План-конспект урока по трудовому обучению Поздравительная открытка к 8 марта


Дата:22.02.2014
Класс:4
Предмет: трудовое обучение
Тема: «Поздравительная открытка»

Цель: изготовить поздравительную открытку к 8 Марта.

Задачи:

Образовательные:
- познакомить с многообразием хризантем и с некоторыми поверьями и ритуалами, связанными с хризантемами;
- познакомить с технологией изделия хризантем из полосок;
- учить размечать полоски определенной длины и ширины с помощью линейки;
упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

Воспитательные:
- воспитание воли, усидчивости, точности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду.

Развивающие:
- совершенствование сенсорной сферы, воображения, внимания и речи.

Оборудование рабочего места учителя:
инструменты (ножницы, бумага, клей), карточки-планирования («сложить 2 салфетки», «вырезать круг», «скрутить лепестки», «оформи»), демонстрационный образец открытки.

Оборудование рабочего места детей:
тряпки, клей, кисти, цветная бумага, цветной картон, ножницы; основа для открытки.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент

а) приветствие с классом;

б) проверка готовности к уроку.

II. Актуализация.

В нашей жизни много разных традиций, какие- то мы чтим и соблюдаем, о каких- то узнаём от родителей, а о каких- то ничего не знаем. Но одна из распространенных традиций, которую любят и соблюдают все – это дарение подарков. Повод для того, чтобы порадовать близких, а заодно и самого себя, всегда найдется.
-А что вы больше любите: дарить или получать подарки?
(давно известно: дарить подарки также приятно, как и получать. Разве это не радость – видеть улыбку и сияние глаз дорогого человека, чувствовать себя щедрым волшебником, готовым осчастливить своих родных и близких людей).

– Ребята, какой приближается праздник? (8 Марта)
– Что принято совершать в этот день? (Дарить подарки)

– Кто может предположить, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы изготовим открытку к 8 Марта.
- Догадайтесь, что будет на нашей открытке?

Учитель читает стихотворение Ларисы Кузьминской “В мире цветов”

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков
Каждый цветок – он по-своему нарядный
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Цветы, словно звезды, небесною кистью
Раскрашены ярко ... искрятся, лучатся...
Нам с неба подарком на сердце ложатся.

- Итак, что будет на нашей открытке? (Цветок)
Наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянках, клумбах, около рек. С помощью цветов люди научились выражать свои эмоции, когда простыми словами их трудно описать. Бывая на улице, на лугу, в поле, на даче вы можете увидеть много удивительных и разнообразных цветов.

- Кому дарят открытки 8 Марта?


- А как вы думаете, какая открытка дороже для ваших мам, бабушек, сестёр, сделанная своими руками или купленная в магазине? (сделанная своими руками)
– Мы будем делать открытку для наших мам своими руками.

ПОКАЗ ПОДЕЛКИ.

Хризантема занимает особое место в Японии, ведь согласно заимствованным из Китая представлениям, эти цветы обладают магической силой и могут продлевать жизнь.
Хризантема является символом долголетия. Существовали особые поверья и ритуалы, связанные с хризантемами. Желая кому-то здоровья и долголетия – преподносили сакэ (напиток) с лепестками хризантем. Еще делали настой из цветов, листьев и стеблей хризантем, который хранили целый год и пили лишь в следующий праздник. Тканью, смоченной в росе хризантем, красавицы протирали лицо, чтобы сохранить юность и красоту.


III. Анализ изделия.
– Из какого материала сделана открытка? (из бумаги)
– Какие инструменты вам понадобятся в работе?
(Клей, ножницы)
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
(Учащиеся сами называют правила ТБ)
Работай ножницами только на своё рабочем месте.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперёд.
- Не оставляй ножницы открытыми.
-Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу).
- Сегодня на уроке мы будем работать все вместе, нам очень понадобится весь ваш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде!

VI. Практическая работа (25 мин.)
1. Из зелёной бумаги вырежьте 3 полосы 4x20 см.
2. Возьмите мисочку с тёплой водой, намочите полосы бумаги и спирально накрутите их на тонкие палочки, положите сохнуть это стебли цветка.
3. Возьмите лист жёлтой бумаги формата А4 и разрежьте его вдоль на 3 одинаковые полосы. Сложите полосы вместе и сделайте на них поперечные надрезы. Не разрезайте до конца примерно 1 см.
4. Возьмите 1 полосу, смажьте клеем неразрезанную сторону и закрутите вокруг кончика стебля. Следующую полосу приклейте таким же способом чуть ниже предыдущей. Третью полосу наклейте ещё немного ниже (рис. 1).
5. Отогните вниз все полоски получившейся кисточки.
6. С помощью тонкой палочки закрутите все полоски.
7. Из тёмно-жёлтой бумаги вырежьте полосу 8x15 см и сложите её вдоль пополам (рис. 2), отрежьте уголок.
8. Получившуюся полосу разрежьте на узкие косые полоски (рис. 3).

9. Склейте кончики полос, чтобы получились лодочки (рис. 4). Приклейте 5-6 лодочек к верхней части цветка острым кончиком вниз (рис. 5).

10. Ещё 6-7 лодочек приклейте так, чтобы острые кончики были направлены вверх. Сверху лодочек наклейте 5-6 простых полос и закрутите их внутрь цветка (рис. 6).
11. Сделайте ещё 2 цветка самостоятельно. По трафарету вырежьте 6-7 листьев и приклейте их к стеблям (рис. 7).

12. Возьмите бумагу для букетов, украсьте хризантемы и поставьте их в вазочку. 
Букет хризантем станет отличным подарком для ващей учительницы.

Во время работы

V. Физминутка (2 мин.)
Продолжение работы.

VII. Выставка и анализ работ (4 мин.)
– Я бы с удовольствием поместила ваши работы на выставку. Мамы будут вами довольны.
СЛАЙД
– Как называется цветок, который выполнили. (Хризантема)

– Что показалось самым трудным?
IX. Уборка рабочих мест (2 мин.)
Ребята, все с парт, аккуратно сложите в портфель, а мелкие ненужные бумажки в корзину.


15