Рабочая программа внеурочной деятельности Мир информатики для 5-6 класса. (68 часов)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 имени А.А. Суркова
Утверждаю
приказ № 01-02/97 от
01 сентября 2014 г.
директор МОУ СОШ №28
_____________________
Шальнова О.Н.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир информатики»
(направление: общеинтеллектуальное)
пятый класс
учителя информатики
Осетровой В.В.
г. Рыбинск
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на нормативных документах:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №28 им. А.А. Суркова;
Авторская программа курса «Алгоритмика» для 5-6 классов средней общеобразовательной школы А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа.
Программа «Алгоритмика» предназначена для учащихся 5 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 минут. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) изложение теоретического материала; 2) работа на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные методы и средства обучения.
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:    
«Алгоритмика» Учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений. А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа, 1996
Методические рекомендации для преподавания курса «Алгоритмика». А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа,1996
Электронное приложение к учебнику «Алгоритмика 2.0» (CD, «Интерактивная линия»)
Цель курса:
- научить учащихся алгоритмическому мышлению, т.е. искусству правильно мыслить и разумно планировать свои действия;
- научить работать с информацией;
- способствовать приобретению навыков работы с современным программным обеспечением.
Задачи курса:
- знакомство с основами информационной культуры, с фундаментальными понятиями о компьютерах, с основами программирования, с информацией и способами ее обработки.
- развитие алгоритмического и логического мышления учащихся; развитие памяти, внимания, познавательного интереса;
- воспитание у учащихся умений самостоятельно работать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли. Обучение созданию моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения);
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
 
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления и получения навыков работ с различным прикладным программным обеспечением.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ 
Форма организации занятий групповая, во внеурочное время. Материал рассчитан на 1/3 часов теоретических и 2/3 - практических.
Занятия проводятся в машинном варианте с использованием программного обеспечения, соответствующего возрасту ребенка и проблемам изучаемого материала. Формы проведения занятий: лекция, дискуссия, беседа, решение проблемной задачи, практическая работа на ПК.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Учащиеся должны уметь использовать разнообразное программное обеспечение для решения своих информационных задач, а также уметь программировать на языке QBasic. Учащиеся должны уметь решать логические задачи разного уровня.
Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных при обучении, во внеурочное время для реализации различных проектов, участия в олимпиадах и конкурсах.
Соблюдать технические инструкции по эксплуатации компьютеров, правила поведения в компьютерном классе и работе на компьютере.
 Способы определения результативности: проверочные задания, выполнение творческих работ, методы педагогического наблюдения, опрос, участие в конкурсах.
Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД).
На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Алгоритмика» у школьников формируется:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
установка на здоровый образ жизни;
Школьник учится:
целеполаганию - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планированию - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозированию – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценке – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; способности к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
поиску и выделению необходимой информации; применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурированию знаний;
выбору наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексии способов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности;
постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделированию;
анализу; синтезу; обобщению, сравнению, классификации объектов по выделенным признакам; установлению причинно-следственных связей;
построению логической цепи рассуждений; доказательству; выдвижению гипотез и их обоснованию;
самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера;
планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановке вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешению конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управлению поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебно-тематический план
№ Темы Всего часов В том числе
Теория Практика
1.      Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. 1 1 2.      Компьютер - универсальная машина. 10 4 6
3.      Логические задачи. 5 2 3
4.      Программирование. 15 3 12
5.      Итоговая работа 1 полугодие 3 3
6.      Логические задачи. 10 4 6
7.      Программирование. 21 9 12
8.      Итоговая работа 2 полугодие 3 3
9.      ИТОГО 68 23 45
Содержание курса
Тема 1. Правила техники безопасности. (1 час)
           Основные правила техники безопасности. Правила проведения практических работ за  компьютером.   Основные  требования  к  рабочему  месту.   Поведение  учащегося  в экстремальной ситуации
Тема 2. Компьютер – универсальная машина. (10 часов)
Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, устройства ввода-вывода). Использование компьютера в разных отраслях
Практика: Работа в MSWord: создание надписей, списков, колонок, вставка изображения.
Тема 3. Логические задачи (5 час).
Задачи о переправах, о переливаниях, упорядочение. Кодирование и декодирование информации.
Практика: Работа в MSWord: создание таблиц, построение диаграмм. Работа с информацией в интернете.
Тема 4. Программирование (15 часов).
Работа  с   исполнителем  «РОБОТ». Программа, команды.
Практика: Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд). Проверка правильности работы программы.
Работа  с   исполнителем  «Черепашка». Программа, команды.
Практика: Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд). Проверка правильности работы программы.
Изучение языка программирования QBasic. Вид программы, команды для построения простых геометрических фигур.
Практика: Создание простых геометрических фигур (точка, линия, прямоугольник, окружность). Создание изображений с помощью геометрических фигур. Запуск и редактирование программы.
Тема 5. Итоговая работа 1 полугодие. (3 часа).
Практика: Составить программу «Знаки зодиака» на языке программирования QBasic.
Тема 6. Логические задачи. (10 часов)
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц. Задачи, решаемые с помощью графов. Круг Эйлера. Арифметические задачи.
Практика:Работа в MSWord: автофигуры, таблицы. Знакомство с СПО OpenOffice.orgWriter: меню программы, списки, таблицы, автофигуры, вставка изображения.
Тема 7. Программирование (21 час).
Графические исполнители в среде программирования Basic. Работа команды СOLOR. Абсолютные и относительные координаты. Рисование линий, прямоугольников, кругов, эллипсов и дуг.
Практика:  Реализация и анализ готовых программ с графическими исполнителями. Выполнение заданий.
Циклические структуры. Понятие цикла. Счетный цикл FOR...NEXT
Практика: Программирование статического и динамического элемента.
Алфавит языка, величины, выражения. Операторы языка. Оператор PRINT, PRINT USING. Управление выводом на печать LOCATE. Ввод данных с клавиатуры INPUT.
Практика:  Написание  линейных алгоритмов для решения поставленной задачи.
Управляющие структуры. Алгоритмы с ветвлениями. Оператор условного перехода.
Практика:  Написание  алгоритмов для решения поставленной задачи.
Тема 8. Итоговая работа 2 полугодие. (3 часа).
Практика: Написать программу на языке программирования QBasic на свободную тему, используя цикл, ветвление и графические элементы.
Ожидаемые результаты:
- Соблюдать   технические   инструкции   по   эксплуатации   компьютеров,   правила поведения в компьютерном классе и работе на компьютере.
- Иметь представления об устройстве компьютера.
- Иметь представление и уметь пользоваться устройствами ввода-вывода.
- Приводить примеры применения ПК в окружающем мире.
- Ориентироваться в программном интерфейсе, понимать, какие действия необходимо выполнить с программой, уметь пользоваться меню.
- Осуществлять управление программой в той среде, которая изучается.
- Уметь пользоваться инструкциями, подсказками среды, в которой работаешь.
- Уметь «читать» экранный вывод информации о работе с текущей программой.
- Уметь работать с программой MSWord для решения своих информационных задач. 
- Уметь составлять алгоритмы для решения поставленных задач.
- Уметь разбивать задачу на подзадачи.
- Уметь правильно ввести, откорректировать, сохранить и загрузить программу.
- Уметь правильно формулировать задачи.
- Уметь правильно задать данные, ввести данные с клавиатуры.
- Уметь вывести результат выполнения программы на монитор.
- Уметь решать свои информационные задачи с помощью программирования.
 
Тематический план курса 
№ темы № занятия Темы Кол-во часов
теория практика
I.      1. Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. 1 II.   Компьютер - универсальная машина. 4 6
2. Профессии, в которых используется компьютер 1   3. Знакомство с компьютером. Системный блок. 1   4. Основные устройства ввода и вывода. 0,5 0,5
  5. Знакомство с компьютером. Монитор 0,5 0,5
  6. Основные устройства ввода и вывода. Объекты WordArt0,5 0,5
  7. Основные устройства ввода и вывода. Надписи 0,5 0,5
  8. Основные устройства ввода и вывода. Нумерованный список. Маркированный список 1
  9. Ориентация страниц. Создание книги 1
  10. Создание книги. Колонки. Вставка изображения 1
  11. Работа с принтером, сканером. Печать книги. 1
III.   Логические задачи. 2 3
12. Кодирование и декодирование информации. 1   13. Задачи о переправах. Создание таблиц 0,5 0,5
  14. Задачи о переливаниях. Создание таблиц 0,5 0,5
  15. Задачи на упорядочение. Построение диаграмм 1
  16. Работа с информацией в интернете. 1
IV.  Программирование. 3 12
17.  Работа с исполнителем «РОБОТ». Программа, команды 1   18. Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд) 1
  19. Проверка правильности работы программы. 1
  20. Работа  с   исполнителем  «Черепашка». 1   21. Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд) 1
  22. Проверка правильности работы программы. 1
  23. Изучение языка программирования QBasic. Вид программы 1   24. Вид программы, команды для построения простых геометрических фигур. 1
  25. Простые геометрические фигуры. Точка, линия, прямоугольник. Запуск программы, редактирование. 1
  26. Создание простых геометрических фигур. Окружность. 1
  27. Создание изображений с помощью геометрических фигур. 1
  28. Создание изображений с помощью геометрических фигур. 1
  29. Создание изображений с помощью геометрических фигур. 1
  30. Создание изображений с помощью геометрических фигур. 1
  31. Создание изображений с помощью геометрических фигур. 1
V.     Итоговая работа за 1 полугодие 3
32. Итоговая работа «Знаки зодиака» 1
  33. Итоговая работа «Знаки зодиака» 1
  34. Защита итоговой работы 1
VI. Логические задачи. 4 6
35. Решение задач с помощью схем и таблиц 1 36. Работа в MSWord: автофигуры, таблицы 1
37. Задачи, решаемые с помощью графов 1 38. Знакомство с СПО OpenOffice.org. Меню программы 1
39. КругиЭйлера1 40. OpenOffice.org Writer: списки, таблицы 1
41. OpenOffice.org Writer: таблицы 1
42. Арифметические задачи. 1 43. OpenOffice.orgWriter: автофигуры, 1
44. OpenOffice.orgWriter: вставка изображения. 1
VII. Программирование. 9 12
45. Графические исполнители в среде программирования Basic. 1  
46. Работа команды СOLOR.   1
47. Абсолютные и относительные координаты   1
48. Графические исполнители. Рисование линий, прямоугольников, кругов, эллипсов и дуг.   1
49. Циклические структуры. Понятие цикла. 0,5 0,5
50. Циклические структуры. Счетный цикл FOR...NEXT 0,5 0,5
51. Циклические структуры. Счетный цикл FOR...NEXT   1
52. Программирование статического и динамического элемента.   1
53. Программирование статического и динамического элемента.   1
54. Алфавит языка, величины, выражения. Операторы языка 0,5 0,5
55. Оператор PRINT, PRINT USING. 0,5 0,5
56. Управление выводом на печать LOCATE   1
57. Ввод данных с клавиатуры INPUT.   1
58. Программа с вводом и выводом данных   1
59. Программа обработки введенной информации   1
60. Программа обработки введенной информации   1
61. Управляющие структуры. Алгоритмы с ветвлениями. 0,5 0,5
62. Алгоритмы с ветвлениями. Оператор условного перехода. 0,5 0,5
63. Диалоговая программа. Алгоритмы с ветвлениями   1
64. Создание программы с ветвлением и циклом   1
65. Создание программы с ветвлением, циклом и графическими исполнителями.   1
VIII. Итоговая работа за 2 полугодие   3
66. Создание зачетной программы 1
67. Создание зачетной программы.   1
68. Защита работы. ИТОГО 23 45
Список используемой литературы:
Занимательные задачи по информатике Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Логические задачи / О.Б. Богомолова. – 4- изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Каспер Э. Освоим QBasic играючи! - М.: Горячая линия. – Телеком, Радио и связь, 2000.
Сафронов И. Бейсик в задачах и примерах. 2-е изд.-СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
Филичев С.В. Занимательный Basic: Практ. Пособие. – М.: ЭКОМ, 1998.
ППО «Мир информатики».
Система программирования «Кумир»
Учебная среда «Исполнители»
MS WORD
Используемые ЭОР
1.      http://school-collection.edu.ru/2.      http://nachalka.info3.      http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php4. http://qbasic.su/