Методические рекомендации к самостоятельным работам ОГСЭ 02 История


Методические рекомендации
к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
по дисциплине
«ИСТОРИЯ»
Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Внеаудиторные самостоятельные работы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 831
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»
Разработчик:
Косова И.А., преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ
Содержание.
Пояснительная записка к методическим рекомендациям по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «История».
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «История».
Критерии оценки внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «История».
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 «История электрификации в России»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 «Реформы территориального устройства РФ»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 «Позиции международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 «Вооруженные конфликты на Постсоветском пространстве»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 «Развитие движения WorldSkills Russia»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 ««Развитие русской культуры в СССР»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 «Глобализация проблем в России в ХХI в.»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 «Кадровый потенциал России»
Список используемой литературы и дополнительных источников.
Пояснительная записка.
История — наука субъективная, мировоззренческая. В связи с этим занятие нельзя превращать в строгую инструкцию для обучающихся — им необходимо обеспечить возможности для самоопределения, самореализации, сотрудничества. Большую роль в решении данной задачи играет внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа представляет собой вид внеаудиторной учебной деятельности, направленной на непрерывное самообразование, который предполагает определенный уровень самостоятельности учащегося от постановки задач до осуществления самоконтроля. Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний; - углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа помогает формировать у обучающихся способности к творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности.
Цель методических указаний - помочь обучающимся самостоятельно изучить отдельные темы дисциплины «История». Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно- исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов; для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями
Особое внимание уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
При проведении самостоятельных работ используются следующие типы работы обучающихся:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
Виды внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ. 02 «История»:
1.чтение основной и дополнительной литературы;
2. поиск необходимой информации в сети Интернет;
3. работа со словарем, справочником;
4. работа с кроссвордами;
5. работа с тестовым материалом;
6. работа с тематическими вопросами;
7. составление таблиц, в т.ч. хронологических;
8. составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним;
9. составление и разработка словаря (глоссария);
10. составление кроссвордов;
11. подготовка презентаций
11. подготовка устного сообщения и пр.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
Критерии оценивания письменного ответа.
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2.  раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3. аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт;
Оценка “5” ставится, если студент:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если студент:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения студентов, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии оценки устных ответов.
Оценка «5» ставится, если студенты:
1) обстоятельно, с достаточной полнотой излагают подготовленный материал, демонстрируют владение темой, соблюдая её границы;
2) обнаруживают полное понимание содержания материала, могут обосновать свои суждения развёрнутой аргументацией, привести необходимые примеры;
3) излагают материал  последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и речевой культуры.
Оценка «4» ставится, если студенты дают ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами же и исправляют после замечаний преподавателя, и единичные погрешности в последовательности и языковом оформлении ответа.
Оценка «3» ставится, если студенты обнаруживают знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагают материал неполно и допускают неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации;
2) не умеют достаточно глубоко и основательно обосновать и аргументировать свои суждения и привести примеры, к высказываниям других относятся невнимательно.
Оценка «2» ставится, если студенты обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.
На вспомогательные вопросы преподавателя ответы не даются и ошибки не исправляются.
Критерии оценивания тестирования:
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
 20% — 1 балл,
 20—40 — 2 балла,
 40—60 — 3 балла,
 60—80 — 4 балла,
от 80 — максимальные 5 баллов.
Критерии оценивания презентации
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела
 
Дидактические и методические цели и задачи презентации o       Соответствие целей поставленной теме
o       Достижение поставленных целей и задач
Выделение основных идей презентации
  o       Соответствие целям и задачам
o       Содержание умозаключений
o       Вызывают ли интерес у аудитории
o       Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание o       Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях 
o       Все заключения подтверждены достоверными источниками
o       Язык изложения материала понятен аудитории
o       Актуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта – презентации
  o       Графические иллюстрации для презентации
o       Статистика
o       Диаграммы и графики
o       Экспертные оценки
o       Ресурсы Интернет
o       Примеры
o       Сравнения
o       Цитаты и т.д.
Подача материала проекта – презентации
  o       Хронология
o       Приоритет
o       Тематическая последовательность
o       Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во время проекта – презентации
  o       От вступления к основной части
o       От одной основной идеи (части) к другой
o       От одного слайда к другому
o       Гиперссылки
Заключение
  o       Яркое высказывание - переход к заключению
o       Повторение основных целей и задач выступления
o       Выводы
o       Подведение итогов
o       Короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации
  o       Шрифт (читаемость)
o       Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
o       Элементы анимации
Техническая часть o       Грамматика
o       Подходящий словарь
o       Наличие ошибок правописания и опечаток
Внеаудиторная самостятельная работа № 1.
Тема: История электрификации в России
Цель: показать значение электрофикации для развития благосостояния страны.
Задачи: используя системный анализ, рассмотреть техническую систему электрификации России и показать связь между историей развития общества и развитием техники; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине на примере создателей электрификации страны.
Задача:
подготовить тематическую презентацию
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- составить презентацию
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ);
последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Создание презентации состоит из трех этапов:
Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Планирование презентации включает в себя:
1.      Определение целей.
2.      Сбор информации об аудитории.
3.      Определение основной идеи презентации.
4.      Подбор дополнительной информации.
5.      Планирование выступления.
6.      Создание структуры презентации.
7.      Проверка логики подачи материала.
8.      Подготовка заключения.
                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела
 
Дидактические и методические цели и задачи презентации o       Соответствие целей поставленной теме
o       Достижение поставленных целей и задач
Выделение основных идей презентации
  o       Соответствие целям и задачам
o       Содержание умозаключений
o       Вызывают ли интерес у аудитории
o       Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание o       Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях 
o       Все заключения подтверждены достоверными источниками
o       Язык изложения материала понятен аудитории
o       Актуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта – презентации
  o       Графические иллюстрации для презентации
o       Статистика
o       Диаграммы и графики
o       Экспертные оценки
o       Ресурсы Интернет
o       Примеры
o       Сравнения
o       Цитаты и т.д.
Подача материала проекта – презентации
  o       Хронология
o       Приоритет
o       Тематическая последовательность
o       Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во время проекта – презентации
  o       От вступления к основной части
o       От одной основной идеи (части) к другой
o       От одного слайда к другому
o       Гиперссылки
Заключение
  o       Яркое высказывание - переход к заключению
o       Повторение основных целей и задач выступления
o       Выводы
o       Подведение итогов
o       Короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации
  o       Шрифт (читаемость)
o       Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
o       Элементы анимации
Техническая часть o       Грамматика
o       Подходящий словарь
o       Наличие ошибок правописания и опечаток

Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2012.
Пиянова Л.Н. «Тяжёлая колесница лет проехалась по нашему поколению»: В кн. «История России. ХХ век». – М.: АСТ, 1997. 
Суровая драма народа. – М.: Политиздат, 1989.
Экономика и организация промышленного производства. – 1990, № 1, 5, 9, 11.
Список рекомендуемых Интернет-источников:
http://www.historia.ru/http://his.1september.ru/index.phpВнеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема. «Реформы территориального устройства РФ»
Цель: сформировать представление о наиболее важных событиях РФ, происшедших на рубеже XX-XXI веков, уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого
Задание Написать информационное сообщение по заданным темам с анализом литературы
Критерии оценки самостоятельной работы
Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы темы семинара +10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Этапы территориального устройства России (Х1Х-ХХ вв) 50 Реформы и Федеративное устройство России в 90-х гг. ХХв 40 Правовые аспекты территориального устройства РФ 40 Административно-политическое устройство РФ 40 Административно-территориальное устройство субъекта РФ 40 Дополнительные вопросы Особенности статуса субъектов федерации 30 Распределение субъектов федерации по типам 30 История российского федерализма 20 Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем 30
Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета 30 Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола» 50 Аргументированный вывод о проделанной работе 20 Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Рекомендации по изучению темы «Реформы территориального устройства РФ».
При ответе на вопросы темы необходимо рассмотреть территории России в ХIХ веке, территориальные границы в начале и конце XX века, территориальное устройство в начале XXI века. Желательно обратить внимание на внутреннюю политику России в развитии регионов.
Административно-территориальным делением называется разделение территории государства на административно управляемые части (административно-территориальные единицы). К основным процессам изменения административно-территориального деления относят: увеличение или уменьшение числа административных единиц, их укрупнение и разукрупнение, присоединение или отсечение от них участков территорий. Особенности административно-территориального деления государства обуславливаются физико-географическими характеристиками пространства, культурно-историческими предпосылками, принятыми политическими моделями и экономическими факторами. Задачами территориально-государственного строительства являются определение количества управленческих уровней, обеспечение территориального единства и территориальной динамики развития государства.
В 90-е годы произошёл процесс беспредельной суверенизации регионов, была сформирована политическая и экономическая база феодализации общественных отношений. Во многих регионах страны сложился режим личной власти их руководителей. Полномочные представители Президента на местах превратились в чисто номинальные фигуры. Территориальные органы федеральной власти оказались в зависимости от региональных лидеров. Из 172 прямых поручений главы государства в 1999—2000 годах было выполнено в установленные сроки лишь 59. В сложившейся системе территориальной организации управления был превышен «порог управляемости». Чрезмерное количество управляемых элементов не позволяло эффективно контролировать исполнение решений.
В настоящее время Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами.
При рассмотрении вопросов семинара необходимо сделать акцент на то, что расширение России возможно в том числе за счёт независимых государств, в частности, территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, стремящимися к интеграции с ней, включая непризнанные (частично признанные), Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия проявляла такое намерение [1-12], [85-90].
Методические рекомендации по подготовке и представлению информационного сообщения
  Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Деятельность обучающегося:
собирает и изучает литературу по теме;
составляет план или графическую структуру сообщения;
выделяет основные понятия;
вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформляет текст письменно;
сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2012.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
Интернет-источники
http://www.historia.ru/http://his.1september.ru/index.phphttp:// www. history. ru/ histr. htm -
http:// www. woridhist. ru
www.hist.msu.ru/http://www.zavuch.info/Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема. Позиции международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
Задание: составить конспект
Критерии оценки самостоятельной работы
Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы темы семинара +10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Место и роль России на международной арене в 90-е годы ХХ века 50 Международные организации (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве 40 Политика НАТО в отношении России в 90-х г. ХХ в 40 Важнейшие политические и экономические задачи России в постсоветском пространстве 40 Цветные революции на постсоветском пространстве 30 Дополнительные вопросы Причины и результаты вооруженного конфликта на Северном Кавказе 40 Социальная стратификация России в 90-е годы ХХ века 20 Методические рекомендации по составлению конспекта:
Конспектирование • способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала; • помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;• формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.
Текстуальный конспект. Этапы работы. 1. Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение. 2. Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее. 3. Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.4. Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:• имя автора, • полное название работы, • место и год издания,• для статьи указывается, где и когда она была напечатана,• страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.Конспект ведется в тетрадях.
Рекомендуемые источники информации:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2012.
Список рекомендуемых Интернет-источников1. http://echo. msk.ru/news/14220. phtml "Многосторонняя дипломатия"
2. http://lenta.ru/news/2005/10/17/cup "Межцивилизационный диалог"
3. http://www.rian/ru/analytics/20061110/42051110/html "Ресурсное направление внешней политики"
5. http://www.government.ru/876390467/phmnt
6. http://www.politicsPortal.ru/56091008/uhug
7. http://www.euun.ru/wiki/Image: CoR-EESC. JPG "Внешнеполитическая координация"
8. http://www.euun.ru/wiki/Image: EESC_logo. svg
9. http://www.eu.org/av "Глобальная безопасность и интересы общества"
10. http://www.undp.org/9568009865unnr "Российская дипломатия"
11. http://www.eu.org/apps/news/printnews. asp? hid=21458 "Вопросы интеграции на постсоветском пространстве"
12. http://www.mid.ru/brp_4. nsf/0/3647DA97748A106BC32572AB002AC4D
13. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48286_1.html
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема. «Вооруженные конфликты на Постсоветском пространстве»
Задание: составить конспект с перечнем важнейших вооруженных конфликтов на Постсоветском пространстве
Цель: сформировать представление о вооруженных конфликтах на Постсоветском пространстве, о их влиянии на геополитику РФ
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Конспектирование • способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала; • помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;• формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.
Текстуальный конспект. Этапы работы. 1. Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение. 2. Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее. 3. Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.4. Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:• имя автора, • полное название работы, • место и год издания,• для статьи указывается, где и когда она была напечатана,• страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.Конспект ведется в тетрадях.
Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2012.
Список рекомендуемых Интернет-источников
1. http://echo. msk.ru/news/14220. phtml "Многосторонняя дипломатия"
2. http://lenta.ru/news/2005/10/17/cup "Межцивилизационный диалог
3. http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36209
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема «Развитие движения WorldSkills Russia»
Задание: подготовить доклад на тему «Развитие движения WorldSkills Russia»
Цель: сформировать представление об основных этапах развитии движения WorldSkills Russia», а также о важном значении в участии национального и мирового чемпионатов; повышение статуса рабочих профессий. 
Методические рекомендации по написанию доклада
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
Список рекомендуемых Интернет-источников:
http://worldskills.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/WorldSkills#WorldSkills_Russiahttp://worldskills.ru/images/WSR_Устав.pdf
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема «Развитие русской культуры в СССР »
Задание: подготовиться к семинару
Критерии оценки самостоятельной работы №3:
Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы темы семинара +10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
«Железный занавес» и идеологический контроль за СМИ 30 Основные элементы и функции русской культуры 50 Направления в советской культуре 70-80-х гг. ХХ века 50 Народные традиции в русской культуре 50 Патриотические мотивы в советской культуре 70-80-х гг. (поэзия, кинематограф, проза, театр) 60 Дополнительные вопросы «Магнитофонная революция» 20 «Красное колесо» Солженицына 20 Русская культура и традиции в 80-х годах ХХ века 30 Военная проза «нового образца» 60—70-х гг.
Книги B. П. Астафьева «Звездопад», Г. Я. Бакланова «Мертвые сраму не имут», Ю. В. Бондарева «Горячий снег», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...», К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Л.Кондратьева «Сашка». 40 Советская рок-музыка 70—80-х гг
А. В. Макаревич группа «Машина времени», К. Н. Никольский, А. Д. Романов «Воскресение», Б. Б. Гребенщиков «Аквариум» 20 Творчество Высоцкого В.С 40 Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем 30
Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета 30 Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола» 50 Аргументированный вывод о проделанной работе 20 Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Методические рекомендации по изучению темы «Развитие русской культуры в СССР»
При рассмотрении темы необходимо понять условия развития культуры в СССР в периоды «хрущевской оттепели» и «брежневского застоя». «Железный занавес» — система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.
Выражение Геббельса «железный занавес» подхватил Черчилль, употребив его в антисоветском послании к Трумэну от 12.05.1945 года, которое теперь известно именно как послание о «железном занавесе». В то же время даже тезис о «советской угрозе» нередко реализуется теперь буржуазными идеологами и империалистическими средствами массовой информации в «новых подходах». Эти «новые подходы» характерны прежде всего для «гибкого» антикоммунизма, явившегося реакцией на изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма.
Расширение географии стран социалистического содружества, естественные национальные особенности становления нового строя и особенности борьбы за коренные социальные преобразования обеспечили мировые успехи реального социализма, рост материально-технической вооруженности и благосостояния народов социалистических стран. Все это определило, во-первых, предпочтение «гибкими» антикоммунистами методам фронтальных атак на социализм и коммунизм методов идеологических диверсий, а во-вторых, и сами направления этих диверсий.
При рассмотрении вопросов семинара необходимо сделать акцент на то, что в отечественной культурологии основными являются следующие определения:
культура охватывает четыре «общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова», т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую (Н. Данилевский);
культура «ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа» (Флоренский),
«совокупность материальных и духовных ценностей»;
«способ человеческой деятельности» (Э. Маркарян).
Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную- входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими государственными (родовыми) признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. В советском обществе были трансформированы традиционные нормы морали, не признавались буржуазные принципы общества, отвергались религиозные традиции Православной церкви.
Данный временной интервал истории СССР можно назвать временем кризиса и постепенного вырождения советской культуры, разрушения ее экзистенциальной целостности. Основные ее постулаты лишаются в это время своей онтологической наполненности и превращаются в пустые знаки. Слова о коммунизме и светлом будущем звучат все реже, а если звучат, то носят ритуальный характер. В обществе им уже почти никто не верит. Главным идеологическим сдвигом становится перенос акцентов с будущего на настоящее и прошлое. Советская культура представляет собой вариант развития русской культуры в XX веке, связанный с процессом модернизации российского общества [1-12], [43-47].
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема: «Глобализация проблем в России в ХХI в.»
Критерии оценки самостоятельной работы №15
Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы +10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Законы глобализации. Причины глобализации проблем в России в ХХI веке 40 Прогнозирование демографической ситуации в России: половой, возрастной, профессиональный состав 30 Промышленный потенциал стратегических отраслей в России 40 Развитие банковской системы в России в условиях рыночной экономики 40 Идеологическое мировоззрение будущего поколения российского общества 50 Дополнительные вопросы Научно-технический прогресс и производственные ресурсы России 40 Статистика экономических и демографических показателей в России в к. ХХ – н. ХХI веков 30 Природные ресурсы Российской Федерации 40 Глобализация информационных сетей 40 Социально – экономические проблемы населения России: медицинское обслуживание, обеспечение жильем, доходы и др 30 Экология природной среды. Экология человеческих отношений 30 Прогнозирование развития экономической и политической сфер в России по циклам Кондратьева 40 Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем 30
Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета 30 Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола» 50 Аргументированный вывод о проделанной работе 20 Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 Отлично
80 ÷ 89 4 Хорошо
70 ÷ 79 3 Удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Методические рекомендации по изучению темы «Глобализация проблем в России в ХХI в.»
При рассмотрении темы необходимо рассмотреть глобальные проблемы мирового общества, так как Россия входит в эту макросистему. Часть глобальных проблем мирового уровня влияют на развитие России во всех сферах общества и на экологию природы. Опишите причины возникновения глобальных проблем в России и спрогнозируйте пути их решения. Сделайте выводы по факту вступления России во Всемирную торговую организацию.
Периодичность Единого закона свидетельствует о том, что периоды интеграции сменяются периодами дифференциации, диктатура сменяется демократией, а демократия диктатурой. Другие формы являются только промежуточными.
Все так называемые развитые страны уже прошли этап дезинтеграции и перешли на рельсы интеграции, а России навязываются вчерашние западные «ценности», которые не только не способствуют вступление России в Единый мировой рынок, но и отбрасывают Россию еще дальше в Прошлое. Российский внутренний антиглобализм, в условиях спекулятивно-финансовых экономических отношениях способствует процессам самоуничтожения народов России.
Динамические изменения в промышленном секторе и внешней торговле требуют постоянного мониторинга. Он выявит степень зависимости от импорта по конкретным товарным статьям и уровень загруженности национальных отраслей. Это поможет определить первоочередных адресатов модернизации.
Изучение жизненного цикла каждой ключевой отрасли (рис. А) расширяет портфельный анализ, позволяет классифицировать отрасли в соответствии с их стадией развития и конкурентной позицией на трех уровнях – в своей стране, на крупных региональных рынках и мировом рынке. Возможна группировка по пяти стадиям – зарождение, рост, зрелость, стагнация и упадок.
В России на период 1999-2000 не определилось секторов-лидеров (по отношению к крупным региональным рынкам или миру в целом), которые находились бы на начальных фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство “живых” отраслей ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями стагнации и упадка (секторы В, Г, Д и Е). Сложившаяся ситуация таит в себе опасность, что в будущем Россия не сумеет стать полноправным партнером клуба промышленно развитых стран.
На основе матрицы жизненного цикла отраслей промышленности выделим несколько стратегически важных моментов для оценки конкурентной позиции страны относительно остального мира на рис.А:
Рис.А. Российский отраслевой портфель.
Активный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Стороны как в двухстороннем формате, так и в формате рабочих групп обсуждали тарифную политику, господдержку сельского хозяйства, промсборку автомобилей в РФ, доступ на российский рынок услуг иностранных поставщиков и многие другие вопросы. В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары - до 6,4% с 9,4%. Россия с 22 августа 2013 года официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса.
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Тема «Кадровый потенциал России»
Задание: подготовиться к семинару
Критерии оценки самостоятельной работы
Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы темы семинара +5 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Методология анализа перспектив и альтернатив развития России. Циклы Кондратьева 50 Реформы в образовании России. Профессии будущего 50 Причины кризиса экологии человеческого потенциала в процессе глобализации информационного общества 40 Современные требования к трудовым ресурсам на уровне мирового стандарта 40 Оценка качественного потенциала трудовых ресурсов будущего поколения России 40 Дополнительные вопросы Экономические циклы, как процесс самокопирования сети человека 30 Фазы структурного цикла развития России на период с 1998-2070 гг 40 Факторы воспроизводства трудового потенциала России 30 Программы политических партий о развитии России 40 Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем 30
Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета 30 Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола» 50 Аргументированный вывод о проделанной работе 20 Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Методические рекомендации по изучению темы «Кадровый потенциал России»
При рассмотрении темы необходимо рассмотреть аспекты кадрового потенциала России, для работодателя и трудовой ресурс человека. Желательно дать характеристику требованиям различных профессий реального времени и будущего. Ррассмотрите направления научно-технического прогресса в мире и России. Спрогнозируйте качественный и количественный состав кадрового потенциала России в 2040 году.
Проблемы развития России в ХХI в. относятся к новому классу научных вопросов, которые требуют во многом иных подходов и методов исследования по сравнению с тем, что применялось. Иными словами, это нестандартная задача, требующая нового мышления. Выбор модели социально-экономической стратегии - это всегда сознательный волевой акт. И он не может быть иным. Именно в этом смысле научный выбор принципиально отличается от моделей «самотека», от упования на некие силы, которые сами по себе могут привести к тому или иному результату.
При этом нужно сказать достаточно определенно, что надежды на всесилие «невидимой руки рынка», упование на «Божий промысел», надежда на «русский авось» в теоретическом и методологическом плане не отличаются друг от друга. Это одна и та же «методология» - упование на самотек, на действие неких сил, которые сами по себе за нас решат назревшие проблемы.
Вопрос выбора, вытекающий из теории социальных альтернатив, выбора из возможных вариантов принципиально отличается от концепции упования на самотек. Причем когда говорится о выборе, речь идет о выборе траекторий движения с ясным и четким представлением его конечных целей в системе приоритетов, этапов развития, обеспечивающих это развитие механизмов. На мой взгляд, измеряемой такими требованиями и масштабами стратегии экономического, общественного развития у нас пока нет.
В современных условиях приоритеты развития человека, качественных вложений в человеческий потенциал являются отправным фактором общественного прогресса, как он видится в ХХI в. А все остальное - культура производства, уровень производительности труда и другое - являются как бы вторичными по отношению к первостепенному фактору качества человека. Следует ясно понимать, что вложения в образование, науку, культуру и т.д. - это не вычет из общественного блага, а первоначальные вложения в человеческий ресурс. Вложения в эту сферу являются самыми эффективными, если мыслить масштабами поколений.
Происходящие в экономике России изменения формируют новые специфические требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда. Условно их можно разделить на две группы: требования на внешнем и внутреннем рынках труда. К первой группе относятся:
социальная компетентность и нормативно-правовая подготовленность;
обладание знаниями законов рыночной экономики, конъюнктуры рынка;
гибкость;
умение самостоятельно принимать правильные решения;
стремление работника освободиться от жестких групповых стандартов и уметь сформировать гибкий индивидуальный жизненный цикл;
способность выбора вида своей карьеры;
овладение новой моделью мотивации и системой ценностей.
Ко второй группе требований относятся:
высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений;
адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства;
готовность работника к процессу непрерывного повышения квалификации, освоению новых знаний;
универсализация работника;
профессиональная мобильность;
стрессоустойчивость работника в условиях нестабильности экономики;
наличие высоких деловых и личностных качеств: самостоятельность мышления, инициативность, целеустремленность, энергичность, высокий уровень нравственной культуры (честность, порядочность, человечность, справедливость, простота, скромность, тактичность, выдержанность, внимание к людям), навыки общения с людьми, умение работать в коллективе; мужество, воля; самодисциплинированность, работоспособность; интуиция; обладание организаторскими способностями; наличие предпринимательских качеств у работников, развитие чувства ответственности за качество, лояльности к фирме и т.д.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» (для всех специальностей СПО): учебник для студ.учреждений СПО-4 –ое изд., испр. – М. – Издательский центр «Академия», 2015
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История России конец ХХ– начало ХХI вв.» - 5-е изд. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2011 г
Сороко–Цюпа А.О. «Мир в ХХ в» - 7-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2013.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительные источники:
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М.: Дрофа, 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М. ИКФ Омега – Л. Интерстиль, 2006.
Исторические документы различных категорий
Интернет-ресурсы:
http://www.school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.alleng.ru/d/hist123.htm — Материалы по истории России.
http://www.hrono.ru/dokum/index.php — Исторические источники.
http://www.consultant.ru/popular/ — Законодательство РФ. 
http://www.ronl. ru
http://student. ru