Спирты. Пагубное влияние на организм человека.


МКОУ КРЕМЛЕВСКАЯ СОШ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«Спирты. Пагубное влияние алкоголя на организм человека.»

Подготовила:
Якунина Мария Аркадьевна,
социальный педагог 1 категори
Новосибирская область
Коченевский район
с. Новокремлевское
2014 год
ЦЕЛИ:
1) формирование знаний обучающихся о строении спиртов, их номенклатуре, изомерии, химических свойствах;
2) способы получения и применения спиртов;
3) влияние спиртсодержащих веществ на организм человека, предупреждение асоциального поведения.
ХОД УРОКА
1.Вступление.
Учитель химии
Ребята! Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы с вами рассмотрим тему Спирты с точки зрения химии, литературы, а так же с точки зрения социального педагога.
2. Объяснение нового материала.
Учитель химии
1) Определение спиртов
Спиртами или алканолами называют органические вешества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп - ОН, соединенных с углеводородным радикалом.
2) Классификация спиртов
Спирты бывают:
- одноатомные, например: СН3-ОН – метанол
С2Н5-ОН – этанол
С3Н7-ОН – пропанол
С4Н9-ОН – бутанол
А теперь я предлагаю вам самим составить несколько формул спиртов:
(2 ученика записывают формулы: С5Н11-ОН – пентанол,
С6Н13-ОН – гексанол.)
- двухатомные, например НО-СН2-СН2-ОН - этандиол-1,2 или этиленгликоль.
НО-СН2-СН2-СН2-ОН - пропандиол-1,3.
- трехатомные попробуйте составить сами:
1 ученик работает у доски и записывает формулу СН2-СН-СН2
! ! !
ОН ОН ОН
3) Применение спиртов
- как топливо,
-​ для производства уксусной кислоты,
- для производства каучука,
- для производства сложных эфиров,
- для производства лаков,
-​ для производства красок,
- для производства растворителей,
- для производства лекарственных средств

Ребята ответьте, пожалуйста, а кто из вас знает, какой из этих спиртов используется для производства спиртных напитков и как он называется
(это этиловый спирт или этанол С2Н5-ОН).
4) Доклад ученика:
Этанол - бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения 78,3 С. Горюч. Смешивается с водой в любых пропорциях. Широко используется в промышленности. Используется для приготовления спиртных напитков. Небольшие количества этилового спирта при попадании в организм блокируют процессы торможения в коре головного мозга. Промежуточный продукт окисления этанола в организме – ацетальдегид – крайне ядовит и вызывает тяжелое отравление. Систематическое употребление этилового спирта и содержащего его напитков приводит к стойкому снижению продуктивной работы головного мозга, гибели клеток печени и замене их соединительной тканью – циррозу печени.
Социальный педагог
- Как по-другому можно назвать этиловый спирт или другие спиртосодержащие напитки? (Алкоголь.)
- Как вы относитесь к тем, кто пьёт?
- Когда вы учились в 7, 8 классе, я проводила анонимное анкетирование «Кто пробовал или употребляет алкоголь?» У меня тогда получился вот такой график: 
А если бы сегодня вам задали этот вопрос, как изменился бы наш график? Куда кривая выведет? (Реакция учащихся, ответы.)
Учитель литературы
Вы, конечно, по-разному относитесь к тому, что подростки употребляют спиртные напитки. Давайте представим, как могли бы выразить это отношение условные героини нашего урока. (Выступают подготовившиеся заранее ученицы).
«Хорошая» девчонка (примерно):
Раньше спиртные напитки продавали только после 18 лет, а теперь таблички об этом висят в магазинах, но продают даже 12-летним, только деньги плати! Подростки напиваются и творят что попало, ввязываются в драки, совершают преступления. На дискотеке, куда ходит молодёжь, они напиваются, чтобы было настроение, а сами грубы, развязны. Видели бы себя со стороны! Зачем пить, ведь можно поднять настроение и без алкоголя, тем более что он отрицательно влияет на растущий организм. Те, которые пьют, они болеют, тупеют, память ухудшается, внимание у них становится рассеянным, человек хуже учится. Зачем это надо?
«Плохая» девчонка (примерно):
Ой, да выпить, ну чуть-чуть для настроения – это классно! Мы с девчонками перед дискотекой выпили и пошли. Пришли в клуб, настроение у всех поднялось, все проблемы забыли, стали танцевать, веселиться, громко смеяться, и на нас обратили внимание пацаны. Мы с ними познакомились и от души повеселились. А Вы говорите - не пить! Если бы мы не выпили, разве бы мы так расслабились, забыли о своих проблемах, «двойках» и комплексах? Конечно, нет! Мы бы ходили загруженные, а с таким настроением уже не повеселиться. Так что немного пить – это никому не вредит.
- А с кем вы? На чьей стороне – «хорошей» или «плохой» девчонки? (Учащиеся делятся мнениями).
Социальный педагог
Те, кто нормально относится к пьющим, как правило сам употребляет. А вот вопрос к тем, кто отрицательно относится к пьющим: пытались помочь, вытащить их из пьяного омута?
Как эффективнее это сделать?
Варианты ответов: 1) никогда не составлять им компанию в пьянке;
2) раскрыть им глаза на отрицательные моменты их поведения в пьяном состоянии;
3) предложить другие формы досуга, интересные, познавательные, где и не требуется горячительное.
Учитель литературы
Часто ребята признаются, что впервые попробовали спиртное дома, в нормальной обстановке, на дне рождения или в праздник с разрешения родителей. Получается, что сами взрослые приобщают детей к спиртному, пропагандируют «культурное питие». Конечно, ни одна мама и ни один папа не хотят, чтобы их сын или дочь стали пьяницами. Но вот перед вами красивая хрупкая рюмка, фужер на тонкой ножке; вино переливается и играет на свету тёплыми янтарными бликами. И тогда создаётся ощущение, что чем больше вина, тем интереснее и радостнее праздник. И хочется некоторым, чтобы он был почаще и подольше.
Социальный педагог
Нередко человек, приводящий себя в состояние опьянения, подсознательно, а то и сознательно ставит задачу вести себя разнузданно или «раскованно», как деликатно выражаетесь вы. Художники-сатирики из вашего класса нарисовали карикатуры, отражающие три степени опьянения человека. (Демонстрация рисунков и комментарии к ним учащихся).
Дополнения учителя:
1-я степень человек слегка пьяный уподобляется петуху: так же хлопает крыльями (руками), кукарекает (часто болтает невпопад и не к месту), распускает хвост; криклив, егозлив, «раскован», говоря по-вашему.
2-я степень человек уподобляется обезьяне, считает себя остроумным, находчивым, совершает необдуманные поступки, но его «приколы» не умны и мало приятны посторонним.
3-я степень Человек уподобляется свинье, не зря же есть пословица: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол», но тут несколько иначе: рылом в стол, в тарелку.
Вывод: Не зря алкоголь с древних времён называют похитителем рассудка. Как говорил Пифагор, «пьянство есть упражнение в безумии».
Учитель химии
Специфические химические свойства спиртов:
А давайте посмотрим, что происходит в организме человека, когда в него проникает алкоголь.
1. Опыт с печенью. С2Н5-ОН + печень животного = печень животного
разлагается
(Опыт производит внушительное впечатление: кусочек печени за несколько
минут становится рыхлым, поверхность его легко разрушается).
Мы можем сделать вывод, что спирт пагубно влияет на организм, и в первую очередь разрушает печень, которая является естественным фильтром организма.
2. При взаимодействии спиртов с жирами происходит образование более тяжелого соединения, чем этанол и жир.

3. Реакция горения: С2Н5-ОН +3 О2 = 2СО2 +3 Н2О + Q
затрудняет процесс переваривания пищи, а ведь такое
происходит, если в желудок попадает спиртосодержащее
вещество.
Мы с вами увидели процесс горения, а теперь
представьте, как эта горючая жидкость может обжечь желудок, если она
туда попадет.
Учитель литературы
Но, несмотря на такое разрушительное воздействие на организм, люди пили и пьют. Проблема алкоголизма нашла отражение и в русской литературе. Удивительная вещь! Можно встретить немало примеров восторженного отношения поэтов к алкогольным напиткам. «И луна утонула в бокале золотого, как небо, аи», - пишет Александр Блок. «Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!» - это уже Игорь Северянин. И даже Пушкин обращается к няне со словами: «Выпьем с горя, где же кружка?» Но ни один автор не восхищается пьяницами, а наоборот, со щемящей болью в сердце изображают писатели всю неприглядность картины пьянства на Руси. Недавно мы с вами
читали поэму Николая Алексеевича Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо…». Нельзя не
обратить внимание на то, как автор описывает
ярмарку. Давайте представим себе некоторых
героев поэмы и задумаемся, чем они объясняют
пьянство на Руси вообще и своё собственное
пристрастие к алкоголю?
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. XIX ВЕК.
Ведущий. Итак, мы в XIX веке. Русь крестьянская. Сельская ярмарка. Воскресный день. В районный центр из разных деревень съехались крестьяне. Кто торговать, кто покупать, кто на людей посмотреть, кто себя показать, а кто и попить-погулять.
Послушайте историю деда Вавилы.
Дед Вавила. Люди добрые, хочу рассказать одну историю, которая со мной приключилась. Собрался я как-то раз на ярмарку, вещей купить, на людей посмотреть. А мне тут внучка-егоза на шею прыгнула и попросила меня купить ей подарочек – ботиночки, ну я и пообещал. Как тут не пообещаешь, она-то меня любит! Да вот пришёл я на ярмарку, да и пропился до последней копеечки, а когда протрезвел, так даже стыдно стало.
«Жена – плевать, пускай ворчит!
А внучку жаль! Повесилась
На шею егоза:
Купи гостинчик, дедушка…
Эх! Как же я-то теперь в глаза внучке посмотрю. Приду домой ни с чем, она же ждёт, бегает за калитку, глядит на дорогу – не идёт ли дедушка. Но, слава Богу, мир не без добрых людей. Нашёлся барин, пожалел старика, купил он эти ботиночки и мне их отдал. А я-то, дурак старый, так обрадовался, что даже барина не поблагодарил, так и убежал домой к внучке.
Ведущий. Почему Вы пьёте? Вам легко достаются деньги?
Дед Вавила. Работаю много, получаю гроши. Устаёшь спину гнуть задарма. Вот и выпьешь с устатку.
Ведущий. Так почему же Вы последние деньги пропиваете?
Дед Вавила. Выпил рюмку, выпил две – закружилось в голове. А дальше уж и не помню, как «пропился до грошика».
Купец.
Я на ярмарке бываю. А вот что я видел по дороге на ярмарку:
Всё чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепутались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;
Тут плачут дети малые,
Тоскуют жёны, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..
Яким.
Постой, башка порожняя!
Щальных вестей бессовестных
Про нас не разноси!
Чему ты позавидовал!
Что веселится бедная
Крестьянская душа?
Купец.
Вот оттого вы и бедны, что пьёте много. Почему последнюю копеечку в кабаке пропиваете?
Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся –
Обидно поглядеть!
Яким.
По деревням ты хаживал?
Возьмём ведёрко с водкою,
Пойдём-ка по избам;
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся –
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а так же маются…
Купец.
И всё равно, я остаюсь при своём мнении, что и пьянство виновато в вашей нищете.
Яким
Жалеть – жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе.

Ведущий. Только ли из-за пьянства в нищете, холоде и голоде живут русские люди? (Нет. Есть семьи, где не пьют, а также маются. С ранних лет привыкают к тяжёлой и зачастую грязной работе, учиться детям было некогда.)
Ведущий. Всё это верно. И всё-таки, какие люди ищут спасение в вине? И почему именно в вине? (Пытаются уйти от проблем, «забыться». А очнутся – проблемы не решены, да ещё новые появились, коль без гроша в кармане остался. «Спасение» в вине ищут люди слабые, безвольные, слабохарактерные, не умеющие находить разумный выход из сложных жизненных ситуаций. И пьянство до добра не доведёт!)



Другой русский писатель 19 в., Лев Николаевич Толстой, говорил, что в каждом человеке 50 на 50 от бога и от чёрта. И если сейчас в вас преобладает тёмная сторона души, то сорняки в своей душе надо выпалывать, и дать возможность расцвести прекрасному цветку, который дремлет в душе каждого из нас.
Творческое задание (работа в парах):
сочините четверостишие о вреде пьянства.
Даётся немного времени для выполнения
задания. Варианты заслушиваются.
Социальный педагог
Напутственное слово. Вот и закончился наш урок-дискуссия. Вы узнали о пользе и вреде спиртов и спиртосодержащих веществ. Мы услышали мнения о проблеме алкоголизма представителей не только разных поколений, но и разных веков. Надеемся, что всё услышанное и увиденное сегодня запомнится вам и, в случае необходимости, поможет сделать правильный жизненный выбор. «Думайте сами, решайте сами»: пить или жить в радости, счастье, согласии с близкими людьми.
Письменный ответ на вопрос: спирты – помощники или враги человека?
Подведение итогов.