Разработка урока по химии Сложные эфиры, Жиры мыла


Тема: Сложные эфиры, Жиры мыла
Цели:
Образовательная- способствовать расширению знаний учащихся о сложных эфирах, жирах, мылах, способствовать обучению учащихся умению работать с дополнительными материалами;
Развивающая- способствовать развитию логического мышления, способности к рефлексии;Воспитательная- воспитывать интерес к науке и предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, флипчарт, учебники.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.1. Приветствие группы.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка знаний учащихся.
1.Кроссворд
Вопросы:
По горизонтали:
1.Как называются ,предельно насыщенные, вещества в молекулах, которых присутствуют одинарные связи?
2.Как называются вещества, в молекулах , которых присутствует одна двойная связь?
3. Как называются вещества, в молекулах, которых присутствует тройная связь?
5. Как называются вещества в молекулах, которых один или несколько атомов водорода, замещены -ОН группой?
6. Ка называются вещества в молекулах, которых атом водорода замещен карбонильной группой( - С=О)
7. Как называются вещества в молекулах, которых один атом углерода соединен с гидроксильной – ОН группой и карбоксильной - С=О?
По вертикале:
4. Как называются вещества в молекулах, которых присутствуют две двойные связи?
1/4 2 3 7 6. 5 2.Даны название углеводородов и общие формулы,установите соответствие:
А.Алканы 1.СnH2n
Б.Алкены 2.CnH2n-2
В.Алкадиены 3.CnH2n+2
Г. Алкины 4.CnH2n
3. Как называется реакция взаимодействия спирта и карбоновой кислоты? ( реакция этирификации)
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока. (См. слайд № 1)
Тема урока: «Жиры. Мыла».
2. Сообщение цели урока. (См. слайд № 2)
3. Реакция этерификации. (См. слайд № 3)

4. Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение. (См. слайд № 4)

5. Сложные эфиры широко распространены в природе. Специфический аромат ягод, плодов и фруктов в значительной степени обусловлен представителями этого класса органических веществ. (См. слайд № 5)

6. Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 192. По формуле составить уравнение реакции: I вариант – получение метилового эфира масляной кислоты, II вариант – этилового эфира масляной кислоты.(См. слайд № 6)

7. Рассказ учащегося о проведении опыта «Получение сложного эфира» во внеурочное время.
В пробирку налейте 2 мл изобутилового спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку газоотводной трубкой и нагрейте на водяной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом выделяется слой изобутилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом банановой эссенции.
8. Применение сложных эфиров:
1) лекарственные средства; 2,3)парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий.(См. слайд № 7)

9. Важнейшими представителями природных сложных эфиров являются жиры.(См. слайд № 8)

10. В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры. (См. слайд № 9)


( Ученица выступает с докладом- «История создания жиров».( Презентация))
Классификация жиров:
1) твердые – это жиры, в состав которых входят предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний и т.д.), исключение составляет рыбий жир;
2) жидкие – это жиры, в состав которых входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения, или масла (подсолнечное масло, соевое масло, рапсовое масло и т.д.), исключение составляет пальмовое масло.( Смотрим Видеоролик)
12. Химические свойства жиров: (См. слайд № 11)
1. Жиры нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях – бензоле, гексане;
2. Гидрированием жидких жиров получают твердые сложные эфиры. Именно эта реакция лежит в основе получения из растительного масла твердого жира – маргарин.

3. Жиры подвергаются гидролизу.

4. Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров.

13. Рассказ ученика « проблема- ожирение»
Просмотр видеоролика- получение мыла.
14. Что такое мыла?
Мыла – это соли карбоновых кислот. Натриевые соли карбоновых кислот – это твердое мыло, а калиевые – это жидкое мыло.
III.Итог урока:
( фронтальный опрос)
Какие вещества называются эфирами?
Где в природе встречаются эфиры?
Как называется реакция получения эфиров:
Какие вещества называются жирами?
Если проводить гидролиз в щелочной среде, какое вещество можно получить?
Какие вещества называются мылами?
IV. Закрепление
Решение тестовых заданий.
V.РефлекияПеред учениками лежат лепестки, цвет лепестка означает настроение ученика, вызванное проведенным уроком.( Желтый- отлично, зеленый – хорошо, коричневый- неудовлетворительно, Фиолетовый- очень хорошо, много нового подчеркнул для себя). Задача учеников , составить общий цветок, выложив лепесток с определенным цветом . Эмоциональное настроение урока будет определяться по наибольшему количеству лепестков определенного цвета
КГУ «Глубоковский технический колледж»
управление образования ВКО
Открытый урок по химии
Тема: Сложные эфиры, жиры, мыла.
Провела: Смирнова И.А.
п.Верхнеберезовский 2012-2013г.г.