Календарно-тематическое планирование курса биологии. 5 класс ФГОС. УМК Сферы.

Утверждено:
Зам. директора по КШИ
_________ С.Б.Можейко
«____» сентября 2015г.

Календарно-тематическое планирование по курсу биологии 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Примерные программы по учебным предметам. Серия «Стандарты второго поколения». Биология 6-9 классы /отв.редактор Л.И.Льняная. – М.: Просвещение, 2013.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Объём часов: 34
№ п/п
Дата
(месяц)
Тема урока
Тип урока
Средства обучения
Методы организации
уч.-познават. деятельности
Формы контроля
Формируемые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) в рамках изучения темы

Тема 1: «Введение» (4 часа)

1
сентябрь
Биология-наука о живых организмах
Изучение нового материала

Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа.
Оценка устных ответов.
Познавательные:
Определять предмет изучения биологии и объяснять значение биологии и организмов в жизни человека.
Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии.
Регулятивные:
Уметь организовать выполнение заданий учителя по алгоритму, согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Личностные:
Знать основные правила отношения к живой природе.

2
сентябрь
Условия жизни организмов.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Объяснение.
Работа с учебником
Оценка представленных творческих работ по теме: «Биологические науки и мои ассоциации»



3
сентябрь
Основные свойства живых организмов.

Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа. Иллюстрация.
Фронтальный опрос, тестирование


4
сентябрь
Осенние изменения в жизни растений
Экскурсия
Инструкционные карты для выполнения отчёта об экскурсии
Частично-поисковый
Отчёт об экскурсии


Тема 2: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» (12 часов)

5
октябрь
Царства живой природы:
Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа. Иллюстрация.
Презентация итогов экскурсии
Познавательные:
Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.
Приводить примеры и сравнивать представителей разных отделов и типов.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Называть условия, необходимые для жизни разных организмов.
Регулятивные:
Уметь работать в группе, в паре.
Уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы.

6
октябрь
Деление царств на группы.
Применение знаний и умений
Инструкционные карты для выполнения лаб.работы
Лаб. работа по теме: «Разнообразие отделов растений»
Отчёт о работе


7
октябрь
Среда обитания. Экологические факторы.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа. Иллюстрация.
Самоконтроль


8
октябрь
Вода как среда жизни.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный.
Взаимоконтроль


9
октябрь
Наземно-воздушная среда жизни.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лаб. работа по теме: «Экологические группы наземных растений по отношению к воде»
Отчёт о работе


10
ноябрь
Свет в жизни растений и животных.
Урок-практикум
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Пр. работа по теме: «Влияние света на рост и развитие растений».
Отчёт о работе


11
ноябрь
Почва как среда жизни.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный.
Самоконтроль


12
ноябрь
Организменная среда жизни.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный.
Оценка устных ответов.


13
декабрь
Сообщество живых организмов.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный.
Тестирование


14
декабрь
Роль грибов и бактерий.
Комбиниров.
Видеоролик
Работа с учебником
Контроль учителя



15
декабрь
Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Частично-поисковый
Взаимоконтроль
Личностные:
Знать правила бережного отношения к окружающей среде во всех её проявлениях.
Уметь работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками в процессе учебно-познавательной деятельности.

16
декабрь
Обобщение по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Урок проверки знаний и умений
Индивидуальные контрольные задания.
Фронтальная беседа и письменный контроль
Контрольная работа


Тема 3: «Клеточное строение живых организмов» (9 часов)

17
январь
Устройство увеличительных приборов.
Изучение нового материала
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №3. «Устройство увеличительных приборов».
Отчёт о работе
Познавательные:
Уметь давать определения биологическим понятиям и устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Уметь делать выводы на основании сравнений.
Регулятивные:
Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

18
январь
Развитие знаний о клеточном строении живых организмов
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №4
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Отчёт о работе


19
январь
Состав и строение клеток.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №5 «Состав клеток растений»
Отчёт о работе


20
февраль
Строение бактериальной клетки.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный
Контроль учителя


21
февраль
Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы.

Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения практической
работы.
Презентация
Практическая работа № 2 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».
Отчёт о работе



22
февраль
Строение клеток.

Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №6 «Строение клетки листа элодеи».
Отчёт о работе
Коммуникативные:
Уметь слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Личностные: выполнять лабораторные и практические работы. Соблюдать Т/Б.

23
февраль
Образование новых клеток.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа, работа с книгой.
Контроль учителя


24
март
Одноклеточные организмы.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №7
«Строение животной клетки».
Отчёт о работе


25
март
Колониальные и многоклеточные организмы
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа, работа с книгой.
Самоконтроль


Тема 4: «Ткани живых организмов» (9 часов)

26
март
Покровные ткани растений
и животных.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа, работа с книгой.
Контроль учителя
Познавательные:
Уметь сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Устанавливать элементарные причинно-следственные связи на основе наблюдений.
Выполнять лабораторные работы. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б.
Регулятивные:
Уметь определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.
Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


27
март
Строение покровной ткани листа.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №8
«Строение покровной и синтезирующей ткани растений»
Отчёт о работе


28
апрель
Механические и проводящие ткани растений.
Изучение нового материала
Видеоролик и презентация
Объяснительно-иллюстративный
Самоконтроль


29
апрель
Основные и образовательные ткани растений.
Комбиниров.
Видеоролик и презентация
Фронтальная беседа
Тестирование


30
апрель
Соединительные ткани животных.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных»
Отчёт о работе



31
апрель
Мышечная и нервная ткани животных.
Применение знаний и умений
Алгоритм выполнения лаб.
работы.
Презентация
Лабораторная работа №10
«Строение мышечных и нервной тканей животных»
Отчёт о работе
Комуникативные:
Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Уметь отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.
Уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.
Уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение.
Личностные:
Иметь начальные представления о целостности природы.

32
май
Контрольно - обобщающий урок (в рамках промежуточной аттестации)
Применение знаний и умений

Контрольная работа (итоговая)
Контроль учителя


33
май
Весенние явления в жизни
растений родного края
Экскурсия
Инструк. карты для выполнения отчёта об экскурсии
Частично-поисковый
Отчёт об экскурсии


34
май
Заключительный урок. Летние задания.



Учитель: Завгороднева Е.Л.