Практикум по экологическим основам природопользования

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Железногорский политехнический колледж










Практикум по дисциплине
«Экологические основы природопользования»

Специальность 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)






















Железногорск 2015г.

АННОТАЦИЯ

Одним из наиболее действенных путей, который позволит достичь определенных образовательных целей, является практико-ориентированная деятельность обучающихся на занятиях, которая способствует обучению, воспитанию, развитию.
Практикум разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по специальности 140448 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и представляет собой практическое руководство по методике проведения практических работ в среднем профессиональном учебном заведении.
Практические работы, входящие в практикум составлены таким образом, что имеют теоретическую часть, изучение которой позволит обучающимся вспомнить учебный материал по теме практической работы, а также непосредственно практическую часть.

Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»

Составитель: Ведехина Римма Анатольевна, преподаватель биологии и экологии ОБПОУ «Железногорский ПК».

Рецензент: Толкачева Галина Ивановна – заместитель директора по науке и методической работе ОБПОУ «Железногорский ПК»


Печатается по решению научно-методического совета колледжа

Содержание
Общие положения3
2. Практическая работа № 1. Особо охраняемые природные территории Курской области.6

3. Практическая работа № 2. Техногенное загрязнение окружающей среды9

4. Практическая работа № 3. Региональные эколого - экономические проблемы Курской области12

5. Практическая работа № 4. Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф..15

6. Практическая работа № 5. Анализ экологического законодательства Российской Федерации17

7. Практическая работа № 6. Определение экологической пригодности выпускаемой продукции. Составление экологического паспорта предприятия...................................................................21

8. Практическая работа №7. Анализ международных законодательных и нормативно-правовых документов.27

9. Список литературы...29


















1. Общие положения
Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, являются методом контроля усвоения знаний и сформированности умений и навыков.
Практикум представляет собой перечень практических занятий по дисциплине: «Экологические основы природопользования»; разработан в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и на основе примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной по специальности среднего профессионального образования 140448 «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Практические занятия по дисциплине: «Экологические основы природопользования» должны проводиться в учебных кабинетах. Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами, запланированными умениями.
Выполнению практических занятий, предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Главной целью практикума является пропаганда «натуралистического» (проектного) подхода в экологическом образовании и воспитании студентов, а также внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин, приобретение начальных практических навыков, при которых студент:
- получает способность владеть культурой речи, это приобретается при попытках выполнить практическое задание и при обсуждении с преподавателем отчёта о выполнении практического задания;
- учится использовать базовые положения при решении профессиональных задач, это приобретается при поиске и привлечении необходимого теоретического материала при решении поставленных в практическом задании задач;
- получает способность использовать профессионально-ориентированную риторику, это приобретается при формировании в письменной форме всех высказываний, необходимых для пояснения своих действий;
- учится владеть навыками самостоятельной работы, это приобретается непосредственно в процессе подбора на основе анализа поставленной в практической работе задачи необходимого теоретического материала для решения этой задачи;
- учится владеть основными методами, средствами и способами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, это приобретается при выполнении отчёта о решении поставленной задачи.
Практические занятия выполняются студентами по выданному преподавателем заданию.
Результатом выполнения задания является отчёт, представляемый студентом в специальной тетради для практических занятий, которая должена удовлетворять общепринятым требованиям.
Практические занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования» проводятся согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине. 
Рекомендуемое количество часов на практические занятия – 14









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ТЕМА: Особо охраняемые природные территории Курской области.

ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства с особо охраняемыми территориями Курской области. Дать характеристику одной из особо охраняемых территорий нашего края.
ОБОРУДОВАНИЕ: Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Закон «Об особо охраняемых природных территориях Курской области»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Для них устанавливается особый (заповедный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий
Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений
- государственные природные заповедники;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливать и другие категории особо охраняемых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.
 Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.
К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют федеральное значение и находятся только в федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.
Территориями местного значения, находящимися в муниципальной собственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и курорты.
С целью оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за установленным на них режимом ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, субъектах пользования, а также экологической, научной, экономической, культурной и иной ценности (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
Правовой режим различных особо охраняемых природных территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить его несколько основных видов: абсолютно заповедный, относительно заповедный, смешанный (дифференцированный).
Абсолютно заповедный режим означает полное изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования, запрещение любого вмешательства в естественные процессы природы. Такой режим устанавливается для государственных природных заповедников и памятников природы.
Относительно заповедный режим предполагает частичное изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования. При этом допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность, не противоречащая целям и задачам создания особо охраняемых природных территорий. Указанным режимом отличаются государственные заказники.
Смешанный (дифференцированный) заповедный режим сочетает в себе элементы абсолютного и относительного режимов, то есть означает полное изъятие из хозяйственного и рекреационного использования отдельных участков природной среды наряду с ограниченным рекреационным использованием охраняемой территории. Этот режим характерен для национальных и природных парков.
Особенностью правового режима всех особо охраняемых территорий является создание на прилегающих к ним участках земельного и водного пространства охраняемых зон или округов с ограниченным режимом природопользования в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (п. 3 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).

ХОД РАБОТЫ:

1. Раскрыть понятие особо охраняемая территория и принципов ее выделения.

2. Какие заповедники, национальные парки, заказники образованы для охраны природы Курской области.
- Найдите среди заказников Курской области заказники ботанические, зоологические.
- Дайте краткую характеристику ботанических заказников (1 вариант), зоологических (2 вариант).
Характеристика ботанических (зоологических) заказников Курской области

Название заказников
Расположение на территории области по районам
Охраняемые виды растений (животных).






- Какие флористические объекты относятся к числу ценных и подлежащих охране?
- Имеются ли среди видов растений (животных), охраняемых в зоологических заказниках Курской области реликтовые и эндемичные виды (привести примеры), ресурсные и декоративные виды растений с примерами ботанические (I вариант) и охотничьи и промысловые виды с примерами животных (II вариант)?
- Вывод о роли ботанических (зоологических) заказников в охране редких и исчезающих видов растений (животных).

3. Характеристика одной из особо охраняемых территорий Железногорского района (по выбору).




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: Техногенное загрязнение окружающей среды.

ЦЕЛЬ: Создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний по техногенному загрязнению окружающей среды ; продолжить формирование умений использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ
1. Ознакомьтесь с краткими теоретическими сведениями

Техногенез – процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека. Он заключается в преобразовании биосферы, вызываемом совокупностью геохимических процессов, связанных с технической и технологической деятельностью людей: извлечением, концентрацией и перегруппировкой целого ряда химических веществ, минеральных и органических соединений.


Главным следствием техногенного воздействия на окружающую среду является образование аномальных концентрации химических элементов и их соединений в результате загрязнения различных компонентов ландшафта – атмосферы, вод, почв, снега, растений, донных осадков водоёмов. Выявление таких химических аномалий в различных средах является одной из важнейших задач эколого-геохимической оценки состояния окружающей среды. Выделяют глобальные, региональные и локальные техногенные аномалии.





ХОД РАБОТЫ:

1. Решите задачи:
Задача №1
В результате выброса пыли из заводской трубы образовалось аэрозольное облако, которое через 8 суток с дождями попало на землю. Какой путь проделало облако, если ветер дул со скоростью 2,5,10,15 метров в секунду.

Задача №2
Рассчитайте необходимую высоту трубы для ТЭС, если выходящий из неё дым содержит SO2 концентрацией 0,5 мг/м3, а NO2- 0,4 мг/м3. ПДК для диоксида серы 0,05 мг/м3, для диоксида азота – 0,04 мг/м3.
Рекомендации:
В качестве исходных данных примите упрощенную модель распределения вредных веществ в атмосфере, при которой уменьшение концентрации в стороны от трубы происходит равномерно пропорционально квадрату расстояния. Высоту труб современных ТЭС рассчитываются так, чтобы концентрации (С) диоксида серы (SO2) и оксидов азота (NOx) в приземном слое атмосферы удовлетворяли условию:
С/ПДК + СNOx/ ПДКNox
· 1

Задача №3:
Рассчитайте необходимую высоту заводской трубы, если выходящий из неё дым содержит SO2 концентрацией 5 мг/м3, а NO2 - 4 мг/м3.
Рекомендации: используйте для расчёта информацию из предыдущего задания.

Задача №4
При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (q ). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца 0,0007 мг/м3.

Задача №5
В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы (М сурьмы ), было загрязнено пастбище площадью 1000 м2 (S  ), глубина проникновения вод составляет 0,5 м (h). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном раз мере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.

2. Ответьте на вопросы:
- Назовите три отрасли производственной деятельности человека, отрицательно воздействующих на природу (свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами – не менее одного для каждой отрасли)
- Назовите причины техногенного характера, приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций (не менее трёх).
- Охарактеризуйте три явления, имеющих техногенное происхождение, которые вызывают возникновение чрезвычайных ситуаций
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

ТЕМА: Региональные эколого - экономические проблемы Курской области.

ЦЕЛЬ: Создать условия для изучения эколого-экономические проблемы Курской области и пути выхода из них.
ОБОРУДОВАНИЕ: выдержки из Приказа Росстата РФ (указания по заполнению формы 2-ТП(воздух); Форма 2-ТП(воздух) раздел 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ
Основные статистические отчеты по эколого-экономическим показателям
–  Сведения об охране атмосферного воздуха – Форма №2-тп (воздух);
–  Отчет об использовании воды – Форма №2-тп (водхоз);
–  Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления – Форма «2-ТП (токсичные отходы);
–  Сведения о ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод – Форма №3-ОС;
–  Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах – Форма №4-ОС;
–  Сведения о поступлении и расходовании средств экологического фонда – Форма №1 – Экофонд и др.
При заполнении формы необходимо строго соблюдать следующие требования:
в каждой заполняемой строке все графы формы должны содержать число или знак отсутствия явления - прочерк;
разрешается оставлять незаполненными только те строки (графы), во всех графах (строках) которых отсутствуют значения показателей;
при заполнении граф формы необходимо соблюдать значность показателей, предусмотренную в указаниях для каждого раздела.
В графе 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех организованных и неорганизованных источников, минуя очистные сооружения, а также тех неуловленных загрязняющих веществ, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.
В графе 3 приводится количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу через специально оборудованные устройства (трубы, вентиляционные установки, аэрационные фонари и др.), но не подвергающиеся при этом предварительной очистке, а также те неуловленные вещества, которые прошли через не предназначенные для их улавливания газоочистные и пылеулавливающие установки.
В графу 4 включаются данные только по тем загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в имеющихся на предприятии газоочистных и пылеулавливающих установках (независимо от фактической работы этих установок).
В графе 5 приводится фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ в отчетном году, кроме веществ, приведенных в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В графу 6 включается количество уловленных загрязняющих веществ, возвращенных в производство и использованных для получения товарного продукта или реализованных на сторону.
В графе 7 указывается общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных и жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки. При этом данные графы 7 должны равняться значениям: графа 4 - графа 5 + графа 2.
При отсутствии на предприятии очистных установок в графах 4 - 6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ставится прочерк. В этом случае значения граф 2 и 7 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]должны быть равны между собой.
ХОД РАБОТЫ:
1. Перечислить основные статистические отчеты по эколого-экономическим показателям.
2. Заполнить Форму 2-ТП (воздух) раздел 1
3. Во многих водохранилищах и прудах за последние 15 лет во много раз возросла интенсивность «цветения воды».
- Каковы причины «цветения воды»?
- Как «цветение» воды сказывается на биологической продуктивности водоемов?
3. Заполнить таблицу: «Проблемные экологические районы Курской области».
Проблемный экологический район
Причина и сущность проблем данного экологического района

Курский проблемный ареал


Железногорский проблемный ареал


Курчатовский проблемный ареал



4. Пути выхода из эколого-экономических проблем в Курской области
Раздел 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация
Курская ТЭЦ -1
Код по ОКЕИ: тонна - 168
№ строки
Код загрязняющего вещества 2)
Загрязняющие вещества
Выбрасывается без очистки
Поступило на очистные сооружения загрязняющих веществ - всего
Из поступивших на очистку - уловлено и обезврежено
Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ за отчетный год




всего
в том числе от организованных источников загрязнения










всего
из них утилизировано


А
1
Б
2
3
4
5
6
7

101
0001
Всего (102+103)







102
0002
в том числе:
твердые
39.018
0110
188144.000
176977
000


103
0004
газообразные и жидкие (104 ( 109)
19370.000
0.110





104
0330
из них:
диоксид серы
12143.000
12141.000





105
0337
оксид углерода
1257.700
1229.00





106
0012
оксиды азота (в пересчете на NO2)
5968.000
5886.700





107
0401
углеводороды (без летучих органических соединений)
-
-





108
0006
летучие органические соединения (ЛОС)
-
-





109
0005
прочие газообразные и жидкие












ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
ТЕМА: Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф.

ЦЕЛЬ: Создать условия для анализа причин возникновения экологических аварий и катастроф. Проанализировать потенциально опасные объекты Курской области.

ОБОРУДОВАНИЕ: Комплект схем систем, таблица «Классы экологической опасности и их характеристика».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ