Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Поглазовой О. Т.Тема: « Как лечились наши предки».

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Поглазовой О. Т.


Тема: « Как лечились наши предки».


Цели:
Организовать деятельность учащихся по изучению темы « Как лечились наши предки».
Помочь учащимся осознать практическую значимость материала.
Создать условия для развития умения анализировать текст, выделять главное из текста, классифицировать, систематизировать и обобщать свои знания.
Содействовать развитию умения самостоятельно добывать знания.
Содействовать развитию коммуникативной культуры.


Оборудование:
- карточки с определениями и вопросами для игры « Разведчики»
- учебник « Окружающий мир 3 класс» Поглазова О.Т.,Шилин В.Д. часть вторая.
- тексты с дополнительным материалом для работы в группах.

Ход урока.


Организационный момент.



Проверка домашнего задания. Обобщение знаний по теме «Организм человека».

-Ребята, мы заканчиваем изучать тему «Организм человека». Обобщить знания по этой теме нам поможет игра «Разведчики».
Карточки для «генералов»:
Скелет
Органы дыхания
Органы пищеварения
Кровеносная система
Нервная система

Карточки для учащихся см. в приложении. В ходе игры ученики делятся на пять групп, в составе которых будут работать весь урок.

- Давайте послушаем отчет «генералов» о проделанной работе.


3.Сообщение темы урока.

- Сегодня, рассказывая о каждой системе органов, вы говорили о том, как беречь свое здоровье. Знание того как устроен организм, как он работает, в чем нуждается, как уберечь его от микробов и вредных веществ помогает сохранить организм здоровым.

Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.
Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Зная свою родословную, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям, а еще, по утверждению генетиков, своему же собственному здоровью и здоровью будущего поколения. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье.


4. Изучение нового материала.


- Каждая группа получает задание. Работайте дружно. Выполнив задание, готовите презентацию своей темы. (Тексты для работы в группах смотри в приложении.)
Задание для 1 группы.
Как лечились наши предки.
Прочитайте текст учебника с. 56-57, приготовьте рассказ для своих одноклассников по вопросам.
Кто такие знахари?
Что использовали в старину для лечения?
Когда появились первые аптеки?
Важным средством укрепления здоровья русского народа были ..
Задание для 2 группы.
Первые аптеки.
Прочитайте текст, приготовьте рассказ для своих одноклассников по вопросам.
Где появилась первая аптека?
Кто пользовался услугами первых аптек?
Что такое аптекарские огороды?
Кто такой фармацевт?
Задание для 3 группы.
Лекарственные растения.
Прочитай материал о любом из пяти лекарственном растении, вместе с ребятами из группы составьте презентацию своей темы по вопросам.
Какие болезни лечит береза?
Какая ягода имеет жаропонижающее действие?
Плоды какого кустарника называются «плоды жизни»?
Это растение используют при болезни сердца.
Он обладает противомикробным действием, без него не обходится ни одна смесь лекарственных трав.

Задание для 4 группы.
Сбор лекарственных растений.
Прочитайте текст и составьте правила сбора лекарственных растений, с которыми познакомите всех ребят класса.


Задание для 5 группы.
Народные способы лечения.
Найдите ответы на данные вопросы в карточках-ответах и приготовьтесь познакомить ребят класса с данными способами лечения.
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Какое растение можно использовать вместо йода?
Как чеснок может помочь при гриппе?
Как лечиться медом при простуде?



5.Презетации групповых работ.

Каждая группа представляет результат своей работы.


6. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы совершили небольшое путешествие в историю. Поговорили о том, как лечились наши предки. Узнали много нового и интересного. Ваше домашнее задание: составит кроссворд по материалу сегодняшнего урока.

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп - в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Ну а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда-
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.




Приложение.

Карточки для игры «Разведчики»

Поддерживает форму тела, обеспечивает движения, защищает внутренние органы
Череп, ключица, лопатка, позвоночник, таз,..
Состоит из полых, трубчатых костей, которые обладают прочностью, упругостью, легкостью.
Большинство костей соединены подвижными суставами
Чтобы вырасти высоким и стройным необходимо правильно питаться и заниматься спортом


..- это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа
Главный орган системы – легкие
Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на конце которых находятся В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ
Табачный дым, выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы – опасны для здоровья



Пища – источник энергии, необходимой организму
Пищевод, желудок, печень, кишечник
Они ее перетирают, перемешивают, превращают в кашицу и отправляют в пищевод. Какой это орган?
На пути в семь с половиной метров пища в течение 6-7 часов продолжает обрабатываться кишечным соком. Здесь в кровь впитываются питательные вещества. Какой это орган?
Главное при еде – не занести микробов с грязных рук, посуды,с несвежей пищей




- состоит из плазмы и разных клеток
Эти клетки приносят ко всем органам кислород и уносят углекислый газ. Как они называются?
Эти клетки способны уничтожать микробов. Как они называются?
Эта система состоит из сердца и кровеносных сосудов




Головной мозг, спинной мозг и многочисленные нервы составляют систему
обеспечивает связь всех органов с головным мозгом
собирает информацию, обрабатывает ее и отдает команды
имеет 2 полушария. Поверхность называется корой, она вся в бороздках и извилинах, толщина коры 2-3 мм
Очень опасны повреждения черепа и позвоночника, так как



Текст для 2 группы


Аптеки и аптечные огороды.
Первая аптека создавалась трудами приехавшего в Москву в 1561г. англичанина Фречмана. Устроена она была для нужд царя и его семейства, но довольно скоро из нее стали выдавать лекарства и боярам. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках Зелейного ряда.
В 1673 году при Гостином дворе открыта новая аптека Гутменша, где все желающие могли по рецептам покупать лекарства.
В документах 17 века упоминаются аптекарские сады или аптечные огороды. Здесь под наблюдением иностранных «ботаников – огородников» росли лекарственные растения, ягодные кусты и плодовые деревья.
Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления здесь же самих лекарств. Так при главном из них находилась фармацевтическая лаборатория.


Материал для 3 группы

Изображения и статьи о 5 лекарственных растениях.


Текст для 4 группы.

Как собирать лекарственные растения

Внимание! Из 1кг высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Из 100г сухой травы ландыша изготовляют 1л настойки для людей, страдающих болезнями сердца. Каждый килограмм лекарственных растений – это здоровье, возвращенное десяткам и сотням людей.
Лекарственные растения собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вред природе.
Растения собирают в сухую погоду, когда сойдет роса. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества.
При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лесных лекарственных растений. Срезать нужно только ту часть растения, которая богата целебными свойствами, стараться не погубить растение. Часть растений оставлять нетронутыми для восстановления зарослей.
Цветки собирают в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его, корни и корневища – весной и осенью, кору – весной.


Карточки-ответы для 5 группы

К натертому месту нужно приложить лист подорожника
Листья подорожника помогут остановить кровь
Торфяной мох хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол
При гриппе ежедневно надо съедать по2-3 зубчика чеснока. Можно использовать настой чеснока. Вот как его делают: 1 чайная ложка измельченного чеснока на 50мл кипяченой воды, настаивать 2 часа, Капать по 2-3 капли в нос
Сок свеклы закапывают в нос при насморке
Мед очень полезен. Например, при лечении заболеваний горла можно использовать медово- лимонную кашку: 100 грамм меда смешивают с размельченным лимоном или соком 1 лимона. Пьют небольшими дозами между едой