Конспект урока окружающий мир и развитие речи. 4 класс. Тема: Домашние животные


Урок по Окружающему миру 4 класс разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Учитель: Проскурина Т.В.
Тема: Домашние животные: Корова. Лошадь.
Цель: Углубление и расширение знаний обучающихся о роли домашних животных для человека.
Задачи:
Образовательная: закрепить у учащихся знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках, происхождении домашних животных, условиях содержания и их выращивании человеком.
Коррекционно-развивающая: развивать связную речь детей через полные и осознанные ответы на вопросы на основе пересказа отдельной информации о домашних животных.
Воспитательная: воспитывать бережное и внимательное отношение к домашним животным.
Оборудование: картинки домашних животных: лошадь, корова и их детенышей; индивидуальные конверты с разрезными картинками, карточки-задания, цветные карандаши, тетрадь, ручка.Ход урока.
Организационный  момент.
Создание положительного настроя учащихся на урок:
Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать тему: «Домашние животные», а о ком будем говорить, вы узнаете отгадав загадки…
-Внимание…, о ком идёт речь?
Говорит она “му-му!”,Ночью спит в своём хлеву,Днём на пастбище идёт.Молочко нам всем дает.(корова)
/Ответы учащихся/
Грациозна и красива.Ножки, спинка, шейка, грива.Резво скачет поутру,Хвост как шарфик на ветру.Прокатись на спинке шаткой.Кто красавица? (лошадка)
/Ответы учащихся/
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о корове и лошади.
Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Игра « Собери словечко»
- О чем пойдет речь, мы узнаем, если соберем слово.  
  Слово: животные
- Каких животных вы  знаете? (дикие и домашние)
- А  чем они отличаются друг от друга?
- О каких животных мы говорим?
II.Изучение нового материала
-Я буду рассказывать, а вы попробуйте запомнить новое в моём рассказе (то, чего не знали раньше)
Рассказ учителя.
Корова - это крупное домашнее животное. Люди строят специальные помещения, заготавливают корма и ухаживают за ними. Коров разводят на животноводческих фермах. Их объединяют в стадо. Все лето пастухи выгоняют животных на пастбища, там они питаются сочной травой. С наступлением холодов коровы живут в коровниках. Чтобы животные набирали вес и давали много молока, за ними нужен хороший уход. Скотники кормят животных сеном и поят несколько раз в день, убирают помещение. Доярки чистят коров и доят их специальными доильными аппаратами несколько раз в сутки. За здоровьем животных следят врачи-ветеринары. Коровы очень отзывчивы на доброту и ласку человека.
- Народ сложил немало пословиц и поговорок, посвященных корове, в которых он любовно называет ее “кормилицей”, “матушкой”:
“Была бы коровушка, будет и молочко”
- Где живут коровы? Как человек ухаживает за коровой?
- Скажите, а для чего человек выращивает коров?
- Что получает человек с коровы? (мясо, молоко ).
- Ребята! Какие продукты получаю из молока?
-Как называют детёныша коровы?
-Молодцы. А теперь послушайте рассказ о лошади.
Лошадь - была приручена человеком очень давно, и все это время была самым первым его помощником во всем. Тысячи лет лошади тянули по пашням плуги и бороны. Они кормили все человечество. И только в двадцатом веке на смену им пришли трактора, а место конных повозок заняли автомобили. На сегодняшний день лошадь является незаменимым помощником в сельской местности. За лошадью также как и за коровой необходим уход.
-Где живёт лошадь?
- Чем питается?
- Какую пользу приносит человеку?
-Как называют детёныша лошади?
III.   Гимнастика для глаз.
Давайте  составим портрет героини нашего урока  (Дети получают конверты с осколочными  картинками)
IV.Игра « Найди маму и детеныша»  
Коррекционное упражнение на  развитие устной связной  речи.
Я буду называть животное, а вы - их детенышей:
Корова - …
Лошадь - …
Коза - …
Овца - …
Свинья - …
-Какие это животные? (домашние)
/Ответы учащихся/
V.Упражнение « Назови ласково»  Назовите ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.
Образец. КОТ-  КОТИК, КОШКА - КОШЕЧКА, КОТЕНОК- КОТЕНОЧЕК
Бык-……корова-…..теленок-……..  
Конь-…..лошадь-…..жеребёнок-……..
VI.Игра «Создай свой окрас коровы / лошади»
Обводка и раскрашивание.
(каждому ребенку дается лист с нарисованной коровой / лошадью, ребенок должен нарисовать окрас для коровы / лошади)
VII. Закрепление материала
Составим предложения по моим вопросам
- О каких животных говорили сегодня на уроке?
- Корова и лошадь, какие это животные?
- Кто заботится о ней?
 -Что делают пастухи? (пастухи, пастбище)
-Где содержат коров с наступлением холодов? (коровники)
-Где содержат лошадей?
-Чем заняты скотники?
-Что  делают доярки?
-Что получает человек от коровы?
-Какую пользу приносит человеку лошадь?

VIII. Итог урок.
 Чему учились? О ком говорили?Кто такие доярки? Скотники, пастухи?
IХ.Домашнее задание.Опишите сходство и отличие коровы от лошади.