Лермонотов план урока без регестрации и смс


Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

1. Эволюция поэзии М. Ю. Лермонтова от романтизма (до 1830-31г.) – к реализму.

2. Темы поэзии М. Ю. Лермонтова:

2.1. Поэт и поэзия:
- этой теме посвящены самые ранние стихи поэта;
- 1837 г. «Смерть поэта». Стихотворение принесло Лермонтову широкую известность. Последние 16 строк написаны после похорон Пушкина (прямой гнев и страстное обличение - инвектива). Николаю I стихотворение прислано под названием «Воззвание к революции». Кровная близость автора к герою.
две части стихотворения, первая близка по жанру к эпитафии, последние 16 строк превращают стихотворение в инвективу. Противостояние поэта и толпы, губительное влияние света, евангельская аллюзия, содержание конфликта - противостояние добра и зла. Личность художника.
- «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал» (1838). Программа поэтической деятельности. Недовольство современным состоянием поэзии: сравнеие поэзии с боевым кинжалом, ставшим «игрушкой золотой». Назначение поэзии – вмешиваться в жизнь, влиять на её ход. Поэзия должна быть активной, действенной (последние восемь строк – программа действий).
- «Пророк» (1841). В основе сюжета – конфликт между поэтом и «толпой». Поэта преследует всеобщая вражда, в бездуховном мире он фатально обречён на одиночество.

2.2. Любовная лирика.
«Слышу ли голос твой» - обаяние, теплота, искренность любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю» - две героини стихотворения. Память о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего. «Утёс» - иносказание о любви. Психологизм, музыкальность стихотворений о любви. Любовное чувство драматизировано и гиперболизировано. Мотив фатальной невозможности соединения любящих: «Утёс» (1841), «На севере диком» (1841), «Сон» (1841).

2.3. Тема одиночества.
трагическое одиночество романтического героя («Парус»).
Потом – философский характер этой темы, стремление человека к вечному («Выхожу один я на дорогу», 1841): три смысловых части стихотворения. 1 – полный гармонии мир природы; 2 – потерявший гармонию человек; 3 – желание героя слиться с природой, сохраняя свою индивидуальность. Лиризм, музыкальность стихотворения.

2.4. Философская лирика.
Стремление осмыслить социально-психологические признаки своего поколения и оценить их как исторически закономерное явление. «Как часто пёстрою толпою окружён» (1840) – сатира. Стихотворение написано по мотивам впечатлений великосветского бала. 3 части: 1 – великосветский бал, бездушная толпа; 2 – воспоминания; 3 – возвращение к чуждому герою реальному миру: гнев и негодование. «Дума» (1838) - итог долгих и трудных размышлений; сатирическое и философское стихотворение; пафос мысли. Бесцельность и бездействие как главная беда поколения Лермонтова. Трагический пафос стихотворения, в котором сконцентрированы основные идеи романа «Герой нашего времени».

2.5. Тема русской истории.
«Два великана» - иносказание о нашествии Наполеона. «Новгород» - соединение темы Новгорода с призывом к декабристам сохранять мужество и надежду. «Бородино» - проблема исторической судьбы поколений.

2.6 Патриотическая лирика.
«Прощай, немытая Россия» - инвектива, гневное обличение душной общественной атмосферы. «Родина» - непроизвольность и логическая необъяснисмость патриотического чувства, демократические симпатии автора, эстетические переживания.

3. Лирика Лермонтова как достойное продолжение открытий Пушкина в поэзии.