Мыла и синтетические моющие средства

Канева Зоя Анатольевна
Место работы – Ижемский Политехнический техникум, п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми
Предмет – химия
Тип урока: Изучение нового материала
Класс -2 курс (11 класс)
Тема урока: Химия мыла и синтетических моющих средств.
Цели урока: Рассмотреть состав, свойства, получение и применение мыла и синтетических моющих средств; продолжить формирование критического мышления, умения проводить сравнение и анализ, работать с тексом, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами заданных веществ.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята! Я рада видеть Вас на уроке. Надеюсь, что сегодня мы продолжим разговаривать с Вами на языке химии. Для начала, давайте отметим на полях тетради наше настроение сегодня перед уроком. Если хорошее, то +, если плохое -, если просто нормальное, то 0.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему жиры, и для того чтобы вспомнить проведем небольшое тестирование. (в тетради отвечают на вопросы теста)
Тест
1. ЖИРЫ – ЭТО
а) многоатомные спирты б) сложные эфиры в) карбоновые кислоты.
2.КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ВХОДЯТ В СОСТАВ ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ?
а) глицерин. б) этанол в) пальмитиновая кислота д) стеариновая кислота е) линолевая кислота.
3.КАКИЕ РЕАКЦИИ НЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ?
а) гидролиз б) замещение в) гидрирование г) дегидрирование
4. КАКИЕ ВЕЩЕСТВА МОГУТ ОБРАЗОВАТЬСЯ ПРИ ГИДРОЛИЗЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ?
а) линолевая кислота б) глицерин в) муравьиная кислота г) олеиновая кислота д) стеариновая кислота е) этанол
5. КАКИЕ РЕАКЦИИ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ?
а) водный гидролиз б) гидрирование в) присоединение г) омыление
6.КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ УЧЁНЫХ ВПЕРВЫЕ СИНТЕЗИРОВАЛ ЖИРЫ?
а) Бутлеров б) Бертло в) Шееле г) Шеврёль
7. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ФЕРМЕНТЫ, РАСЩЕПЛЯЮЩИЕ ЖИРЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
а) амилоза б) желчь в) липаза г) протеаза
8. КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ ПРОДУКТОВ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ЖИРОВ?
а) мыло б) глицерин в) пластмассы г) маргарин д) духи.

Изучение нового материала.
Стадия вызова.
Белые манжеты. Белый воротник Все белье сияет, словно солнца блик!
Верить ли не верить, но еще в обед
Все белье имело серый-серый цвет!
Мама потрудилась
В этом ей помог
Наш незаменимый..(стиральный порошок)

Словно яблоко, румяный,
Чистый, свежий, как роса, Вышел паренек из ванны,
Морщась, тер свои глаза.
А еще совсем недавно
Лицо чумазым было
Ну-ка, живо, в ванну, в ванну
И берите..(мыло)

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема нашего урока?
(Ответы учащихся.)
А как Вы думаете, какая цель нашего урока.
(Ответы учащихся). Все выводится на слайдах.

Поиграем в игру « Верю – не верю»: если верите, то ставим +, если не верите , то -.
Вопросы: Верите ли Вы в то, что:
- все мыла и СМС имеют одинаковый состав;
- мыло не пенится в жесткой воде;
- СМС содержат в своем составе ПАВ;
- кроме ПАВ СМС содержит фофаты;
- среда раствора будет щелочной, если СМС предназначено для хлопчатобумажных тканей;
- СМС получают из твердых парафинов;
- мыло безопаснее в использовании, чем СМС;
- стирать лучше мылом, чем СМС.

Обсуждение ответов.

Стадия осмысления.

Ребята, чтоб узнать правильно ли мы ответили на вопросы игры, я предлагаю по тексу учебника ( О. С.Габриелян, И.Г.Остроумов, химия для студ.сред.проф.учеб.заведений) составить сводную таблицу. Для этого мы разделимся на 2 группы. Первая группа будет описывать мыло, вторая группа –синтетические моющие средства.
МЫЛО
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
СМС


Состав



Свойства



Получение



Применение



После описания группы обмениваются своими записями.
Заключительная часть.
Ребята, давайте вернемся к игре «Верите ли Вы?» и вновь обсудим предложенные в ней вопросы. (Обсуждают и записывают в тетради)
Стадия рефлексии.
Ребята, как Вы думаете достигли ли мы цели нашего урока? (ответы учащихся)
Давайте попробуем составить синквейн по нашей теме: 1. Имя существительное
2.два прилагательных
3. три глагола
4. мое отношение к теме
5. синоним.

Примерные ответы: Мыло или синтетические моющие средства
Жидкое, душистое
Моет, дезинфицирует, стирает
Да здравствует, мыло душистое!
Пена.
А сейчас вернемся к настроению вначале урока. Поставьте пожалуйста на полях тетради значки, которые соответствуют настроению в конце урока.
Ребята, на столах у Вас лежат карточки 3,4,5. Поднимите ту карточку, которую сегодня каждый из Вас заслужил. (Выставление оценок)
Домашнее задание: Написать плюсы и минусы мыла и смс. Подготовиться к контрольной работе.
Спасибо за урок!