Урок по истории на тему Европа: раннее Средневековье


Урок по истории для 6 класса «Европа: раннее Средневековье»
Тема урока: «Европа: раннее Средневековье»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: игра.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, исторические термины, понятия.
Задачи:
Развивать умения работать с исторической картой, картиной.
Формировать у школьников навык анализа исторического источника.
Продолжить формировать навыки работы в группе, умение слушать и вступать в диалог.
Развивать самоконтроль и самооценку.
Оборудование: презентация, карта «Европа в VI-XI веках», картина «Сдача оброка феодалу», карточки с терминами, названиями команд, гербы.Ход урока
Вступительное слово учителя. Учитель знакомит с темой, целями урока и правилами игры. В конкурсной программе принимают участие команды «Рыцари» и «Викинги».
Первый этап игры «Знатоки исторических терминов». Команды получают задания и из предложенных карточек с терминами выбирают нужный ответ и прикрепляют их магнитом к доске. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Время выполнения задания – 2 минуты.
Задания для первой команды:
Династия французских королей (Капетинги)
Военное состязание рыцарей (Турнир)
Город, в котором внуки Карла Великого разделили Франкскую империю (Верден)
На Руси их называли викингами или норманнами (Варяги)
Одна из повинностей крестьян (Барщина)
Задания для второй команды:
Династия франкских правителей (Каролинги)
Земельное владение феодала, передаваемое по наследству (Вотчина)
Почетное звание (Титул)
За службу получал феод от сеньора (Вассал)
Первый король франков (Хлодвиг)
Подведение итогов первого этапа. Максимальное количество очков – 5.
Второй этап игры «Знатоки дат». Команды получают карточки с цепочкой цифр. В предложенном ряду цифр нужно найти даты, подчеркнуть их и назвать соответствующие им события.
54760098431800435839574312863720
Ответы: 476 г. – Падение Западной Римской империи, 843 г. – Верденский раздел империи Карла Великого, 800 г. – Провозглашение империи Карла Великого, 395 г. – Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Рождение Византии, 863 г. – Начало деятельности Кирилла и Мефодия.
Третий этап игры «Исследователи». Дается текст с ошибками. Каждая команда должна найти и исправить ошибки. Право озвучить задание дается той команде, которая закончила работу первой. Вторая команда получает столько очков, сколько она успела правильно выполнить к моменту проверки. Максимальное количество очков за это задание – 5.
«День французского феодала»
Прошло сто лет с момента высадки норманнов на остров. Власть короля была слаба, а феодалы чувствовали себя свободно. Жили феодалы в замках, которые обычно строили на ровном месте. Над постройками замка возвышалась башня-донжон, в ней обычно молились богу. Часто устраивались рыцарские турниры. Однажды турнир проводился у города Лиона. Собралось множество народа, каждый прибывший демонстрировал свой герб. Знатные дамы сидели в ложах, украшенных цветами и лентами. И вот зазвучал сигнал, рыцари в кольчугах с копьями наперевес помчались навстречу друг другу. Затем они разъезжались и снова сходились в схватке с саблями в руках. Один рыцарь был сброшен с лошади. Победитель получил коня и доспехи побежденного. А вечером, после турнира, устроили пир в честь победителя. На нем присутствовали только близкие люди, ведь феодалы были скупы. Гостей веселили карлики, шуты, некоторые играли в шашки.
5.Четвертый этап игры «Капитаны, капитаны…». Кто из капитанов быстрее ответит на вопрос: «Чем знамениты, известны эти исторические личности?». За правильный ответ – 1 очко. Наибольшее количество баллов за конкурс – 5.
1) Карл Великий.
2) Мухаммад.
3) Юстиниан.
4) Хлодвиг.
5) Константин.
6 . Пятый этап игры «Знаете ли вы?». Команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ – 2 очка, за неполный ответ – 1 очко.
Вопросы:
Какие славянские государства возникли на территории Европы в VI-XI веках? Покажите на карте.
Назовите цели походов Карла Великого? Покажите на карте территории захваченные франками.
Как долго просуществовала империя Карла Великого? Покажите на карте империю и части, на которые она распалась в результате Верденского раздела.
Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе?
Каковы причины феодальной раздробленности?
Кому принадлежат слова «Так и ты поступил с моей чашей»?
Объясните связь между словами сеньор, вассал, феод?
Используя картину «Сдача оброка феодалу» расскажите о повинностях крестьян.
Кем и когда на основе греческого алфавита была создана славянская письменность?
Что означает принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал»?
7. Подведение итогов, учитель называет команду – победителя. Награждение и выставление оценок.