Конспект ученической лекции Первые уроки в экономику предприятия (совместная разработка со старшим мастером ОАО МТЗ Н.Д.Серафимовичем)


Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предприятие как основа для экономики. Маркетинг на предприятии………………………………………………………………………6
Глава 2. Маркетинг и экономическое своеобразие предприятия ОАО «МТЗ»……………………………………………………………………………. 9
Глава 3. Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - «Могилевский автомобильный завод имени С.М.К Кирова»………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список используемых источников…………………………………………….18
Приложение 1. Отзыв на исследовательскую работу «Первые уроки в экономику предприятия» учащихся 6 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 32 г.Могилёва» Супонева Ильи и Шлыковой Алины (научный руководитель:учитель истории Елисеенко Е.В.) начальника цеха РМЦ ф-ла ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» А.М.Марченко…………………………………………………………………19
Приложение 2. Отзыв на исследовательскую работу «Первые уроки в экономику предприятия» учащихся 6 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 32 г.Могилёва» Супонева Ильи и Шлыковой Алины (научный руководитель:учитель истории Елисеенко Е.В.) старшего мастера цеха ЛЦ-1 ОАО «Минский тракторный завод» Н.Д.Серафимовича…..……………… ..20
Приложение 3. Структура ХОЛДИНГА "МТЗ-ХОЛДИНГ……………… .21
Приложение 4 Концепция маркетингового развития ……..…………………22
Приложение 5. Логотипы предприятия……………………………………… 23
Приложение 6. Сертификат качества МТЗ……………………………………24

ВведениеВажность экономических преобразований, поиск новых форм и методов для реализации произведенной продукции, повышение прибыльности белорусских предприятий выступают актуальной проблемой современности для нашего государства. В этих условиях особое значение приобретает понятие «маркетинг» как форма эффективного производства и прибыльного сбыта продукции предприятия.
В системе белорусской экономики предприятие является основным структурным элементом, так как:
производит продукцию или товары, нужные обществу;
формирует рабочие места;
основой деятельности любого предприятия составляет человеческий ресурс [6, с.13].
В Республике Беларусь количество предприятий всех форм собственности и типов организации на конец 2015 года составило 111792 [7].
Целью данной работы является изучение базовых экономических понятий и ознакомление с экономической стороной деятельности предприятия и обобщение полученных знаний (в рамках экономической деятельности конкретных предприятий: ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»).Предметом исследования можно считать экономическое своеобразие и основы маркетинга на предприятиях, а объектом – организацию экономики и маркетинг на предприятиях ( на примере ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»)..Задачи исследовательской работы:
Изучить основы экономики на предприятии;
изучить сущность экономической и маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (ОАО «Минский тракторный завод» и филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»).; проанализировать и обобщить данные о деятельности промышленных предприятий ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова».
Для написания работы использована литература отечественных и зарубежных авторов, а также материалы средств массовой информации. В исследовательской работе использованы материалы профессора, заведующей кафедры экономики предприятия УО «Академия управления при Президенте РБ», кандидата экономических наук Русак Е.С.
При написании работы были использованы такие методы научного исследования, как: анализ и описание исторических документов, сравнение, группировка фактов.
Актуальность и значимость исследовательской работы в повышении экономической и финансовой грамотности школьников. Важно, что рассматриваются вопросы реализации маркетинговой деятельности на предприятии (с учётом примеров ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»). Выбор данных предприятий в работе не случаен, так как Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» находится в микрозоне государственного учреждения образования «Средняя школа № 32 г.Могилёва» и родители многих учащихся, выпускники школы работают на данном предприятии. ОАО «Минский тракторный завод» является крупнейшим предприятием-гигантом белорусской экономики, имеет схожую производственную базу с первым предприятием. Также в 2016 году ОАО «Минский тракторный завод» будет отмечать 70-летие со дня основания. В преддверии юбилея такое исследование является актуальным и значимым в рамках курса «Новейшая история Беларуси», «Экономика Республики Беларусь».


Глава 1. Предприятие как оcнова для экономики. Маркетинг на предприятии.Оcновным cубъектом экономики Реcпублики Беларуcь являютcя хозяйcтвенные организации (предприятия, фирмы) разных форм cобcтвенноcти, иcпользующие экономичеcкие реcурcы для оcущеcтвления коммерчеcкой деятельноcти, которая предcтавляет cобой cложный процеcc c целью получения прибыли [6, c.12].
Таблица 1.1 Общая клаccификация предприятий (по Е.C. Руcак)
Признак клаccификацииВид предприятия
По форме cобcтвенноcтиГоcударcтвенные, чаcтныеПо отраcлевой принадлежноcтиПромышленные, транcпортные, торговые, предприятия cвязи, cельcкохозяйcтвенныеПо размеру Крупные, cредние и малые
По cпециализацииCпециализированные, диверcифицированные, комбинированные
По назначению готовой продукции Предприятия, производящие cредcтва производcтва, товары народного потребления
Предприятия в экономике выполняют ряд важнейших функций:
1. Денежная (финансовая), которая заключается в накоплении денежных средств через реализованную продукцию и прибыль;
2. Управленческо-социальная (предприятие как система управления людьми, защита интересов трудового коллектива);
3. Научно-исследовательская, направленная на поиск новых форм и методов, путей решения различных вопросов;
4. Маркетинг, обеcпечивающий иccледование рынка, определение нужд и запроcов потребителей, реальные заказы на продукцию и уcпешную ее реализацию;
5. Логиcтика как комплекс мер по выгодной закупке cырья, комплектующих, машин, оборудования и других материальных ценноcтей, необходимых для хозяйcтвенной деятельноcти;
6. Экологичеcкая функция, предуcматривающая выпуcк экологичеcки чиcтой продукции, направленная на cнижение и компенcацию отрицательного воздейcтвия его производcтва на окружающую cреду.
Любое предприятие дейcтвует на оcнове уcтава, который предcтавляет cобой оcновной документ, определяющий задачи, права и облаcть деятельноcти предприятия [6; c.13-14].
Таким образом, предприятие имеет цель получение макcимальной прибыли для удовлетворения интереcов [6; c. 23-24]. В условиях рыночной экономики маркетинг, как система прибыльности предприятия, занимает важное место в системе внутреннего управления и реализации внешних функций. Маркетинг реализуется как процесс разработки, обоснование, организации выполнения и контроля за выполнением целей и задач предприятия. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям. Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (прибыль и рентабельность капитала). Социальные цели – обусловливают модель поведения по отношению к персоналу и обществу в подсистемах самого предприятия и внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала; интересная работа; культура производства; имидж предприятия; защита окружающей среды [6; c. 112].
Так, предприятие, как основной структурный элемент экономики, выполняет важнейшие хозяйственные и социальные функции. Вся его экономическая деятельность должна быть продумана в соответствии с маркетинговыми технологиями и этапами. Важно осуществлять планирование, прогнозирование и контроль за целями и стратегиями.

Глава 2. Маркетинг и экономическое своеобразие предприятия ОАО «МТЗ» ОАО «МТЗ» (МТЗ-Холдинг) и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» являются крупными промышленными предприятиями в области машиностроения и станкостроения в Республике Беларусь. Данные предприятия являются различными по численности и масштабу деятельности.
Минский тракторный завод был основан 29 мая 1946 года. Сегодня производство, на котором работает более 17 000 человек, превратилось в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всём мире. И знаменитый товарный знак «Беларус» представляет для нас большую ценность (не только коммерческую, но и в определённой степени патриотическую). Этот принцип можно считать основой маркетинговой стратегии предприятия. Именно товарный знак «Беларус» можно считать своеобразным брендом качества.
К выпуску известных во всём мире тракторов завод шел поэтапно с 1946 года. Первой продукцией завода стал пусковой двигатель, производство тракторов начиналось с гусеничных машин. А в 1953 году стартовало производство тракторов на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия. И уже в 1958 году Минский тракторный завод выпустил стотысячный трактор. Миллионный трактор сошёл с конвейера в ноябре 1972 года [8]..
Таким образом, МТЗ постоянно совершенствует свою продукцию, ведутся переговоры с ведущими научно-исследовательскими институтами РБ, СНГ и Европы.
В 1995 году за создание малогабаритной техники группе работников завода присуждена Государственная премия Республики Беларусь. На базе выпускаемых тракторов «Беларус» и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины.
Осваивая зарубежные рынки, Минский тракторный завод первым среди производителей тракторов в СНГ провел полную сертификацию всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза в институте Silsoe (Великобритания). Тем самым подчёркивается важность международной сертификации как основы для грамотного маркетинга [8]..
В начале мая 2000 г. это предприятие получило основной международный сертификат соответствия системы качества на проектирование и производство тракторов.
Таким образом, на Минском тракторном заводе создана система качества, соответствующая требованиям международных стандартов. В 2006 г. за особые достижения в хозяйственном развитии предприятию присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь. В октябре 2008 года специалисты Минского тракторного завода привезли большую золотую медаль с российской агропромышленной выставки «Золотая осень», проходившей в Москве. А в 2009 г. серебряную медаль Международной специализированной выставки «AGRITECHNICA» в Ганновере представителям белорусского промышленного флагмана вручил президент Немецкого сельскохозяйственного общества (DLG) Карл Альбрехт Бартмер. За всю историю «AGRITECHNICA» производитель из стран СНГ впервые удостоен такой высокой награды. Одним из итогов участия нашего предприятия в VI Международной специализированной выставке сельхозтехники «АгроТек Россия — 2011», которая прошла в Москве в рамках «Золотой осени», вновь стала награда высшей пробы, а также приз крестьянских симпатий.
Сегодня заказчикам на Минском тракторном заводе предлагаются более ста моделей тракторов, более чем в двухстах сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий. Доступное качество – это основной принцип маркетинговой концепции завода. Новые модели обладают широкими возможностями в сравнении с сельхозмашинами различных производителей. На все продаваемые тракторы получены международные сертификаты, подтверждающие их соответствие стандартам Евросоюза и испытаниями в крупнейших испытательных центрах западных стран.
В соответствии с концепцией развития, ОАО «МТЗ» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы и запасные части к ним, организует на лицензионной основе их производство за рубежом, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса поставленных машин, проводит обучение по эксплуатации и техническому обслуживанию выпускаемой техники [8].

Рисунок 2.1 Карта «Сборочные производства ОАО «МТЗ»
В настоящее время на заводе созданы все необходимые вспомогательные цехи, которые обслуживают основное производство, а также ремонтные цехи, занимающиеся изготовлением нестандартизированного оборудования и ремонтом основных фондов. Даже металлургическое производство МТЗ располагает крупным комплексом современных механизированных цехов, где производство базируется на достаточно высоком техническом уровне. Каждый из них можно сравнить с отдельным заводом.
Конкурентоспособность и необходимость грамотного маркетинга для продукции ОАО «МТЗ» проверена самой жизнью и длительным представительством на рынках высокоразвитых стран. Фермеров всех стран тракторы «Беларус» привлекают прежде всего своей надёжностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании и умеренными ценами.

Глава 3. Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» был основан в 1935 году. С 2006 года завод стал филиалом ОАО «БелАЗ», что было несомненно вынужденным и грамотным маркетинговым шагом.
Это одно из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь. Могилёвский автомобильный завод имени С.М.Кирова является крупнейшим производителем строительно-дорожной, подземной и специальной техники на территории государств СНГ.
Для предприятия «Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» важны все составляющие экономического маркетинга и менеджмента. На официальном уровне на предприятии подчёркивается, что главной целью является высокое качество выпускаемой продукции, её конкурентно способность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого динамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости (рабочих мест) [10].
Техника торговой марки «МоАЗ» широко используется при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока России, отсыпке кустовых площадок на нефтегазовых месторождениях, в горнодобывающей промышленности, прежде всего при разработке подземных месторождений, на строительстве гидротехнических сооружений. Более 85% всей произведенной продукции завода отправляется в Россию и страны СНГ.

Диаграмма 2.1 Реализация продукции филиала ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»
Среди продукции спросом пользуются самосвалы повышенной проходимости; строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ: погрузчики, бульдозеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи; машины для подземных работ: самосвалы подземные, погрузодоставочные машины, шасси универсальные, транспортные средства для перевозки людей, подземные бетоносмесители; машины специального назначения: катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, электрокары [9].
Основными задачами в достижении поставленной маркетинговой цели на предприятии выступают: создание и производство конкурентно способной продукции на уровне лучших мировых образцов, отвечающей международным требованиям по безопасности и экологии, надежности, экономичности. На предприятии идёт непрерывное совершенствование средств производства, применение современных прогрессивных технологий и оборудования.
На заводе ведётся постоянная связь с поставщиками материалов и комплектующих с целью повышения качества продукции поставщиков, внедрения на заводах-поставщиках систем качества на базе международных стандартов. Оказывается помощь потребителю в проведении технического обслуживания машин в течение всего периода эксплуатации и в организации опорных сервисных пунктах в зонах крупного сосредоточения техники.
В качестве путей решения поставленных маркетинговых задач выделяются: постоянное изучение мирового уровня строительно-дорожной, автотракторной техники, запросов потребителя; совершенствование продукции с учетом требований и ожиданий рынка; компенсация потребителю затрат, связанных с устранением дефектов техники, выявленных в гарантийный период эксплуатации; снабжение эксплуатирующих организаций запчастями оперативно и в полном объеме; сервисное обслуживание выпускаемой продукции; обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию завода; поддерживание в хорошем состоянии технологического оборудования, приспособлений, оснастки, средств контроля; строгое соблюдение технологической дисциплины; снижение материальных, энергетических и трудовых затрат при производстве продукции; разработка планов и выполнение комплекса мер по непрерывному повышению технического уровня и качества продукции; реализация принципов личной заинтересованности (мотивации труда) и персональной ответственности каждого работника за качество труда. Каждый работающий на заводе знает и выполняет требования: работать без брака, без дефектов, без рекламаций [9,10].
Таким образом, оба предприятия являются крупными государственными промышленными предприятиями в РБ. На заводах сформирована система контроля качества, грамотные стратегии маркетинга. Предприятия проходят международную сертификацию, их продукция соответствует международным стандартам.

ЗаключениеВ ходе проведенного ученического исследования удалось изучить основы экономики и маркетинга на предприятии; выявить на конкретных примерах сущность и примеры маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»); а также проанализировать и обобщить данные по реализации маркетинговой деятельности на данных промышленных предприятиях. Таким образом, исходя из поставленной цели работы, а также её задач, можно сделать следующие выводы: предприятие является основной экономической единицей, поэтому совокупность рентабельности отдельных предприятий определяет в сумме рентабельность экономики. Предприятия также тесно связаны с социальной сферой так как на них работают люди, причём человеческий ресурс можно считать главным ресурсом предприятия. Главной целью предприятия можно считать получение прибыли. Именно для грамотного использования всех существующих ресурсов предприятия и получения максимальной прибыли нужен маркетинг.
Формы маркетинговой деятельности на предприятии:
Постоянное улучшение качества и сертификация на международном уровне;
Укрупнение и оптимизация производства;
Высокий кадровый потенциал;
Научно-техническое сопровождение производства;
Постоянный поиск новых рынков сбыта продукции;
Мониторинг складывающейся ситуации на рынках сбыта;
Информационное обеспечение и реклама и др.
Наличие конкурентно способных предприятий в государстве выступает залогом устойчивого развития национальной экономики. Вопросы рентабельности и прибыльности белорусских предприятий выступают актуальной проблемой современности для нашего государства.
Результаты исследования позволили обобщить данные по реализации маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях ОАО «Минский тракторный завод» и Филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова». Минский тракторный завод с 29 мая 1946 года является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всём мире. Бренд трактор «Беларус» стал символом нашей страны в международной политике, сочетающим качество и ценовую доступность. Этот принцип можно считать основой маркетинговой стратегии предприятия. «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» в рамках оптимизации производства с 2006 года стал филиалом ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», что стало важным маркетинговым ходом для предприятия, упростившим вопросы реализации продукции и сырьевой вопрос.
Результаты исследовательской работы получили высокую оценку со стороны представителей предприятий.

Список используемых источников:Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
Брасс, А.А. Основы менеджмента: курс лекций / А.А. Брасс – 3-е изд., стер.– Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 224 с.– (Система открытого образования).
Веснин В.Р. Менеджмент для всех/В.Р.Веснин – М. Знание, 1994 – 173 с.
Маркетинг: учебник. под ред. И.В. Липсица. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 576 с.
Мескон М. Х. Основы менеджмента/М.Х.Мескон. – М.: Человек, 1995– 275 с.
Русак Е. С. Экономика предприятия : курс лекций / Е. С. Русак. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 214 с. – (Система открытого образования).
http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki
http://www.belarus-tractor.com/company/http://www.belaz.by/about/moaz
http://www.moaz.ru/zavod.htm
Приложение 1
Отзыв на исследовательскую работу «Первые уроки в экономику предприятия» учащихся 6 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 32 г.Могилёва» Супонева Ильи и Шлыковой Алины (научный руководитель:учитель истории Елисеенко Е.В.) начальника цеха РМЦ ф-ла ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» А.М.Марченко

Приложение 2.
Отзыв на исследовательскую работу «Первые уроки в экономику предприятия» учащихся 6 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 32 г.Могилёва» Супонева Ильи и Шлыковой Алины (научный руководитель:учитель истории Елисеенко Е.В.) старшего мастера цеха ЛЦ-1 ОАО «Минский тракторный завод» Н.Д.Серафимовича…..………………

Приложение 3
Структура холдинга ОАО «МТЗ»:
Минский тракторный завод
Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатовВитебский завод тракторных запчастейМинский завод шестеренЛепельский электромеханический заводСморгонский агрегатный заводХойникский завод гидроаппаратурыНаровлянский завод гидроаппаратурыЛепельский ремонтно-механический заводМозырский машиностроительный завод
Рисунок 1.1 «Карта-схема ОАО «МТЗ»

Приложение 4
Концепция маркетингового инвестиционного и инновационного развития ХОЛДИНГА "МТЗ-ХОЛДИНГ" на период до 2030 года
Приложение 5
Логотип ОАО «МТЗ» к 70-летию для использования в печати (для нанесения на сувенирную и рекламную продукцию)

Логотип филиала ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова».


Приложение 6.
Сертификат качества МТЗ