
Саша: Ну «какую, какую»! Обыкновенную. Шла по улице бабка, я взял да и выстрелил.
Ира: А она что?
Саша: Пошла в милицию жаловаться. Я же не виноват, что бабка попалась такая пугливая.
Ира: Вот придет милиционер, он тебе покажет бабку!
Саша (заглядывает в окно): Наверно, бабушка меня просто попугать хотела. (Обнаружил, что нет пистолета в кармане, стал искать по всей квартире). Не успел даже поиграть! Такой пистолетик был!
Ира: Может быть, ты его во дворе потерял?
Саша: Наверно, за воротами выронил. (Спустился на крыльцо, увидел милиционера и назад).
Марина: Ну, нашел?
Саша: Тише! Милиционер идет! Сюда, к нам!
Марина: Эх ты, трусишка!
Саша: Да я вовсе и не боюсь его! Подумаешь, милиционер! (Зазвонил звонок).
Саша: Не открывайте ему! (Саша залез под диван. Зашел милиционер). Милиционер: Скажите, девочки, не у вас тут живет мальчик Саша?
Ира: У нас.
Милиционер: А вот он-то мне как раз нужен…
Марина: Он, понимаете, гулять ушел. А что вы про него знаете?
Милиционер: Знаю, что зовут его Саша, что у него был новенький пистолет.
Саша (чихнул): Апчхи!
Милиционер: Кто это там?
Марина: А это, понимаете, у нас собака…Э..э…А она у нас всегда под диваном спит.
Милиционер: Как же ее зовут?
Ира: Э…э… Бобик.
Милиционер: Бобик! Бобик! Фью! Фью! Фью! А собака какой породы?
Марина: Э…э… Порода эта вот… Как ее?.. Хорошая порода…
Ира: Длинношерстный фокстерьер!
Милиционер: О, это замечательная собака! У нее такая волосатая морда. (Заглянул под диван и увидел Сашу). Так вот тут какой фокстерьер! Ну-ка, вылезай, теперь все равно попался!
Саша: Не вылезу! Вы меня в милицию заберете.
Милиционер: За что?
Саша: За старушку.
Милиционер: За какую старушку?
Саша: В которую я выстрелил, а она испугалась.
Ира: Он на улице из пистолета стрелял, а мимо шла старушка и испугалась.
Милиционер: Ах, вот что! Значит, это его пистолет? (Достал из кармана Сашин пистолет).
Ира: Его, его! Это мы с Мариной ему подарили, а он потерял. Где вы его нашли?
Милиционер: Да вот тут, во дворе. Ну, признавайся, зачем напугал старушку?
Саша: Я нечаянно.
Милиционер: Неправда! Вот скажи правду – отдам пистолет обратно.
Саша: А в милицию не заберете?
Милиционер: Нет.
Саша: Я только хотел попробовать, испугается она или нет.
Милиционер: А вот это, братец, нехорошо! За это тебя следовало бы забрать в милицию, но раз я обещал не забирать…Вылезай и получай свой пистолет.
Саша: Нет, я лучше потом вылезу, когда вы уйдете.
Милиционер: Ну, я ухожу! (Он положил пистолет и ушел).
Саша (вылез из-под дивана): Вот он, мой голубчик! Снова вернулся ко мне! Не понимаю только, как это милиционер мое имя узнал?
Ира: Ты ведь сам написал свое имя на пистолете.
Марина: Ах ты, чучело! Из-за тебя нам с Ирой пришлось милиционеру врать! От стыда я чуть не сгорела! Вот натвори еще чего-нибудь, ни за что не стану тебя выгораживать!
Саша: А я и не буду больше ничего творить. Теперь сам знаю, что не нужно людей пугать.
Музыка: Шаинский В. «Я больше не буду»
Артисты уходят со сцены.
Нина: Ха-ха!! Какой смешной рассказ! А какой трусишка Сашка – испугался милиционера!
Валя: Нет, он чучело, этот Сашка, как сказала его сестра. Надо же, что удумал – стрелять в человека! Ну, хорошо, что все понял и дал обещание больше не хулиганить.
Незнайка (выглядывает из «книжки»): Нам пора?
Нина: Да! Встречайте героев повести о приключениях Незнайки и его друзей. Сценка «На балу»!
Музыка: Рыбников А. «Птичка польку танцевала»
3 пары малышей и малышек поднялись на сцену. Это начался бал. Пары танцуют, останавливаются по очереди, беседуют.
Сценка «На балу»!
Медуница (танцует в паре с Пилюлькиным, останавливаются): Доктор Пилюлькин, раны, царапины, синяки следует мазать медом… Мед – очень хорошее лечебное средство.
Пилюлькин: Не могу с Вами согласиться, Медуница. Все раны и царапины следует мазать йодом.
Медуница: Ваш йод обжигает кожу, а лечение медом проходит совершенно безболезненно.
Пилюлькин: Лечение медом подходит только для девочек, а для мальчиков Ваш мед совсем не годится.
Медуница: А Вам обязательно надо, чтобы было больно?
Пилюлькин: Обязательно. Если, например, Незнайка полезет через забор и оцарапает ногу, то царапину надо прижечь йодом, чтобы он запомнил, что лазить через забор опасно.
Медуница: Своим йодом Вы только увеличиваете страдания больного.
Пилюлькин: Доктор обо всем должен думать.
Медуница: С Вами просто невозможно разговаривать!
Пилюлькин: Нет, это с Вами невозможно разговаривать!
Медуница: Вы не очень-то вежливы!
Пилюлькин: А Вы…Вы!.. (Расходятся в разные стороны).
Винтик (танцует в паре с Белочкой, останавливаются): Любите ли вы конфеты?
Белочка: Очень. А вы?
Винтик: Я тоже. Но больше всего на свете я люблю пирожные.
Белочка: А я больше всего люблю мороженое… Я мечтаю выучиться ездить на автомобиле. У нас многие малышки научились – значит, и я смогу.
Винтик: Это очень просто. Сначала нужно выжать сцепление, потом дать газ… (Они продолжают танцевать. Танцуя, Незнайка наступил Синеглазке на ногу.)
Синеглазка: Ой!!! Давайте посидим лучше.
Незнайка: Извините, пожалуйста. А знаете, я ведь вовсе не умею танцевать.
Синеглазка: Незнайка, Вы совсем не похожи на себя! Другой на Вашем месте наврал бы с три короба, а Вы честно сказали, что не умеете. Я вижу, что с Вами можно дружить.
Незнайка: Конечно, можно.
Синеглазка: Мне нравится дружить с малышами. Я не люблю малышек за то, что они слишком много воображают о своей красоте и вертятся перед зеркалом.
Незнайка: Малыши тоже есть такие, которые любят смотреться в зеркало.
Синеглазка: Но ведь вы не такой, Незнайка?
Незнайка: Нет, я не такой.
Синеглазка: Я очень рада. Мы будем с вами дружить. Давайте писать друг другу письма.
Незнайка: Мы ведь недалеко живем. Можно и так поговорить.
Синеглазка: Ах, какой вы скучный, Незнайка! Ведь это так интересно – письмо получать!
Незнайка: Ну, хорошо. Я напишу письмо.
Самоцветик: Тишина! Тишина! Сейчас будет концерт. Внимание! Первая выступаю я. Я прочитаю вам свои новые стихи о дружбе:
Вы – ребята, мы – девчата.
Будем мир мы удивлять!
Надо всем нам подружиться,
Надо дружбу укреплять!
Участники бала аплодируют.
Внимание! Сейчас выступит сводный хор малышек и малышей. Песню про кузнечика сочинил мой коллега Цветик.
Музыка: Шаинский В., Носов Н. «В траве сидел кузнечик» (минус)
Все поют:
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик (2 раза),
Зелененький он был.
Представьте себе (2 раза),
Совсем как огуречик!
Представьте себе (2 раза),
Зелененький он был.
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку (2 раза),
И с мухами дружил.
Представьте себе (2 раза),
Не трогал и козявку!
Представьте себе (2 раза),
И с мухами дружил.
Но вот пришла лягушка,
Прожорливое брюшко (2 раза),
И съела кузнеца.
Представьте себе (2 раза),
Прожорливое брюшко!
Представьте себе (2 раза),
И съела кузнеца.
Винтик (плачет): Такой хороший кузнечик был!
Белочка (плачет): Совсем никого не трогал и с мухами дружил!
Винтик (плачет): И за это его лягушка съела!
Самоцветик: Не плачьте! Не съела лягушка кузнечика! Это неправда. Она муху съела.
Незнайка (плачет): Я домой хочу!!!
Винтик: Придется, друзья, отправляться в обратный путь. Незнайка домой захотел, да и я тоже.
Пилюлькин: Да, братцы, пора домой, ведь без меня в Цветочном городе может кто-нибудь заболел, а лечить некому.
Незнайка: Что ж, погуляли – и хватит. Надо когда-нибудь и домой возвращаться.
Синеглазка: Вот мы и расстаемся с вами. (Малышки плачут)
Музыка: Солодовников Е. «На большом воздушном шаре»
Незнайка: Не плачьте. Когда-нибудь мы снова сделаем воздушный шар…И прилетим к вам.
Самоцветик: Прилетайте весной, когда зацветут яблони! У нас красиво весной.
Все малыши: До свидания!!!
Все малышки: До свидания!!!
Уходят со сцены.
Валя: Здесь Незнайка какой-то подозрительный, на себя не похож: не хулиганит, вежливый, плачет?!
Нина: Да какая разница! Главное, праздник прошел интересно! А вам понравилось, ребята?
Дети: Да!!
Валя: Слушай, Нина, а библиотекарша ещё спит?
Музыка: Гладков Г., Луговой В. «Песенка о волшебнике»
Библиотекарь давно проснулась и смотрела весь концерт.
Нина: Она проснулась! Бежим домой, а то уже светает. Скоро читатели придут в библиотеку! ( Возвращаются в «книгу»).
Марья Ивановна: Ребята, это мне приснилось, или я видела героев Николая Носова живьем? (Дети отвечают: Живьем!). Тогда мне повезло! Я побежала их догонять. Девочки! Нина, Валя, постойте, вы поможете нам провести сегодня праздник Николая Носова?!
Музыка: Птичкин Е., Пляцковский М. «Сказки гуляют по свету»
Все герои выходят на поклон
Библиография:
Носов, Н.Н. Веселая семейка: повесть, рассказы.- Минск: Юнацтва, 1991.-318 с.: ил.
Носов, Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей: сказочная повесть. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 1993. - 718 с.: ил.
Затейники и фантазеры: к 95-летию со дня рождения Н.Н.Носова.// Школьная библиотека. -2003. - №7. - С.14-20.
Николай Николаевич Носов: выставка в школьной библиотеке. - М.: 2008. - (Проф. библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Вып.7)
Педагог-библиотекарь МБОУ СОШ № 3 г. Канска Красноярского края Мясоедова Валентина Павловна v.myasoedova8081@mail.ru