Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»












ПРОЕКТ

Урок-исследование по окружающему миру «Кто такие птицы?»




Учитель начальных классов
МБОУ «Большекабанская сош»
Лаишевского муниципального района РТ
Макарова Нина Дмитриевна








2014 г.





Постановка проблемы:
Проследить процесс конструирования занятия, отвечающего требованиям стандарта второго поколения и показать, как можно в рамках уроков-исследований реализовать базовый и повышенный уровень сложности.

Цель проекта:
Создать урок, основанный на применении проблемно-исследовательского метода по предмету «Окружающий мир».

Задачи проекта:
Изучить научно - методическую литературу.
Найти и использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.
Расширить представление учащихся о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц.
Научить пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.

Актуальность
Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников – с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности.
Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир».
Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2 . Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010..
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5.Сергеев И.С. Как реализовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. И.С. Сергеев , М.. АРКТИ, 2007.
6. Романовская М.П. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие. М. Цкентр «Педагогический поиск», 2006.

Тема: Кто такие птицы?

Обобщение урока: клюв, две лапки и наличие перьев – отличительные признаки птиц. Цель: 1) расширить представление о птицах, познакомить ребят с отличительными признаками птиц;
2)организовать деятельность, подвести детей к пониманию учебной задачи урока и стремиться ее выполнить.
Материалы к уроку: тексты, иллюстрации, рабочие листы

Планируемый результат
Дети научатся:
Распознавать птиц;
Выделять отличительные признаки птиц;
Использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.

Оборудование: слайды «Птицы мира» и «Птицы нашего края», мультимедийная установка.

Умения, характеризующие достижение этого результата:
- узнавать птиц по фотографиям и рисункам;
- называть отличительные признаки птиц;
- пользоваться естественно - научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.
Схема работы.

Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Материал

1. Актуализация знаний, мотивация

Беседа. Отгадывание загадок о птицах. Презентация. «Птицы мира»
- о ком пойдет речь?
- что вы знаете о птицах?
Фиксирует вопрос на доске:
- каковы отличительные признаки птиц?
Учитель записывает предположения детей на «облачках» и вывешивает на доску.
- предположений много, но все ли они верны?
- например: только ли птицы летают? Только ли у птиц перья? Какие особенности характерны для птиц и только для птиц?
-формулируется цель исследования: изучить разные материалы о птицах с целью проверки гипотез и нахождения их отличительных признаков.
Сидят за партой. Ведут диалог. Ребята высказывают свои предположения. Ставят учебную задачу.
Отвечают на вопросы о птицах.

Загадки о птицах. Презентация «Птицы мира»

2. Исследование в малых группах
Каждой группе предлагается материал
Дети делятся на 4 группы.
Тексты: «Для чего птицам ноги?», «Клюв», «Оперение птиц», «Для чего птицам крылья?»
Рабочие листы
Иллюстративный материал


3. Обмен информацией
1.Дает возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.
2. По ходу представления материалов прикрепляет таблички, на которых написаны признаки птиц, выделенные детьми.
Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. По очереди ребята рассказывают всему классу об отличительных особенностях птиц.


4. Организация информации, обобщение
Предлагает организовать полученные сведения:
¬°- какие признаки присущи птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным?;
- найденные сведения классифицируются на 2 группы.
Можно ли теперь ответить на поставленный вопрос: какие отличительные признаки присущи птицам и только им?
Ответы детей:
- у всех птиц есть клюв, две лапки, все птицы покрыты перьями.
Рабочие листы, тексты.

5.Подведение итогов
1. Необходимо вернуться к предположениям детей, выяснить, какие из них подтвердились, а какие нет.
Собеседование.
Слайд «Птицы нашего края»

6. Домашнее задание
Подготовить рассказ о какой-либо птице.





Приложение к уроку
Клюв.

Птичий нос не только нос, но еще и рот. Поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц.
Клювы у птиц разные, потому что пища у них разная.
У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зерна, - толстые и тупые.
Клювом птицы щиплют, хватают, купают, долбят, нападают. Самый большой клюв у пеликана, а самый маленький – у ласточки.

Рабочий лист.

Мы узнали, что только у птиц бывает_________________________________
Соедините, кто чем питается.
Насекомые
Лягушки
Рыба, рачки
Ягоды, орехи, семена
Мелкие грызуны
Фотографии или рисунки: ласточка деревенская, аист, большой баклан, пеночка, кроликовая сова, атласный шалашник.

Для чего птицам ноги?

В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они птице не только для того, чтобы ходить.
Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят.
Обычно на ноге и птицы четыре пальца. Форма пальцев и длина ног и птиц бывает разная.
У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птице грести лапами, будто веслами.

Рабочий лист.

Мы узнали, что отличительный признак птиц – это ______________________________________________.
Задание: впишите название птиц. Соедините птиц с их лапками.
Длинные пальцы_______________________ позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил.
Перепонки между пальцами у _____________________ помогают им легко плыть.
Оперенная лапа _______________________ удерживает ее на рыхлом снегу.
Лапа ___________________________ с противонаправленными пальцами держат его на вертикальном стволе дерева.
Лапа __________________________ с когтями, обращенными друг к другу под прямым углом, хорошо схватывает добычу.
Уникальная двупалая лапа _______________________ приспособлена для быстрого бега.

Фотографии птиц: дикой утки, страуса, цапли серой, дятла, куропатки (без лапок) и их лапок отдельно.
Для чего птицам крылья???
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц бывает разная.
Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Птица с большими крыльями чаще планирует (им тяжело махать крыльями).
Очень длинные крылья у стрижа, у альбатроса крылья достигают полутора метров.
Рабочий лист.
Нарисуйте птиц с длинными и короткими крыльями.

Оперение птиц.
Все тело птиц покрыто перьями. Ни у каких животных перьев нет.
Перья спасают птицу от ушибов, холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Пуховые перья (маленькие, пушистые) помогаю птицам сохранять тепло.
Летают птицы с помощью маховых перьев. Это жесткие и упругие перья.
У всех перьев есть стержень и бороздки.
Рабочий лист.
Нарисуйте перья, подпишите части пера.
Пуховое перо Маховое перо

Все ли птицы летают?

Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнезда повыше.
Но умение летать не является отличительным признаком птиц.
Страус – самая крупная птица в мире. Для полетов он слишком тяжелый, а перья на крыльях короткие.
Но у страуса длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.
У страуса крепкий клюв, которым он может даже проломить череп врагу.
Рабочий лист.

Задание: распределите изображенных на фотографиях птиц на две группы:
Нелетающие птицы Летающие птицы
Фотографии: киви, страус, шлемоносный казуар, иволга, атласный шалашник.











Понимая существующее разнообразие программ по предмету «Окружающий мир» с одной стороны, и необходимость удовлетворения разноуровневых и разнонаправленных познавательных интересов младших школьников – с другой, можно не ограничиваться рамками одной программы. В рамках уроков-исследований можно реализовать базовый и повышенный уровень сложности.
Создание уроков, основанных на применении проблемно-исследовательского метода вне зависимости от используемой программы по предмету «Окружающий мир».









13PAGE 141915


13PAGE 14915




Заголовок 2Вђ Заголовок 915