Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: «Королевство франков и Христианская церковь и в VI-VIII веках»


Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Королевство франков и Христианская церковь и в VI-VIII веках»
Аннотация
Технологическая карта урока истории в 6 классе по предмету история Средневековья. Урок по своему типу комбинированный. Предполагает изучение новых знаний путем извлечения информации из текстовых графических и схематических источников. Формирует высокий общекультурный уровень, представления о «картине мира» у средневекового человека, призывает к овладению культурным наследием человечества; воспитывает основополагающие ценности мировой культуры.
Тема урока Место урока по теме
Королевство франков и Христианская церковь и в VI-VIII веках
Второй урок
Тип урока Формы, приемы, методы
Комбинированный Форма: урок-беседа.
Методы: поиск правильного решения, словесный, наглядный. Приемы: прогнозирование, составление логической цепочки учебного материала.
Цель урока Задачи урока
Цель урока - достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать историческое значение принятия христианства в Европе, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и визуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать причины принятия Хлодвигом христианства, определять основные события управления Франкским королевством, понимать значение этого события для европейского народа; уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; извлекать нужную информацию из текста. Задачи урока:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и презентацией узнать об основных событиях, связанных с принятием Христианства Хлодвигом, установить логические связи между этими событиями.
Продолжить работу над формированием основополагающих ценностей и мировой культуры.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- причины формирования первых варварских королевств;
- причины усиления Франкского королевства;
- основные социально-исторические процессы в связи с принятием Христианства Хлодвигом;
- «картину мира» в представлении средневекового человека. - анализировать текстовую, графическую и визуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
- извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
Компетенции/УУД Педагогические технологии
Оборудование
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая. Технология критического мышления: базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Мультимедийная презентация, текст документа, рабочая тетрадь, карта «Образование Франкского королевства».
ХОД УРОКА
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап: организационный Стадия вызова
Мотивация к учебной деятельности,
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Стадия вызова.
Знаю – хочу узнать. «Вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес:
- С какими событиями историки связывают начало Средневековья в Европе?
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Личностно-смысловая: я пришел на урок, чтобы...
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. Оценивается поощрительными высказываниями. Включение в учебный процесс.
II этап: постановка цели и задач урока Стадия вызова
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут задачи урока в виде вопросов или гипотез. - Сегодня мы продолжим разговор о становлении Средневековья и формировании новых государств в Европе. Откройте презентацию и объявите тему урока.
Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? Работа с презентацией (слайд № 1).
«Королевство франков и Христианская церковь в VI-VIII веках».
Выдвигают варианты формулировок, задач, обсуждают, анализируют. Принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении с учителем поставленных задач. Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует обучающегося к дальнейшей деятельности. Появление цели урока.
Умение сотрудничать,
вступать в дискуссию, анализировать,
доказывать, отстаивать
свое мнение.
Умение ставить цели,
планировать свою работу.
IIIэтап: актуализация знаний Стадия вызова
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности обучающегося. - Как вы считаете, вы усвоили полностью материал прошлого урока?
- Я предлагаю вам выполнить тест по ранее изученному материалу.
- Как выдумаете, почему германцам удалось разрушить Западную Римскую империю? Работа с личным дневником:
-знаю;
-хочу узнать.
Работа с презентацией (слайд №2). Выдвижение гипотезы. Учебно-познавательная, коммуникативная – участие в обсуждении. Критерии оценивания: вопрос - ответ конкретный, точный. Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений).
IV этап: усвоение новых знаний Этап осмысления
Учитель предлагает материал, учит выделять ключевые моменты.
Новое знание обучающийся получает с помощью источника информации.
- Предлагаю выделить причины завоевания Галии франками, используя текст учебника (§ 1, пункт 1).
Задание:
- Проанализируй документ на стр. 14 и сделайте вывод, каким вождем был Хлодвиг Меровинг?
- Проанализируй текст (§ 3, пункты 1 и 2) и сделайте вывод, почему королем стал Хлодвиг Меровинг, а не любой другой франкский вождь?
- Рассмотрите карту в атласе «Образование Франкского королевства». Какие территории Европы вошли в состав Франкского королевства при Хлодвиге?
При каком короле Франкское королевство стало наибольшим по территории? Анализ текста.
Анализ документа.
Анализ текста.
Работа с атласом. Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Участие в диалоге, беседе.
Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Организовать деятельность по анализу методов и способов управления государством Хлодвигом. - Каким образом Хлодвиг организовал управление государством?
Назовите основные показатели, используя § 1, пункт 2.
- Предлагаю выделить главные способы и методы и убрать неверную информацию.
- Проанализируйте текст (§ 1, пункт 3 ) и сделайте вывод, почему общество Средневековой Европы называли феодальным, если феод - это земля?
Выбор необходимой информации, опираясь на вопросы (слайд №3).
Критический анализ представленной информации. (слайд №4).
Обучающиеся удаляют 2 пункта, которые не имеют отношения к данному вопросу.
Анализ текста.
Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.
Коммуникативная - продуктивная деятельность – исправление ошибки в презентации.
Личностно-смысловая - ценностное отношение к аналитической деятельности. Самооценивание. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Формирование навыков речевой деятельности.
Организовать деятельность по изучению вопроса принятия Христианства Хлодвигом.
- Предположите, почему Хлодвиг решил принять Христианство?
- Назовите не менее5 причин.
(если возникают затруднения)
- Проанализируйте текст (§ 2, пункт 1) и сделайте вывод, почему Хлодвиг решил принять Христианство?
(слайд №5).
Сравнивают записи в тетрадях с предложенными причинами на слайде, дополняют свой конспект. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого.
Коммуникативная – высказывания обучающегося. Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию картины и текста.
Корректирует свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). Осознанное, продуктивное чтение документа, структурирование учебного материала, анализ картины и его соответствие с документом.
Организовать деятельность по формированию представления о «картине мира» у средневекового человека. - Рассмотрите схему и составьте рассказ о том, как представлял средневековый человек мир.
- Запишите в тетрадях, представление человека о том, что Бог есть творец всего сущего на Земле и все подчинено богу называется – теоцентризм – Бог –центр мироздания. (словарная работа).
- Рассмотрите схему на стр. 21 (Организация христианской церкви) и выпишите духовные звания и их значения (§ 2, пункт 2).
(слайд №5).
Выделяют то, что Бог являлся творцом всему сущему, все на Земле подчинено Богу.
Словарная работа.
Словарная работа. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Участие в диалоге, беседе.
Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения.
Пополнение словарного запаса.
V этап: рефлексия Этап размышления 
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
- Какие задачи урока мы решили?
- А это необходимо знать?
Осмысливая проделанную работу, определяют, что узнали, что необходимо знать.
Делает вывод о значении принятия христианства в Европе.
Учебно-познавательная - установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.
Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Предметная - умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная - умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.
Коммуникативная -
освоение способов деятельности.
Итог урока Домашнее задание
Осознание обучающимся значимости своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Чтобы осознать значение принятия христианства в истории Европы, предлагается
по тексту учебника истории 6 класса заполнить самостоятельно таблицу в рабочей тетради к параграфу 2.
- Что было сложно?
- Какая информация была полезной для тебя?
- Ты уверен, что справишься с домашним заданием?
- Прошу оценить свою работу на уроке.
- Спасибо за урок. Записывает домашнее задание:
заполнить таблицу к параграфу 2.
Доп. задание по желанию: составить кроссворд по теме (создать документ и отправить по почте) или составить синквейн.
Работа с листом самооценки. Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.
Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин. Самооценка. Оценка педагогом. Логическая завершенность урока.