Презентация и конспект урока по литературному чтению на тему Обобщение по разделуИ кот учёный.. (3 класс)


-1-
Лит У 90
Тема: Обобщение по разделу. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» Цели урока: Обобщить знания, полученные в ходе изучения произведений в этом разделе, а именно новые литературоведческие понятия, новые жанры детской литературы. Упражняться в выразительном чтении наизусть стихотворений, выборочном чтении и пересказе фрагментов сказок, слушании фрагментов сказок в аудиозаписи, инсценировке фрагментов сказки.  Воспитывать интерес к детской литературе, к работе с книгой, к урокам литературного чтения. 
1). Организационный момент.
2). Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1 «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
Откуда эти слова? Это название раздела, который мы закончили изучать.
А почему они взяты в кавычки? Это цитата.
А что такое цитата? Дети дают определение.
Слайд 2  ЦИТАТА.
Итак, сегодня мы вспомним все новые литературоведческие понятия, с которыми познакомились в этом разделе и раньше. Поупражняемся в выразительном чтении наизусть, в выборочном чтении и пересказе текстов сказок, инсценировке отрывка из сказки.
Давайте вспомним, какое и чьё произведение открыло этот новый раздел? Стихотворение-сказка Г.Сапгира «Леса-чудеса» 3). Рассказывание наизусть стихотворения-сказки Г.Сапгира «Леса-чудеса»
Чем отличается эта сказка от других сказок? Она необычная, особенная, странная. (В ней нет борьбы добра и зла.)
А вот Льюис Кэрролл (псевдоним Чарльза Доджсона, английского писателя, автора книги «Алиса в стране чудес») писал так:
«А рядом спутницы со мной –
Три юные созданья.
Все трое просят поскорей
Рассказывать им сказку.
Одной – смешней, другой – страшней,
А третья скорчила гримаскуИ просит сказку постранней.
Какую выбрать сказку?
Какую сказку вы назвали бы смешной? (С.Маршак «Сказка про козла»).
А пострашней? ( А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).
А грустной? (Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») 
4).  «Узнайте сказку!»
Слайд 3 «Тигриная шкура». (Ослиная шкура) «Медведь и лиса». (Кот и лиса) «Купец – Синдбад» (Синдбад – Мореход) «Как старик гусей заработал». ( Как мужик гусей делил) «Стойкий деревянный солдатик» ( Стойкий оловянный солдатик). «Никита Силач». (Никита Кожемяка) «Чудесник малахитового города». (Волшебник Изумрудного города) «Сказка про зайца». (Сказка про козла)
А как называется отрывок из любого произведения? Фрагмент
Слайд 4 Фрагмент
Из каких частей состоит любой текст? 1. Начало. 2. Развитие. 3. Кульминация. 4. Итог. А как называется начало в сказке?  зачин. 5). Выборочное чтение зачина сказок этого раздела. 
А на какие группы делятся сказки в зависимости от их сочинителя? Литературные (авторские) , народные
Слайд 5
А в зависимости от родины их сочинителя? русские  зарубежные Клик
А на какие ещё группы делятся сказки? волшебные  бытовые  о животных  богатырские Клик
Приведите примеры для каждой из этих групп.
А что характерно для волшебных сказок? Волшебные герои, волшебные предметы.
Назовите их из прочитанных сказок.
Слайд 6 (рыба, глотающая корабли; змей, волшебная палочка, сундук с нарядами…)
Давайте распределим изученные сказки по группам.
Слайд 7 литературные, народные
6). Обобщение знаний учащихся об изученных сказках
1.Чем занимался Синдбад?
2.Как звали лису и кота из одноимённой сказки?
3.Кто и как пропахал межу от Киева до моря Кавстрийского?
4.В какой сказке узнали о чёрном тролле, кто это?
5.Сколько лет путешествовал Синдбад- мореход?
-2-
6.Кто такая «Ослиная шкура»?
7.За что наградил помещик Степана?
Слайд 8 Вопросы учёного кота:
Слайд 9 Составь пару.
Слайд 10 Там на неведомых дорожках.
Если вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать:
Одета в юбочку из тончайшего батиста, через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка.
Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим - мундир.
Вымазала себе лицо сажей, натянула мерзкую шкуру, чтобы её никто не узнал и вышла из дворца.
В ту пору кожи мял, держал в руках 12 кож; как увидал он, что к нему пришёл сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись.
Ходил-ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил, залез на чердак и полёживает себе, а захочет есть – пойдёт по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!
Голова его походила на котёл, а туловище – на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нём был косматый плащ из звериных шкур.
Слайд 11 Почтальон Печкин.
Друзья, узнайте, кто прислал телеграмму?
Спасите! Кто поможет мне, я отдам половину моего богатства.
Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!
Сейчас же послать за нею!
Выходи лучше в чистое поле.
Надо спасать Элли!
Не горюй так сильно, милая!
Слайд 12 Свет мой, зеркальце, скажи
С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о внешности.
Сказочный герой обладает качествами характера. Соотнеси качества характера с персонажами сказок.
Слайд 13
Любознательность, смелость, находчивость,
решительность, смирение с силами природы. Котофей Иванович
Ленив, находчив, хитер, своего всегда добьётся. СиндбадХитра, находчива, сообразительна, хлопотлива, заботлива. Король
Упрям, настойчив, целеустремлен,
ничто не остановит для достижения целей,
о чувствах не задумывается. Лизавета Ивановна
Умна, упряма, присуще душевная красота, трудолюбива, благородна. Принцесса
Сообразительность, находчивость, оригинальность, смышленость. Оловянный солдатик
Настойчивость, терпеливость, честность, серьёзность, храбрость, стеснительность, стойкость. Никита Кожемяка
Мужественность, уверенность в своей правоте, хитрость, скромность. Защитник. Степан
7). Итог урока.
Для всех сказок характерна борьба добра со злом, в результате которой побеждает добро. А какие человеческие качества характеров героев помогают им в этой борьбе? Доброта, ум, стойкость, смелость, самоотверженность, скромность, вежливость, трудолюбие, смекалка… Давайте и мы с вами в нашей реальной жизни сохраним их в себе или будем стремиться к ним! Слайд 14 Высоцкий «Песня Кэрролла»
Д/з:
Слайд 15