Конспект урока русского языка по теме Изменение имен существительных по падежам (3 класс)


Орлова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов.
Урок русского языка. 3 класс.
Тема: Предложный падеж имен существительных.
Цели: познакомить с особенностями предложного падежа;
развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, карточки с названиями падежей для обратной связи, карточки с заданиями для работы в парах,
портрет М.В. Ломоносова, таблицы по самооценке.
Наглядность: таблицы по теме урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Чистописание. Актуализация знаний.
Пп
п.рог пш.ница п.м.дор п.льто
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Прописать буквы и соединения.
- Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Какая это орфограмма? Какие еще есть орфограммы?
- К какой части речи относятся слова? Докажите.
- Определите род имен существительных.
- Какое слово лишнее? Почему? (Пальто – не изменяется)
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Найдите имена существительные, определите падеж.
- Как определить падеж имени существительного?
- Сколько падежей в русском языке?
- У какого падежа никогда не бывает предлога? А какой падеж не может обойтись без предлогов?
Самооценка чистописания.
ФИЗПАУЗА
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Индивидуально: 1) На маркерной доске просклонять слово (книга) – 1 ученик
2) На доске написать вопросы к каждому падежу – 1 ученик
3)Карточка – 2 ученика
Вписать предлог, указать падеж:
Доехать __ города, смотреть __ картину, рисунок __ альбома, прочитать __ обезьяну, вырос __ берёзой, суп __ овощей, играть __ гитаре, гулял __ лесу.
Остальные дети работают с учителем.
- Приготовили карточки с названиями падежей. Определить падеж, показать нужную карточку.
В ходе работы проводится проверка с объяснением. (Учитель оценивает 2 учеников)
Добежать до реки – Р.п.
Читал книгу - В.п.
Проехал по улице - Д.п.
Шью иглой - Т.п.
Прыгнула белка - И.п.
Подарил другу - Д.п.
- Какой падеж ни разу не встретился?
- Какова тема сегодняшнего урока? (На доске – Тема: Предложный падеж имен существительных. )
- Чему будем учиться на уроке? Ответы детей.
(На доске – табличка - «Учебная задача»: определять предложный падеж по вопросам
различать предложный падеж среди других падежей)
Проверка индивидуальных заданий у доски.
(Кто согласен? Кто не согласен?)
- Эти знания нам пригодятся в течение урока.
4. Работа по теме урока.
1) Работа в парах: подготовить рассказ о предложном падеже по плану.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Проверка. Выслушать 1 пару.
- Кто согласен? Кто не согласен? У кого есть дополнения?
- Как вы думаете, почему предложный падеж получил такое название?
- Название шестому падежу дал М.В. Ломоносов. Он назвал его предложным.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, т.к. предложный падеж указывал на место действия.
2) Стихотворение о П.п. рассказывает ученик.
- А я падеж Предложный.
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чём я говорил?
Ах, да нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «В», и «О», и «ПРИ» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
3) Вернуться к учебной задаче (добавить карточку – И ПРЕДЛОГАМ).
4) Работа по учебнику – с.54 упр.97.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
При солнце тепло, при матери добро.
В словах ретив, а в делах ленив.
На языке медок, а на сердце ледок.
Об отце и о матери говори с почтением.
- Определим падеж выделенных имен существительных. Как это сделать? Когда надо задать вопрос о ком?, а когда о чём?
- Назовите предлоги.
- Запишите пословицы. Укажите падеж выделенных имён существительных. Выделите окончания, предлоги.
Чему учились, выполняя это упражнение?
Самооценка.
5) Читаем сведения о языке (с.54).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
5. Закрепление. Работа в парах по карточкам.
Выбрать и отметить словосочетания с именами существительными только в П.п.
увидели на дереве запахло сыростью
выбрались из чащи гуляли в лесу
рассказали о белке построил дачу
нарисовал кошку идём по дороге
Проверка. – Чему учились? Как учились определять падеж?
Придумайте предложения из отмеченных словосочетаний. Составьте текст.
6. Самостоятельная работа. Уровневая дифференциация (по выбору степени сложности).
1 задание. В рабочей тетради на с.41 упр.89 – Составить и записать из слов каждой группы предложения. Указать падеж имен существительных. 1. Живёт, цапля-кваква, болоте, на.
2. Днём, отдыхает, гнезде, в, она.
3. Ночью, ловит, болоте, мальков, и, лягушат, на, рыбных, цапля.
2 задание. В учебнике с.55 упр.100 (по заданию) – Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится). Запишите три предложения. Выделите окончания имён существительных в предложном падеж. Составьте и запишите свои предложения на эту тему.
1. Люди, белка, черепахи, чиж, листья, рыба, чучело, собака, чайник, лиса, шишка, ласточка, мыши, … .
2. В дупле, в гнезде, в норе, в воде, в конуре, на дереве, в огороде, на кухне, на ёлке, в песке,
в домах,… .
- Кто выбрал 1 задание? 2 задание?
Проверка по группам. Чему учились?
Самооценка.
7. Рефлексия.
- Расскажите, что узнали о предложном падеже.
- Оцените свою работу на уроке.
8. Домашнее задание – с.55 упр.99.
Дополнительно – это стихотворение поможет запомнить предлоги, которые употребляются с предложным падежом:
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю, Буду с ним летать на воле.  
Очень я люблю мечтать, Буду я учиться в школе.
Вот бы мне царевной стать! Ой, мечтаю я уже…
Я мечтаю о короне. О предложном падеже!
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о серёжках,
Я мечтаю о сапожках,
Вечерами в полутьме
Я мечтаю об орле: