Рабочая программа по дисциплине ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.05 Основы экономики менеджмента и маркетинга
для специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство
2014

Рассмотрена
Цикловой методической комиссией
естественнонаучного профиля
«__» ___________2014г.
Руководитель
________________Л.В.Коновец
Утверждена
решением педсовета
протокол №___ от 30 августа 2014 г.
Председатель
__________________ В.А.Харченко
Рабочая программа дисциплиныОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования35.02.14 Охотоведение и звероводство утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 463 от «7» мая 2014г., зарегистрирован в Министерстве юстиции № 32950 от 03.03.2014г.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз-техникум»
Разработчик:
Бугриева Т.С., преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»
_________________________________________

Рецензенты:
Данелян А.М преподаватель НЧОУ СПО «Академический колледж», квалификация экономист
_________________________________________
Севостьянова Г.В. преподаватель ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук
_________________________________________
Андёнок Л.А., главный бухгалтер ООО
«Квадр»,квалификация экономист
_________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации учебной дисциплины
10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Основы экономики менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.14 Охотоведение и звероводство
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО35.02.14 Охотоведение и звероводствов соответствии с классификатором:зверовод; кроликовод.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОП.05. Основы экономики менеджмента и маркетингаотносится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в состав профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
уметь:
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии;
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области ветеринарии;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 4
контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
Индивидуальные задания
Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов,) 0
Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(заочное отделение)
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе: практические занятия 2
контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40
Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 5 «Основы экономики менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1 Основы экономики Тема 1.1 Основные положения экономической теории.
Принципы рыночной экономики.
Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии.
Роли и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).
Формы оплаты труда. Содержание учебного материала 12 Введение.
Основные положения экономической теории .Основные понятия экономической системы. Типы экономических систем. Субъекты и объекты экономики.
Принципы рыночной экономики.
Роль хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Понятие и сущность предприятия. Организация - хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Понятие цены. Виды цен. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги)
Понятие оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
Современное состояние ветеринарии. Современное состояние сельского хозяйства. 2
2
2
2
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№1 Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации Контрольная работа 0 Самостоятельная работа обучающихся
постановка личных целей и задач при изучении дисциплины; составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины.
подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите
Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Виды работ:
Сообщения
Предмет экономической теории и ее функции;
Основные методы и принципы экономического анализа;
Типы, формы и виды собственности;
Дополнительные задачи
Решение ситуационных задач по экономике 6 Раздел 2 Основы менеджмента. 10 Тема 2.1. Особенности
менеджмента в области ветеринарии.
Стили управления, виды коммуникаций.
Принципы делового общения в коллективе.
Управленческий цикл. Содержание учебного материала 7 Понятие и сущность менеджмента.
Особенности менеджмента в области ветеринарии
Основные функции управления. Управленческий цикл.
Методы и стили управления. Группы методов управления. Управление и типы характеров.
Информация в менеджменте и ее виды. Виды коммуникаций.
Деловое общение. Типы собеседников. Принципы делового общения в коллективе. 2
2
2
2
Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 ПЗ№2 Применение в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг. Контрольная работа на тему: «Основы экономики и менеджмента» 1 Самостоятельная работа обучающихся
подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.
Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Виды работ:
Сообщения
инфраструктура менеджмента, внутренняя и внешняя среда организации;
принятие управленческих решений;
стратегическое управление;
Дополнительные задачи
Решение ситуационных задач по менеджменту 6 Раздел 3 Основы маркетинга. 10 Тема 3.1.Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. Содержание учебного материала Сущность маркетинга, его связь с менеджментом. Концепции управления маркетингом.
Цели маркетинга .Функции маркетинга.
Основные принципы маркетинга.
Основные виды маркетинга. Классификация рынков.
Конъюнктура рынка. Экономические субъекты рынка.
Сегментация рынка. Окружающая среда маркетинга. 1
1
1
1
1
Лабораторные работы 0 Практические занятия 0 Контрольная работа 0 Самостоятельная работа обучающихся
Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Виды работ:
Сообщения
развитие маркетинговой системы.
4 Всего: 48
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»;
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, микрокалькуляторы.
Стенды и витрины: Требования к уровню подготовки специалиста по дисциплине; нормативно-справочные материалы; стенд для экспонирования демонстрационных таблиц и работ студентов.
Плакаты, схемы, таблицы: Схемы уровней экономического развития, распределение персонала по уровням управленческой власти.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых нормативных документов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Корерова Н.П. Экономика организации М: Издательский центрАкадемия, 2014
Драчева Е.Л.,Юликов Л.И. Менеджмент. М.: Издательский центр Академия, 2012
МурахтановаН.М., ЕреминаЕ.И. Маркетинг М: Издательский центр Академия, 2014
Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебник.- Дело и сервис, 2009.
Ворст И., Ревенлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая шк.,2008.
Экономическая стратегия фирмы. Учебные посоьие. / Под ред. Градова А.П. - СПб, Специальная литература, 2008.
Зайцев Л.Н. Экономика организации. - М.: Экзамен, 2010.
Экономика и предприятия./ Под ред. Е.Л. Кантора. - СПб.: Питер,2009.
Экономика предприятия: Тесты. Задачи, ситуации. / Под ред. Швандара В.А. - М.: Юнити - Дана, 2009.
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2008
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008
Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учеб.пос.-2-е изд.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2010.
Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб.пос. - М.: Инфора-М, 2011
Дополнительные источники:
Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007
Огарков А.А.  Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2009.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008
Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: Инфра-М,2010.
Кейлер В.А, Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009
Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Практикум. - 3-е издание. - М.: Финансы и статистика, 2009.
Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс / Под ред. Ю.Н. Каптуревского: Пер. с англ.: Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук. - С.- Пб.: Питер Ком, 2009.
Маркетинг/Под ред. А.М.Немчина, Д.В.Минаева. - СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /Под ред. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008
Интернет ресурсы:
1. http://www.rey.ru/
2. http://www.rjm.ru/
3. http://www.new-meg.ru/
4. http://www.rus-ekonom.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умение:рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; Защита практических
заданий
Текущий контроль
Знание:основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики Письменный опрос
Текущий контроль
Знание:роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
Письменный опрос
Текущий контроль
Знание:механизмы ценообразования на продукцию (услуги) Письменный опрос
Текущий контроль
Умение:применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; Защита практических
заданий
Текущий контроль
Знание:современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии Устный опрос
Текущий контроль
Знание: формы оплаты труда; Письменный опрос
Текущий контроль
Знание: стили управления, виды коммуникации; Устный опрос
Текущий контроль
Умение:анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; Защита практических
заданий
Текущий контроль
Знание:сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом Тестовый опрос
Текущий контроль
Дифференцированный зачет
Знание: принципы делового общения в коллективе; Письменный опрос
Текущий контроль
Знание: управленческий цикл; Устный опрос
Текущий контроль
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)