Разработка урока ФГОС Первые земледельцы и скотоводы

ФИО учителя: Насырова Светлана Эдуардовна
Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Агрыз РТ
Должность, квалификационная категория: учитель истории и обществознания, первая.
Предмет: История
Класс: 5
Тема урока: Первые земледельцы и скотоводы
Цель: Сформировать представление о переходе первобытных людей от присваивающего хозяйства к производящему. Добиться осознания учениками значения перехода к производящему хозяйству в истории человечества.

Задачи 1) Подвести учащихся к пониманию изменений, произошедших в образе жизни и деятельности людей.
2) Развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, продолжить работу по формированию умения подбирать факты для доказательства или опровержения определенных выводов, составлять выводы и сравнения.
3) Сформировать представление о том, что контакты разных народов способствуют взаимному обогащению их культур.
Тип урока Урок изучения нового материала
Методические и дидактические материалы, использованные при подготовке к уроку – рекомендованные: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2012; проектор, презентация, рабочие тетради, раздаточный материал.
Педагогическая технология дифференцированного обучения
УУД:
Личностные:
формировать основы социально-критического мышления, ориентацию в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями, формировать устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива,готовность к равноправному сотрудничеству;
Регулятивные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


1
Оргмомент.


Актуализация знаний. Проверка Д/З

Приветствие учащихся


Как была открыта пещерная живопись? Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей?
1 задание – работа с вопросом 2 на стр. 20 (какую роль играли эти звери в жизни людей?) – для слабых учащихся
2 задание – Работа с вопросом 1 на стр. 20 ( О чем хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником?) - сильный учащийся

Приготовить школьные принадлежности настроиться на работу

Вспоминаем то, что знаем.
Работа с учебником, дискуссия.









Обсуждение, дискуссия, работа с учебником на стр.18

2
Изучение нового материала






Слайд №1. О
·пределяем проблему.
За тысячи лет численность людей не менялась – даже и тогда, когда отступил ледник. И вдруг произошел резкий скачок: 10 тыс. лет назад на Земле жило уже около 10 млн. чел.


Проблема: чем вызван такой стремительный рост населения?




Слайд №2. Ученые предположили, что первым прирученным животным была собака. Почему? Предложите свою цепочку рассуждений.


Слайд№3. Развитие земледелия проводим по аналогии со скотоводством.





Учитель предлагает выполнить задания 13, 14 из Рабочей тетради на с. 14.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 21-23. Выполните задание к ним.









Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.
– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.




Слайд № 4

– Рассмотрите схему и объясните, кто стоял во главе племени? (используя текст параграфа)
– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?









– Сделайте вывод об изменениях в обществе.










Учащиеся самостоятельно работают с текстом документа, определяют проблему и пытаются сформулировать тему урока.
(Предположительные ответы учащихся.)










Выполняют задание, опираясь на текст параграфа.





Учащиеся выстраивают цепочку рассуждений о переходе от собирательства к земледелию.




Учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях и делают вывод. (Работа в парах)

Примерный ответ:
– В связи с переходом к земледелию и
скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства.



















– Вождь.
– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.
– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.






Предположительные ответы учеников
– В связи с переходом к земледелию и скотоводству люди стали жить длительное время на одном месте, вести одинаковое хозяйство, говорить на одном языке.



3
Закрепление

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?












Слайд № 5
Сделай подписи к каждой группе рисунков, которые объясняют, как произошел переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Высказывают своё мнение с точки зрения нравственных ценностей.
Предполагаемый вывод по проблеме:
– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён.



Учащиеся работают в парах.

4
Подведение итогов, рефлексия, Д/З







Д/З. выставление и комментирование оценок (1 мин.)
§ 4, определения, даты повторять

Рефлексия (1 мин.)
Сегодня на уроке: Я узнал, удивился, хотел бы знать

Подведение итогов












15