Презентация по истории на тему Отражение борьбы с Наполеоном в литературе (8 класс)


Отражение борьбы с Наполеоном в литературе.Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе. Предмет исследования – использование художественной литературы в обучении истории на примере изучения темы «Отечественная война 1812 года", на уроке по истории России в 8 классе. Цель исследования – показать значимость и эффективность применения художественной литературы на уроках истории. Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе.Художественная литература, повествующая о событиях отечественной и зарубежной истории чрезвычайно разнообразна и обширна, поэтому учителю предоставляется огромный простор в выборе произведений для их применения на уроках. Безусловно, выбор конкретных романов, поэм, стихотворений и повестей зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель. М. Горький однажды отметил: "А много ли может дать ребятам учебник, – скажем школьный курс истории, – если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов, которые дали бы детям представления о различных эпохах и действующих лицах истории". Словами великого классика я хотела подтвердить важность использования художественной литературы для обучения детей истории, а также показать одну из целей ее применения: формирование научно-исторических представлений у учащихся за счет художественных образов. Широкое применение исторической беллетристики – одно из условий эффективного обучения истории. Она способствует лучшему пониманию учениками событий прошлого и в то же время помогает им почувствовать и увидеть "краски и дух эпохи". Ее использование в преподавании дает возможность сжать и конкретизировать огромный исторический материал, сформировать у учащихся яркие образы прошлого, которые составляют неотъемлемую часть их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагмент произведений учитель привлекает, что 6ы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Еще одной немаловажной целью привлечения художественной литературы является эмоциональное воздействие на учеников, которое важно для создания духовно – нравственных идеалов и воспитания патриотических качеств в ребенке путем прочтения соответствующих отрывком учениками или за счет эмоционального слова учителя. 19 век – век особый, век взлета русской литературы, музыки, живописи, науки и философии, эпоха, в которую сложился русский литературный язык, русское искусство стало классическим, т.е. образцовым для последующих поколений русских людей – многие из создателей «золотого века», жили и творили вдохновляясь образами и переживаниями, рожденными «грозой 12-го года». А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, В.А. Жуковский, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой. «Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельною песней, моей Илиадой и Одиссеей» – писал Герцен. Русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ; брат С.Н. Глинки, издал "Письма русского офицера," «Иль все падем в родных полях, «Там в пекле край…», «Очерки Бородинского сражения», «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)Глинка Федор Николаевич Начинает выходить журнал «Сын отечества», произведения о первой отечественной войне, опубликованные на его страницах, сплачивали, воодушевляли и укрепляли духовно русских людей в трагическое и грозное время. Осенью 1812 года в «Сыне отечества» печатаются басни И. А. Крылова «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и курица». Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику Кутузов Так в басне «Обоз», напечатанной в ноябре 1812 г ., Крылов пытается защитить полководца от нападок молодых военных и императора Александра I, упрекавших Кутузова в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче МосквыКрылов Иван Андреевич Эпизод басни Обоз Другая басня «Волк на псарне», была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через Лористона, имевшего 23 сентября 1812 г . свидание с Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам при Тарутине. По свидетельству современника «Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «а я приятель сед», снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою». Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г .: «Скажи Крылову,— писал Батюшков,— что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием». Эпизод басни «Волк на псарне» В басне «Ворона и курица» отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 г . Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона, наиболее романтично настроенные ее представители ожидали, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые «по -смердяковски» надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом. Эти настроения до поры до времени не совпадали с отношением основной части дворянства и простого народа к общенациональному делу – отечественной войне против жестокого и безнравственного врага. Иллюстрация к басне «Ворона и Курица». В. А. Жуковский осенью 1812 г ., в Тарутино, создал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославил поименно многих погибших и живых героев войны. В 1812 году Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы» с подзаголовком «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Ода сразу же приобрела огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Василий Андреевич Жуковский. Как отразились события 1812 г . в творчестве А. С. Пушкина? Войне посвящены стихотворения «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году» и «Наполеон на Эльбе», «Наполеон», «Перед гробницею святой» , «Полководец», прозаический этюд «Рославлев», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина»  В 1815 году он написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен коварным и безжалостным злодеем, жаждущим мщенья, но через шесть лет в оде «Наполеон» мы видим совсем другой образ – многогранный, трагический и проникновенный. В этом стихотворении уже названа основная причина крушения великого императора –   безнравственная и разрушающая душу, гордая и потому обреченная «идея наполеонизма», так глубоко раскрытая впоследствии Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание».А.С.ПушкинЭпизод стихотворения « Наполеон на Эльбе» Как не вспомнить «Горе от ума» А. С. Грибоедова и знаменитую «лакейскую» реплику Скалозуба « пожар способствовал ей много к украшенью»? «Не поминайте нам, уж много ли кряхтят, с тех пор дома и тротуары и все –на новый лад» – отвечает Фамусов. Война 1812 г . оказала огромное воздействие на развитие общественной мысли 19 века, события 1812 г вызвали рост национального самосознания и патриотический подъем в стране. Во время борьбы с Наполеоном манифесты славянофила Шишкова стали средством обращения к русскому народу, к его национальному чувству. В канун войны он говорил: «Вера, воспитание и язык суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к отечествуА.С. Шишков Толстой «Война и мир». Гвардейское столичное офицерство, некоторые представители которого не знали толком русского языка, будущие декабристы дневали и ночевали вместе со своими солдатами, от взаимопонимания между ними зависела не только победа, но и жизнь. «Неразумный невежественный народ», и вдруг – одевающий перед боем чистые рубашки, отказывающийся пить водку – «не такой день». «Чудесный, бесподобный народ!» – говорит, узнав об этом, Кутузов в «Войне и мире». Лермонтов. Он в количественном отношении написал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и особенно близкими нашему. Стихотворение «Бородино» было написано в канун 25-летия Отечественной войны. Именно так, глазами простого человека, народа захотел Лермонтов взглянуть на те события. Неслучайно, что именно это стихотворение зазвучало в годы Великой Отечественной войны. Его читали по радио и цитировали в публицистике. Фронтовая газета «Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 г . с призывом «Ребята, не Москва ль за нами!»Лермонтов Михаил Юрьевич Гражданственность, национальное самосознание, чувство национального достоинства, патриотизм - черты, характерные для русской литературы с древнейших времен, усилились после Отечественной войны 1812 г., когда развитие национального самосознания резко ускорилось. Уже в ходе Отечественной войны создавались исторические анекдоты, записки участников войны (Ф. Глинки, Д.Давыдова, Н. Дуровой, И. Лажечникова). Следствием возросшего национального самосознания народа явились появление исторических повестей о войне 1812 года, и, в целом, серьезный подъем историко-художественной прозы (повести М.Н. Загоскина, исторические романы и повести Милославского, Лажечникова). Чувством патриотизма проникнуто поэтическое творчество Державина, Карамзина, Жуковского, Крылова, Востокова; затем - Пушкина, Пущина, Лермонтова и многих других.Отечественная война 1812 г Отечественная война 1812«…ежели уж так пошло –надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах, ибо война теперь необыкновенная и национальная, и надо поддержать честь свою и славу». П. Багратион
«У Русского царя в чертогах естьПалата,Но не найдете в ней Ни серебра, ни злата…»В этой галерее Зимнего дворца находятся портреты героев 1812 года
Барклай-де-Толли Михаил Богданович(1761-1818)«Стоическое лицо Барклая есть одно из замечательных в нашей истории».А. С. Пушкин

Багратион Петр Иванович(1765-1812)Когда все русское за родину стремилось,Он двинулся с мечом – и пал – и стихнул гром.Герой! Отечество в тебе одномСта тысячи сынов лишилось! «Русский вестник», 1812

Кутузов Михаил Илларионович(1745-1813)Маститый страж страны державной,Смиритель всех ее врагов. А.С. Пушкин

Из воспоминаний Василия Жуковского, наблюдавшего за сражением:« Мы стояли в кустах на левом фланге, на который напирал неприятель; ядра , невидимо откуда, к нам прилетали; все вокруг нас гремело; огромные клубы дыма подымались на всем полукружии горизонта, как будто от повсеместного пожара, и наконец ужасной белой тучей обхватили половину неба, которое тихо и безоблачно сияло над бьющимися армиями»


Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою. А.С. Пушкин