Презентация к уроку литературы в 8 классе Изложение. Буран в степи по отрывку из повести А.С. Пушкина Капитанская дочка


Урок литературы в 8 классеИзложение. Буран в степи.А.С. Пушкин«Капитанская дочка»Подготовила и провела учитель русского языка и литературыТихомирова Т.В.ОГКОУ Шуйский детский дом-школаОктябрь 2015 год Цели урока: 1. проанализировать отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;2. выявить, что простота, ясность и лаконизм – существенные черты пушкинского стиля;2. подготовиться к написанию изложения. Выразительное чтение отрывка повести.Учебник литературы : глава II «Вожатый», стр. 111 со слов «…Я приближался к месту...» до слов «…Должно быть, или волк, или человек». Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка. Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.
Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик? Ямщик – местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев – дворянин, барин.
Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).
В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.
Опираясь на свои наблюдения, составим план.1. «Кругом простирались печальные пустыни».2. Перед бураном: а) белое облако, б) ясное небо, в) небольшой ветер.3. Буран начинается: а) ветер стал сильнее, б) белая туча облегла небо, в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.4. Буран разыгрался: а) ветер завыл, б) метель, снежное море, в) «все было мрак и вихрь».
Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?
Словарная работа1. Подбираем материал для описания тучи.Облачко обратилось в белую тучу, она поднималась, росла, облегла все небо.2. Подбираем материал для описания небаЯсное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.3. Подбираем материал для описания снега4. Подбираем материал для описания ветраПошел, повалил, засыпал, валил.Слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с свирепой выразительностью.

Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них – Гринева.
Прочтите текст ещё раз и , пользуясь планом, напишите изложение1. «Кругом простирались печальные пустыни».2. Перед бураном: а) белое облако, б) ясное небо, в) небольшой ветер.3. Буран начинается: а) ветер стал сильнее, б) белая туча облегла небо, в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.4. Буран разыгрался: а) ветер завыл, б) метель, снежное море, в) «все было мрак и вихрь». Желаю успехов!