Технологическая карта по теме Первые земледельцы и скотоводы


План – конспект урока
по теме: «Первобытные земледельцы и скотоводы».
Малиновская Людмила Степановна
МОУ СОШ №3 г.Красный Кут.
Учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 5 класс
Тема 2 «Первые земледельцы и скотоводы» , урок 1.
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Всеобщая история. История Древнего мира. И. «Просвещение» 2012.
8. Цель урока: формирование у учащихся представления о том, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания.
9. Задачи:
- воспитательная: формировать способность самостоятельно давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, воспитывать интерес к истории как науки.
- развивающая : способствовать развитию умений работать с учебной литературой ( анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

- дидактическая: формировать умение объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя понятия: вождь, совет старейшин, племя, род, родовая община.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, карта, рабочие тетради с печатной основой, учебник, презнтация.
Структура и ход урока:
Обязательный минимум содержания урока: земледелие и скотоводство, родовая община, племя, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, старейшины, топор, серп, мотыга, зернотерка
План урока:
Учебная проблема: А почему возникли земледелие и скотоводство?
Мотыжное земледелие.
Приручение животных.
Глиняная посуда и одежда из ткани.
Родовые общины и племя.
Духи ,идолы и жертвы.

Технологическая карта урока.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
1.Этап мотивации к учебной деятельности
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью первобытных людей.
На экране слайд.
О каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?
– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.
– О скотоводстве и земледелии.
Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.
Самостоятельно применяют имеющиеся знания на практике
П- Способность извлекать информацию из текста.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. - А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?
Тогда какой вопрос возникает?
– Итак, какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке? Выдвигают версии:
- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»
- А почему на смену этим занятиям пришли другие?
Учащиеся выдвигают версии и записывают их в тетрадь.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»? Вступать в дискуссию, с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок.
Знать определение понятий по изучаемой теме
Р.Выдвигать версии, формулировать проблему урока
К.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?
Выдвигают версии:
- Легко – они быстро всему учились
- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда
Версии ученики записывают в тетрадь. Р. Выдвигать версии, прогнозировать результат.
К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Создание плана проекта:
1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?
2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?
3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20
– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.
– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.
– Давайте проверим, что у нас получилось.
– Слушаем мальчиков.
Фиксирует на доске:
От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.
- Облегчился процесс добывания пищи.
- Использовать орудия труда.
3–4 минуты читают текст,
выполняют задание индивидуально, самостоятельно.
Причина.
– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.
Последствие.
– Так зародилось скотоводство.
Проводить поиск необходимой информации в источниках.
Знать определения понятий по изучаемой теме.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи.
Р. Работать по плану.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи.
Находить достоверную информацию из текста.
– Теперь послушаем девочек.
Фиксирует на доске:
От собирательства – к земледелию.
Причина.
– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом.
Последствие.
– Научились обрабатывать землю.
Так зародилось земледелие.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи.
Находить достоверную информацию из текста.
5.Этап реализации построенного проекта
– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.
Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.
Фиксирует на доске:
Переход к оседлому образу жизни
– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани. П. Выделять главное. Устанавливать причинно- следственные связи.
П. Умение делать вывод.
– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.
Фиксирует на доске:
Родовые общины племя
– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.
– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя. Проводить поиск необходимой информации. П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи. Находить достоверную информацию.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Рассмотрите схему на слайде, объясните, кто стоял во главе племени?
– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.
– Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Работают над заданиями схемы.
- Вождь.
Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.
– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.
– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.
Благодаря земледелию и скотоводству люди стали жить лучше и дольше, потому что эти занятия ,обеспечивали людям запас продуктов питания. Раскрыть смысл, значение исторических понятий, работа со схемой.
Объяснять смысл и значение терминов. П. Выделять главное. Устанавливать причинно-следственные связи. Находить достоверную информацию из текста
П_уметь делать вывод.
Р-определять степень успешности выполненной работы.
7.Этап самостоятельной работы свзаимопроверкой по эталону
По карте на стр. 7 определите, где зародилось земледелие.
Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13

выполняют задания, применяя знания в новой ситуации .Ученики заполняют контурную карту в рабочей тетради.
Раскрыть смысл, значение исторических понятий
Способность применить знания, работая с контурной картой.
К-Общение и взаимодействие с партнером по совместной деятельности и информации
8.Этап включения в систему знанийи повторения
Применяем новые знания: показ слайда- Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.
Высказывают своё мнение с точки
зрения нравственных ценностей. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.
Способность определять и отстаивать собственное мнение.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи. П-Находить достоверную
информацию.
Уметь делать вывод.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Домашнее задание разноуровневое.
- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН (алгоритм выполнения на экране)
Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
Что вы узнали нового? Что осталось непонятным?
- запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы»,
Составить синквейн по этому вопросу,
составить меню древнего земледельца.
- выполняют задания в тетради
По желанию учащиеся зачитывают ответы
Отвечают на вопросы.
(домашнее задание с элементами творческой деятельности)
Умение высказывать собственное мнение и оценивать самостоятельно свою работу на уроке.
Р. Оценивать способ достижение цели.