Литературно — музыкальная композиция, посвященная памяти Георгия Замаратского (к 85 — летию со дня рождения) «Мой Илим — лишь частичка Родины»


МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных»
«Мой Илим - лишь частичка Родины»
Литературно - музыкальная композиция,
посвященная памяти Георгия Замаратского
(к 85 - летию со дня рождения)
Авторы: Лаврентьева Арина Васильевна,
учитель русского языка и литературы;
Войнаровская Татьяна Александровна,
библиотекарь
Цели:
- знакомство с жизнью и творчеством Георгия Замаратского;
- патриотическое воспитание, воспитание любви к своеймалой родине, чувства ответственности за ее судьбу;
эстетическое воспитание, формирование умения видетькрасоту родной природы через поэтическое слово иживопись Георгия Замаратского;
развитие творческих и артистических способностей обучающихся, работа над выразительным чтением.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
- портрет Г. Замаратского;
- книжная выставка «Певец Илимского края»;
аудиозапись песен.
Форма проведения:
Литературно – музыкальная гостиная «Пока горит свеча» для обучающихся 8-11 классов.
Ведущие:
Войнаровская Т.А. - библиотекарь школы
Лаврентьева А.В.- учитель русского языка и литературы
Музыкальный руководитель:
Погодаева Н.А.- учитель музыки
Компьютерная презентация:
Конева Е.С.- учитель информатики
Вед.1 Родина. Отчий дом. У каждого эти слова вызывают свое, ни с чем несравнимое чувство, словно зазвенит в душе самая нежная струна.
Песня: «Малиновый звон».
Вед.1. Как известно, понятие «родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с ее многовековой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где находятся могилы его предков.
Вед.2. Наш земляк Федор Петрович Тараненко в очерке «Вот моя деревня» пишет: «Кто ты? Зачем? Где корни твои? Живет на земле человек и не задумывается подчас об истоках своих. Но можно ли стать патриотом, не зная, не любя свою малую родину, малый уголок, где ты родился, где жили на земле твои деды и прадеды».
Вед.1. Писатель Валентин Распутин в книге «Что в слове, что за словом?» писал: «Родину, как и родителей, не выбирают. Она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре».
Вед.2. Таким центром Земли для нашего земляка Георгия Замаратского стала Илимская земля. Художник, поэт, писатель. Вся его жизнь и творчество связаны с родным Приилимьем.
Вед.1. «Человек, влюбленный в красоту». «Любовью к Родине томим». «Певец Илима».«О малой родине с любовью». Так писали о Георгии Иннокентьевиче Замаратском в газетах. Поэзия Замаратского - это симфония любви к родному краю.
Стихотворение. «Меня закаливали ветры».
Вед. 1.Родился Георгий Иннокентьевич Замаратский 18 ноября 1928 года в деревне Погодаевой Нижнеилимского района Иркутской области. Родная деревенька Погодаева из 40 дворов, приветливо раскинутых вдоль берега Илима. Смотрела деревенька окнами на юг, оттого и казалась веселой и жизнерадостной.
Стихотворение «Я помню родную деревню».
Песня: «Снится мне деревня».
Вед. 2.Семьи на Илиме были сплошь многодетными. 5-6, а то и 10 детей была норма. В семье Замаратских было 6 детей. Отец его Иннокентий Михайлович, окончивший 3-классное училище, был один из местных грамотеев.
Вед. 1. Маленькому Гоше нравилось наблюдать, как отец, придя с работы, устало ложился на диван в ожидании ужина и развертывал свежую газету. Во 2 классе, подражая отцу, Гоша попросил и для себя выписать детскую газету «За здоровую смену». Й газете печатались и стихи детей. Однажды попробовал написать свое первое стихотворение и Георгий. Он верил, что стихотворение о параде на Красной площади обязательно напечатают. Начинающий поэт отправил свое стихотворение в газету. Он получил ответ: «Мальчик, не пиши о том, чего не видел». Было досадно и обидно. Гоша недоумевал, как они там, в Иркутске, могли узнать, что он не был в Москве.
Вед. 2. На следующий год Гоша сделал еще одну попытку написать стихи. Он написал 3 стихотворения, на сей раз о том, что видел своими глазами и сам неоднократно испытывал.
Дети лыжами линуют
Берег невысокий.
И ни капли не тоскуют
О весне далекой.
Прочитав стихотворение, вожатая заявила:
- Где сдул?
Я сам написал.
Не может деревенский пацан такие стихи писать!
Вед.2. Став взрослым, в одном из интервью Замаратский вспоминал: «Обида захлестнула, захотелось побежать на реку и броситься в прорубь. Но жизнелюбие, так сказать, победило. Правда, стихи я забросил, и надолго...»
Вед.1. Позднее в своих стихах Георгий Замаратский вспоминает свое босоногое детство. По деревне всегда бегала ватага сорванцов, которые беззаботно играли в различные игры: в лапту и чижик, футбол и бабки, городки, гоняли в кругу «зайца».
Вед. 2. Но детство илимских мальчишек не было легким. Приходилось помогать родителям по хозяйству: напилить и наколоть дров, наносить воды с речки, грести сено, прополоть и огрести картошку.
Особенно трудно было подросткам в годы войны. Они работали наравне со взрослыми и на сенокосе, и на уборке урожая, и на заготовке дров для школы.
Вед. 1. После окончания Нйжнеилимской школы служил в погранвойсках на Дальнем Востоке. Во время воинской службы удалось напечатать свои стихи в окружной военной газете. Ему даже премию присудили. Но путь к поэзии был долгим и трудным.
Вед. 2. Отец хотел, чтобы сын стал хлеборобом или бухгалтером, но Георгий решил по-своему.
С тех пор я годы пролистал,
Но хлеборобом я не стал.
Не знаю сам, чья в том вина.
Была мне живопись нужна.
После службы в рядах Советской Армии Георгий поступает в Иркутское художественное училище. Рисование было главным в его жизни. Оно так и осталось первой любовью на всю жизнь.
Вед.1. После окончания училища он возвращается на родину, чтобы больше никогда с ней не расставаться. Г.И. Замаратский стал работать учителем рисования и черчения в родной Нижнеилимской средней школе. Проработал он в ней с 1957 по 1963 год. Заслуженный строитель РФ, почётный гражданин Кировского района
Санкт - Петербурга, земляк Замаратского Михаил Зарубин вспоминает: «Я помню, какая гордость была у нас - мальчишек и девчонок, что учителем работает Георгий Иннокентьевич, в прошлом Гоша Замаратский. Но при своем высоком положении, он был человечен: так же, как мы, ходил за грибами и ягодами, надевал резиновые сапоги и шёл на рыбалку, косил, копал картошку, пахал землю. Делал всё, что делали мы, но при этом учил нас, знал больше нас, был впереди нас».
Вед. 2. С 1963 перешёл на работу в Нижнеилимский домкультуры художником , позднее стал режиссёром народного театра. По просьбе родителей был назначен директором Железногорекой художественной школы,
а затем директором изостудии Центра детского и юношеского творчества.
Вед. 1. При любой возможности он стремился приехать в родную деревню Погодаева. После затопления Илимских деревень он не мог забыть реку своего детства Илим, родную деревню, ушедшую на дно Усть-Илимского водохранилища, не мог забыть прекрасные пейзажи родной Илимский природы.
Стихотворение. «Прощай, Илим».
Илим спокойно нёс свои воды вдоль деревни Погадаевой. Красный Яр,словнр стена, защищал от ветров.Вдали Качинская сопка и Шальновский хребет и синее-синее небо без единого облачка.
Стихотворение. «Вот он, Илим»
Все эти воспоминания были воплощены в его картинах.
Вед. 1. Тематика его стихов разнообразна, но все они о малой родине, о родном Илиме в его стихах отразилась вся его жизнь, все чувства: любовь, боль, вся тоска о
невосполнимом.
Стихотворение. «Мое Отечество Илим».
Вед. 2. Природа в его стихах это что-то живое, осязаемое, которое можно увидеть и почувствовать. Один из сборников Замаратский назвал «Пою Илим». Его можно назвать Илимской пасторалью-столько в нём задушевного лиризма, боли, сыновней любви и нежности к земле своих отцов и дедов. «Мне родина-это навечно, о, как мне она дорога..» написал Г. Замаратский более 300 стихотворений, 3 поэмы, в том числе «Биография Илима».
Стихотворение: «На лужайке стоял одиноко».
Стихотворение: «Сколько нежности».
Вед. 1. Все его творчество посвящено родному Илимскому краю, людям, которые жили рядом с ним.
Главное в его произведениях не только любовь к отчемукраю, но и осознание того, что каждый человек должен
знать свои корни, не терять связи с ушедшими
поколениями.
Вед. 2. Человек с чистым взором и тонким складом поэтической души, способный острее других осознать природную уникальность Приилимья и понять свою ответственность за сохранение его первозданного облика. «Он так сожалел, что мало успел сделать в жизни, поздно начал писать стихи и книги. Если бы все столько сделали, сколько сделал он, мир был бы прекраснее»- писал Михаил Зарубин.
Вед. 1. В год 50-летия Победы он переезжает в Иркутск. Переменить место жительства— не значит переменить родину. Жизнь большого города, сутолока и каждодневные хлопоты не могли вытеснить из ума и сердца родной Илим, малую родину, все, что стало его судьбой, смыслом его бытия. « Мой Илим лишь частичка Родины,- писал Георгий Замаратский.
Не из Москвы иль Ярославля
Отсюда, не издалека
Илим загубленный прославлю
В стихах и прозе - на века!
Вед. 2. Он умер в Иркутске на 82 году жизни.
Трудился он не ради уважения,
Но так, что ни минуты не стихал.
Уверенный, что жизни продолжение
В его картинах, прозе и стихах.
Вед. 1. Заслуженный работник культуры член Союза писателей России, Почетный гражданин г. Железногорск-Илимский, художник, писатель, поэт, педагог - Георгий Иннокентьевич Замаратский.
Вед. 2. 18 ноября 2013года Георгию Иннокентьевичу Замаратскому исполнилось бы 85 лет. Совсем немного не дожил он до своего юбилея, но светлая память о нем навсегда останется в сердцах илимчан.
Вед.1. Георгий Замаратский умер, но стихи его продолжают жить, пробуждают в сердцах читателей самые светлые чувства: любовь к отчему дому, к своей малой родине. Стихотворения воспитывают чувство ответственности за все, что происходит вокруг.