Урок Банки. Банковская система


Методическая разработка урока на тему: «Банки. Банковская система».
Учителя экономики МБОУ «Лицей №67» г. Иваново.
Яровиковой Натальи Александровны
Экономика 11 класс
Цели урока:
познакомить учащихся с понятием банк, историей возникновения банков, их  видами  и  основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;
Задачи урока:
Образовательные: формирование представления обучающихся о банковской системе, раскрыть основное понятие «банка», видов банков и их функции.
Развивающие:  развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разных ситуациях; умения работать с книгой, терминами и понятиями, интернет-ресурсами, обогащение знаний обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней.
Воспитательные: воспитание финансовой грамотности обучающихся, умение работы в группе
Оборудование урока: учебник под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова, компьютер, проектор, презентация. Раздаточный материал (Приложение 2,4,5), surface (планшет) для работы с интернет ресурсами
Основные понятия урока: Банк, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки
Тип урока: усвоения новых знаний
Форма урока: интегрированный урок
Методы: словесный, наглядный, практический.
Решаемые проблемы: Какова роль банков в жизни современного человека?
Виды деятельности: формирование у обучающихся умения работать с информацией, самостоятельно получать новых знаний: коллективная работа с текстом и видеоматериалом, работа с интернет-ресурсами
Планируемые результаты:
Предметные УУД: уметь оперировать изученными понятиями, характеризовать уровни банковской системы, знать функции каждого из уровней
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять экономические процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению нового. Формирование финансовой грамотности
Номер слайда
Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный этап (1 минута)
Цель: психологический настрой учащихся;
Задачи: взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
Номер слайда
Цель этапа: поверка ранее усвоенных знаний, стимулирование познавательной активности учащихся,  контроль преподавателя Цель этапа: повторение ранее усвоенных знаний и их применение в новой ситуации
Слайд 1
Щелчок – появление обобщающего понятия (функции денег)
1270141605 Учитель: На слайде представлены функции денег
учащимся необходимо назвать обобщающее понятие, к терминам расположенным на слайде
проиллюстрировать каждую из функций денег
В ходе опроса обучающиеся вспоминают функции денег и формулируют обобщающее понятие.
Приводят примеры функций денег
2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 минуты)
Номер слайда
Цель этапа (учителя): вызвать интерес у учеников к теме урока, настроить на работу Цель этапа (ученика): осознать необходимость в усвоении данной темы, настроиться на продуктивную деятельность
Вопросы к классу: Мы с вами уже вспомнили, что одна из функций денег это функция накопления. Как вы можете поступить с вашими сбережениями?  Примерный ответ учащихся: мы можем хранить их дома
Приложение 1 (папка видеоматериалы)
Учитель: Давайте вспомним с вами фильм - сказку «Приключения Буратино» режиссёра Леонида Нечаева
Вопросы к классу: Что демонстрирует нам этот видео фрагмент? Примерный ответ учащихся: то, что наши деньги не всегда находятся под надёжной защитой
3.Этап актуализации и пробного учебного действия (3-5 минут)
Номер слайда
Цель этапа: подвести учащихся к определению темы, выбору модели урока, определению ключевых вопросов темы. Цель этапа: определить тему и собственный алгоритм ее усвоения.
Вопрос к классу: Так как же поступать гражданам, чтобы их деньги были под надёжной защитой и даже приносили доход? Примерный ответ учащихся: Мы можем хранить их в специальных учреждениях – банках
Слайд 2
5207050165 Учитель: Молодцы. Итак, так о чем же мы будем сегодня с вами говорить. Давайте попробуем дать определение понятию Банк Ответ учащихся: тема урока: банки или банковская система
Учитель: Давайте попробуем дать определение понятию Банк Примерный ответ учащихся: Банк крупное кредитное учреждение , финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. 
52070325120Слайд 3 Учитель предлагает ученикам ознакомиться с терминами и словосочетаниями на слайде. Попробовать объяснить некоторые из них, попытаться сгруппировать. (Банк,  Банковская система, коммерческие банки, центральный банк, заёмщик, вкладчик, эмиссия, лицензирование банков, кредитование потребителей) В ходе работы учащиеся группирую термины, и выводят три понятия, которые будут объектом для изучения в ходе урока. Подводят итог той сумме знаний, которая у них есть.
Учитель: Вы определили 3 термина, которым мы сегодня уделим особое внимание (Банковская система, коммерческие банки, центральный банк) какую схему мы с вами можем на основе этих терминов изобразить.
Примерный ответ учащихся: Наша цель изучить банковскую систему и способы ее функционирования
Пример схемы:

Учитель: Давайте сформулируем те цели и задачи, которые будут стоять сегодня перед нами Задачи:
1. определить уровни банковской системы
2. Понять что такое коммерческий и центральный банк
3. Определить их функции
Прослушав ответы учащихся, учитель просит сформулировать вывод о необходимости (ценности) знаний по теме. Ученики с опорой на слайд или самостоятельно формулируют те области жизнедеятельности, где могут пригодиться знания по теме.
Учащиеся, с опорой на слайд, могут предложить следующую версию: Понимание особенностей построения банковской системы и функционала банков поможет нам принимать решения об управлении нашими средствами.
Таким образом, в ходе двух подготовительных этапов определяется группа вопросов для изучения: Структура банковской системы. Роль и особенности уровней банковской системы
4.Этап - Конструктор знаний по теме – Характеристика уровней банковской системы. Далее в конспекте представлена групповая форма работы (10 минут)
Номер слайда Цель этапа: Создать условия для конструктивной работы учащихся, помочь овладеть методикой поиска необходимой информации из источника, ее группировке, частичному анализу. Привить навыки коммуникативного общения.
Цель этапа: сформировать основные знания по теме, их сгруппировать, найти особенности, отличия. Грамотно преподнести материал в устной форме и отразить графически (в виде кластера).
Слайд 4
187960321310 В зависимости от выбранных форм деятельности, учитель организует работу по группам
Группа №1 (приложение 2.1.)
Что такое коммерческий банк?
Откуда коммерческий банк получает доход?
Основные функции коммерческого банка?
На основании чего работает коммерческий банк
Группа №2 (приложение 2.2)
Что такое центральный банк
Основная функция центрального банка
Функции центрального банка
Группы работают по плану
Учитель корректирует выступление
Выступают с наработками, дают формулировку уровней банковской системы
Учитель обращает внимание на то, что одна из главных функция банка это эмиссия денежных средств. Учитель: Так, где же в России выпускают денежные знаки?
Ответ учащихся: на специальных фабриках. Госзнак и Монетном дворе
Учителем было дано опережающее задание одному из обучающихся на тему «Эмиссия денежный средств в РФ»
Примерный план ответа учащегося
Объяснение учащимся понятия эмиссии
История развития фабрики Госзнак
История развития Монетного двора
Приложение 3 (папка видеоматериалы)
Учитель: Нам с вами нужно быть предельно внимательными используя деньги в обращении. По данным ЦБ РФ наиболее часто подделываемыми являются 1000-рублёвые купюры. Какие меры защиты мы можем выделить для бумажных денег и монет?
Ученикам демонстрируется видеоролик ЦБ РФ “Знай свои
Учащиеся выдвигают предположения о возможных мерах защиты банкнот и монет
Учитель просит сформулировать вывод о различиях в деятельности коммерческих банков и Центрального Банка Учащиеся самостоятельно или с опорой на текст формулируют выводы
5.Этап - Конструктор знаний по теме – Деятельность коммерческих банков. Далее в конспекте представлена индивидуальная форма работы (10-12 минут)
Учитель: А теперь задумайтесь: чем банки могут быть полезными каждому из нас в жизни?
Ответы учащихся: Коммерческие банки могут выполнять, как минимум две функции хранить сбережения и выдавать некоторые сумы под процент
Учитель: Но это не все функции. Предлагает ребят познакомится с услугами частных банков, предлагаемых частным лицам. Использование предложенных интернет- ресурсов: (www.sberbank.ru, www.avangard.ru/rus/ , www.vtb.ru/, www.rshb.ru/, www.uralsib.ru/index.wbp, https://www.binbank.ru/, https://bcs-bank.com/)
Учащиеся самостоятельно исследуют сайты и делают выводы о том, что спектр коммерческих банков и услуг, предоставляемых ими достаточно широк
Учитель предлагает определить, какие услуги предоставляет выбранный банк, в области платежей. И выясняет, совершает ли семья учащегося платежи через данный банк.
Учащиеся просматривают сайты банков и более подробно рассматривают функцию платёж
Слайд 5
Учитель подводит итог о том, что в данный момент каждая семья пользуется услугами банков и наводит учащихся на мысль о том, что для вложения средств необходимо выбирать надежный банк.
Далее в ходе беседы учитель и ученики стараются выстроить алгоритм выбора надежного банка
Учитель корректирует алгоритмы учащихся и предлагает им свой вариант
Проверка наличия лицензии
Определения рейтинга финансовой устойчивости при помощи рейтингов компаний (можно предложить учащимся следующие рейтинговые компании www.moodys.ru www.fitchartings.ru www.rbc.ru www.finmarket www.banki.ru ) или сайт Банка России может предоставить всю необходимую информацию
Изучить информацию о банке и предоставляемых им услугах
А. Проверить основные финансовые показатели банка
Б. Установить, кому принадлежит банк
В. Определить компетентность банка в необходимой услуге Согласно алгоритму учащиеся характеризуют один из коммерческих банков используя оценочную таблицу (приложение 4)
Учитель просит сформулировать вывод том,
почему и как правильно выбрать банк Учащиеся самостоятельно или с опорой на записи
6. Этап - Рефлексия. (7-10 минут) Ученики закрепляют полученные знания с помощью заданий ЕГЭ
Цель этапа: Проверить усвоение материала, отработать навык работы с заданиями типа ЕГЭ Цель этапа: проверить степень усвоения материала, оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников. Выстроить дальнейший план усвоения темы с учетом проведенного анализа собственных знаний и навыков по теме.
Учащимся предлагается на выбор выполнить следующие задания:
Синквейн по теме банковская система (приложение 5)
План для доклада по теме Банковская система в РФ. Особенности и риски. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах Учащиеся выполняют задание учителя.
Демонстрируют результат работы друг другу.
Домашнее задание
Написать эссе по теме «Самый безопасный способ удвоить деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман» - Ильф и Петров.
Составить рейтинг банков, в которые можно вложить свои сбережения (аргументировать свой выбор) 7.Обобщение материала, изучаемого на уроке. Подведение итогов. (3 мин)
Назовите, пожалуйста, структуру банковской системы РФ. Какой она является? Почему?
Почему право эмиссии денег принадлежит только ЦБ РФ?
Какому банку вы доверите свои денежные средства?
Ученики дают оценку своей деятельности на уроке и выстраивают дальнейшую работу по данному направлению.
8.Рефлексия (2 мин)
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Приложение 2.1
Коммерческий банк — кредитной учреждение, операции которого направлены на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов.
Коммерческие банки — среднее звено кредитно-финансовой пирамиды. Они представляют собой своеобразные супермаркеты по торговле кредитами. Чтобы торговать кредитами нужно сначала собрать временно свободные денежные средства.
Финансовые ресурсы коммерческого банка
Финансовые ресурсы коммерческого банка состоят из:
уставного капитала;
нераспределенной прибыли;
привлеченных средств (депозиты до востребования или текущие; срочные; сберегательные);
Коммерческий банк аккумулирует денежные средства физических и юридических лиц и размещает их на финансовом рынке. Финансовые ресурсы коммерческого банка в основном (до 80%) состоят из привлеченных средств (вкладов или депозитов).
Основные функции коммерческого банка
К основными функциям коммерческих банков относятся:
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
кредитование предприятий, государства и населения;
выпуск кредитных денег;
осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
эмиссионно-учредительская функция;
консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
Функция кредитования предприятий, государства и населения имеет важное экономическое значение. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки также кредитуют финансовую деятельность правительства.
Функции коммерческого банка — в основном это привлечение средств на вклады за депозитный процент и их размещение в кредитах за ссудный процент. Но также существуют и другие, разносторонние функции КБ:
финансовые посредники, которые принимают средства физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности (депозитный процент, который вкладчики банка получают по текущим, срочным и сберегательным счетам);
коммерческие банки кредитуют предприятия, организации и частных лиц, способствуют развитию экономики, структурным сдвигам в хозяйстве;
осуществляя операции с ценными бумагами, коммерческие банки способствуют развитию фондового рынка;
коммерческие банки выполняют роль консультантов своих клиентов по проведению отдельных банковских, экономических и фондовых операций.
Приложение 2.2
Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.
Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.
Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.
Цели деятельности Банка России:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы России;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
Банк России является юридическим лицом.
Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.
Функции центрального банка
Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.
Основные функции центрального банка:
1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.
2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики 
3. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.
4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.
5. Хранение золотого и валютного запаса страны.
6. Денежно-кредитное регулирование экономики.
Основные методы:
изменение ставки учетного процента (учетная политика);
пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
рефинансирование национальной кредитной системы.
Приложение 4
Оценочная таблица
Критерии Выполнен Не выполнен Комментарий
Наличие лицензии Место в рейтинге финансовой устойчивости Финансовые показатели банка Объём и компетентность предоставляемых услуг Приложение 5
Синквейн

Используемая литература
Экономика. Основы экономической теории. Под редакцией С.И. Иванова, А.Я. Линькова
Экономика. Алексей Киреев
Сайт Центрального Банка РФ URL: https://www.cbr.ru/