Обучение грамоте Звуки [г], [г`] , буквы Г, г. Звуко – буквенный анализ слов.


Тема: Звуки [г], [г`] , буквы Г, г. Звуко – буквенный анализ слов.
Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения согласного звука [г ] и обозначения его буквой Г-г ; создать условия для формирования представлений учащихся о звуке [г] и букве г, характеристике звука, познакомить с соответствующей буквой и формировать умения печатать заглавную и строчную букву; для закрепления умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой; формирование норм нравственно – этического поведения в разных формах работы;
Оборудование: «Букварь» А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова; игрушка гномик, образец написания печатной заглавной и строчной буквы Гг, презентация, картинки, сигнальные карточки.
Ход урока:
Организация класса.
- Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Подготовительные упражнения:
Выполнение дыхательной гимнастики:
Сделайте глубокий вдох
Сделайте глубокий выдох.
Сделайте вдох через нос, а выдох через рот.
Сделайте вдох через рот, а выдох через нос.
Выполнение артикуляционной гимнастики: «Шары», «Чистим зубы», «Часики».
3. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на урок к нам пришёл сказочный маленький человечек с большой бородой. Кто это?
(К нам на урок пришёл гном). На доске появляется слово-табличка ГНОМ
Гном оказался вежливым человечком. Он сразу представился, его зовут Гена.
На доске появляется слово-табличка Гена.
-Почему слово Гена написано с большой буквы?
Давайте составим схему этих слов.
- Произнесите гласные звуки в словах гном и Гена. Каким цветом их обозначим?
Произнесите знакомые согласные звуки в словах гном и Гена. Дайте им характеристику и обозначьте нужным цветом.
-А кто знает эту букву?
-На сегодняшнем уроке мы изучим новую букву Г и звуки, которые она обозначает.
Презентация
План нашего урока таков: (картинки: учебник – читать, ручка - печатать, играть, гиб – мухомор – узнаем о съедобных и несъедобных грибах )
4. Формирование новых знаний
1. Определение местоположения звука [г] в Городе букв.
- На какое место поселим звук [г] ?
Чистоговорка
Гу-гуту — Гале помогу. 
Гу-гу-гу — гуси на лугу. 
Га-га-га — дайте Гале пирога. 
Пирога из творога.
3. Развитие фонематического слуха
- Гном Гена рассказал о своей жизни. Вы послушайте и постарайтесь запомнить слова со звуком [г].
Гном живёт на высокой горе. Спит он в гамаке. К нему часто прилетают в гости гуси, голуби. Он готовит им угощенье: горох, груши и варенье.
- Какое слово вам неизвестно? (гамак)
- Почему слово - готовит я поместила отдельно от всех слов?
- Назовите слова, из этого рассказа, в которых имеются звуки [г], [г].
- Ещё раз скажите, с какими звуками мы познакомились, дайте им характеристику.
4. Физкульминутка.
- Вышли уточки на луг…
5.     Дидактическая игра «Поймай звук [г]»
•   М б г в г г п к
•   Га да ма ба гу ро
•   Гараж, дорога, дерево, машина, гриб, игла.
6. Знакомство с новой буквой.
- На что похожа эта буква?
- Смоделируйте букву [ г] на парте из цветных карандашей.
А) Работа в тетради по чтению.
- Давайте порадуем нашего гномика и научимся печатать букву Г.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Б) Чтение слогов.
- Гном хочет послушать, как вы читаете слоги с буквой Г.
Чтение слогов из Букваря. Стр.44
(Чтение хором, чтение цепочкой. Выбор на слух слога)
Чтение слов в столбиках. Стр. 44
7. Физминутка.
Гоша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
Наш гномик много ходит, поэтому любит спортивные упражнения.
8. Составление предложений по иллюстрации учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображен на ней?
- Чем занимается папа?
- Что в руках у мальчика?
- Давайте прочитаем текст Гоше.
9. Чтение предложений с новой буквой.
Чтение по цепочке.
Ответь на вопросы:
- Кто играл в футбол?
- Что делали Лина и Марина?
- За кого «болели» Нина и Лариса?
10. Индивидуальные карточки хорошо читающим детям.
« Генерал Гена»
11. Презентация. Съедобные и несъедобные грибы.
Гном Гена очень любит ходить по лесу. Он бродит и собирает грибы. Давайте поможем Гене. Нужно собрать только те грибы, которые безопасные для человека .
Презентация
- Какие мы собрали грибы?
- А какие грибы нельзя собирать?
- Назовите несъедобные грибы.
- Гном Гена спешит к себе домой. И наш урок подходит к концу.
Итог урока. Рефлексия
1. Беседа
- С какими звуками и буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Дайте характеристику новым звукам.
2. Игра «Заполни корзинки»
Самооценивание
— Какое у вас было настроение на уроке?
- Если у вас всё получилось, вы всё поняли, нарисуйте улыбку смайлику, если вам не понравился урок – грустную улыбку.
- Спасибо за урок, вы отлично поработали!
Словесное оценивание работы учащихся на уроке
Приложение:
Гном живёт на высокой горе. Спит он в гамаке. К нему часто прилетают в гости гуси, голуби. Он готовит им угощенье: горох, груши и варенье.
.     Дидактическая игра «Поймай звук [г]»
•   М б г в г г п к
•   Га да ма ба гу ро
•   Гараж, дорога, дерево, машина, гриб, игла.
Разучивание скороговорки.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
Гоша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
_____________________________________________________
гном Гена
гном
гора
гамак
гости
гуси
голуби
горох
груши
готовит
Генерал Гена
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты – то генерал? А где твоя сабля?
- А вот же, под крылом, - говорит Гена.
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.
__________________________________________________________
Генерал Гена
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты – то генерал? А где твоя сабля?
- А вот же, под крылом, - говорит Гена.
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.
__________________________________________________________
га го
гу ги иг ог
уг иг
ге гя
гю
Рога, слуга, гуси, голос, гром, гнул, гол, гири, гимн, игра, огни, угли.