Научная статья: Интеллектуально-мотивирующая карта по философии


Интеллектуально-мотивирующая карта как результат понятийно-образного мышления и метод интеллектуально-мотивирующего обучения философии
Разрабатывая компоненты модели интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа, мы искали такие методы и приемы, которые бы отвечали следующим требованиям, рационально сочетающим традиционность, новизну, особенности восприятия и мышления будущих художников и специфику философского знания.
Во-первых, учебный материал для обучаемых должен быть представлен одновременно и в образном и в знаковом (рациональном) выражении.
Во-вторых, педагогический прием представления учебного материала должен органично сочетаться с возможностями и способностями учащихся.
В-третьих, педагогический прием должен создавать условия для самостоятельного участия обучаемого в разработке презентации учебного материала.
В-четвертых, педагогический прием должен потенциально содержать в себе условия удовлетворения познавательных потребностей человека и выступать мотивирующим фактором обучения.
Разработка педагогического приема, отвечающего сформулированным требованиям, на наш взгляд, возможна на базе внедрения в учебный процесс целенаправленной и систематической работы по созданию интеллектуально-мотивирующих карт (адаптированная к философии форма интеллект-карт) в сочетании с традиционными методами обучения, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала. Особый интерес к интеллектуально-мотивирующим картам мы связываем с тем, что они позволяют представить рациональное (логическое) описание объекта, за счет выделения ветвей структурно-логических характеристик того или иного понятия или темы в целом. Одновременно, это делает возможным обозначить ассоциативные, межпредметные и другого типа связи, формируя на созданной основе целостное (образное) представление об объекте изучения. Такое возможно, по мнению разработчика интеллект-карт (зарубежного психолога Т. Бьюзена, идею которого в нашей стране развивали: Е.А. Бершадская, М.Е. Бершадский, Е.П. Боков, П.П. Иванов, Е.Ф. Костюкевич, Ю.М. Борискина, Е.В. Грибов, А.Ю. Федосов и др.) как следствие развитого радиантного мышления [3 интеллект-карты, с.59], которое функционирует вследствие интеграции познавательных возможностей обоих полушарий человеческого мозга. Навыки полнополушарного владения мозгом раскрывают перед человеком большие творческие возможности. Рисуя мысли, студенты демонстрируют сообразный с их природой способ восприятия, обработки и представления информации. Прием интеллект-карт (графическое изображение мыслей) «заставляет» работать оба полушария мозга и формирует понятийно-образное мышление. По мнению американского ученого Р. Сперри, «полушария головного мозга находятся в отношении «разделения труда», деля между собой важнейшие интеллектуальные функции» [Бьюзен «Инт.-карты. С.35.]. Правое полушарие выступает доминирующим в восприятии ритма, пространственной ориентации, целостном восприятии, воображении, восприятии цвета и размеров. Левое полушарие связано с развитием логического мышления, речью, математическими исчислениями, линейными представлениями, с анализом и классификацией информации. [Бьюзен «Инт.-карты. С.35]. Философская информация, обладающая высоким уровнем обобщения, в обычных условиях выступает полем деятельности левого полушария мозга. Представление же философской информации в форме интеллект-карты позволяет привлечь правое полушарие к более эффективному пониманию и усвоению материала урока.
Интеллект-карта, на основе обобщения поступающей информации и ассоциативности, формирует в нашей голове образ, появление которого свидетельствует об осмысленном понимании и успешном запоминании на долгий срок. Информация, которая не преобразовалась в образы, – это «пустая» информация, которая не имеет никакого смысла и легко забывается. Образ включает в себя изменчивый и динамичный личностно-индивидуальный опыт взаимодействия человека с окружающим миром и опыт общественный, зафиксированный в понятиях. Тем самым, образ является своеобразным «продуктом слияния своего и чужого опыта» (И. М. Сеченов). Интеллект-карта по философии составляется студентом по конспекту лекции или материалу учебника и в этом смысле представляет собой «чужой опыт», зафиксированный в понятиях. С другой стороны, создавая свою работу, студент сам выбирает формы, размер и направления стрелок, цвет, объем рисунков и других графических изображений, ассоциируемые выделенным понятиям, используя тем самым свой субъективный опыт и своё индивидуальное видение объекта. Таким образом, синтез субъективного опыта студента с общественно-историческим, при умелом управлении со стороны преподавателя ведет к эффективному усвоению новых философских знаний. Наблюдение за студентами художественного отделения колледжа позволило выявить зависимость между успешностью выполнения поставленной задачи по составлению интеллект-карты и общим уровнем обученности. К доске, как правило, просятся выйти сами, те студенты, которые хорошо или отлично учатся и кто, хотя бы раз, уже самостоятельно делал эту работу. Они же могут связно, логично рассказать тему, опираясь на сделанный схематичный рисунок (интеллект-карту). У студента, слабо успевающего по основным предметам, связного рассказа, как правило, не получается.
Умственный образ по своей природе двойственен. Существенную его часть составляет чувственный опыт самого субъекта, возникший из непосредственного контакта с окружающим миром, в процессе его практического преобразования. С этой позиции, можно говорить об индивидуальности, чувственно-эмоциональной окрашенности, личностной значимости, т.е. субъективности образа. Второй частью образа являются результаты теоретического осмысления действительности, возникшие в результате овладения общественно-историческим опытом, обобщенном в системе понятий и представленном в «обезличенном» виде. Для нас важным представляется заключение И.С. Якиманской, о том, что «только в процессе усвоения научные понятия, опираясь на образы, приобретают личностный смысл («персонифицируются»)» [с.7], становясь, таким образом, достоянием субъекта, будучи включенным в его опыт.
Усвоение содержания понятий, всегда связано с созданием умственных образов, адекватных этому содержанию. Отсюда следует различие образов по уровню их обобщенности, наглядности, схематичности.
Основным способом выражения и средством формирования образа и понятия является слово, непосредственно включенное в процесс оперирования, как образом, так и понятием. Усвоение понятий, по мнению И.С. Якиманской всегда опосредствуется умственными образами, дающими обобщенные знания о действительности и выраженные словом. Преломляя эти выводы сквозь призму нашего исследования, мы считаем, что философские понятия будут эффективнее усваиваться студентами художественного отделения колледжа, если преподаватель сможет применить такие педагогические способы и приемы воздействия, которые совмещая слово, образ в форме схемы-рисунка и образ-понятие тем самым обеспечивали целостное представление темы или философской закономерности. Таким педагогическим приемом, на наш взгляд, является использование ннтеллект-карт Т.Бьюзена [], адаптированных к обучению на занятиях по философии со студентами художественного отделения колледжа.Различие между образом и понятием заключается в содержании и механизме самого процесса обобщения [8 Якиманская И. С. О механизмах создания чувственного образа. — Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. № 2. С. 9—13.].Основой обобщения в образе является его предметная основа, подчиненная логике существования и функционирования объектов и явлений реальной жизни в их фактических связях и отношениях В понятии основой обобщения выступают, согласно исследованию И.С. Якиманнской [с.7], выделенные теоретические связи и зависимости, не имеющие непосредственной «предметной» проекции и отнесенности.
В реальном процессе мышления, связанным с усвоением знаний одновременно присутствуют и функционируют в единстве и «образная», и «понятийная» логика. Эту концептуальную идею И.С. Якиманской [Якиманская, И.С.Основные направления исследований образного мышления / И.С. Якиманская. // Вопросы психологии.– 1985. – №5. – С.117-123.– С.7.] мы хотим реализовать через обучение философии студентов художественного отделения колледжа в процессе работы по составлению интеллект-карт. Каждая ветвь интеллект-карты, раскрывающая сущность того или иного понятия сопровождается рисунком, изображением, иллюстрацией, которые ассоциируются с данным понятием. В результате, как и в реальном процессе мышления две логики «образная», и «понятийная» сливаются вместе, повышая эффективность обучения путем визуализации мыслительного процесса.
Интеллектуально- мотивирующая карта– это:
– прием обучения, основанный на технике представления информации и любого мыслительного процесса в комплексно-систематизированной и визуально-наглядной форме;
– способ изображения процесса понятийно-образного мышления с помощью схем и ассоциаций, раскрывающих смысловые поля понятий;
– инструмент переработки информации в осознанно усвоенное знание, позволяющий за счет развития интеллекта сформировать у студентов способность эффективно работать с учебной информацией, выделять главное, обобщать, сравнивать и целостно представлять изучаемую тему.
Изучение трудов: Н.Ф. Талызиной [], Р.С. Немова [], А.В. Брушлинского [], Б.Б. Богоявленской [], В.В. Давыдова [], А.С. Асмолова [] и др. , в сочетании с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [] позволило нам определить место ИМК в нашем исследовании, где они выступают в качестве педагогического приема, инструмента, позволяющего реализовать интеллектуально-мотивирующие возможности компонентов системы обучения философии студентов художественного отделения колледжа по развитию внимания, памяти, воображения и мышления. Положительного результата в достижении определенного уровня ЗУНов по философии мы намерены добиться за счет использования всех компонентов учебного процесса и такого метода обучения, как интеллектуально-мотивирующие карты. Усвоение знаний, умений и навыков в процессе обучения дисциплине «Основы философии, осуществляется в результате последовательного перехода от первого к шестому этапу формирования умственного действия с опорой на интеллектуально-мотивирующие карты.
Внимание – это идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля.
В рамках концепции поэтапного формирования умственных действий мы разработали способ развития внимания, при выполнении действия контроля в процессе выявления ошибок в составленных интеллектуально-мотивирующих картах по философии.
Память – это способность мозга воспринимать, сохранять и оживлять следы различных впечатлений и воздействий, способность воспроизводить образы прошлого для будущего. Исследовали: П.К. Анохин [] , А.Р. Лурия [] , П.И. Зинченко [] , Р.С. Немов [], Б.М. Теплов [], В.Д. Шадриков [] и др. Активизировать память будущих художников мы будем не только с помощью использования в интеллектуально-мотивирующих картах ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, но и задействуем смысловые связи, присоединив их к ассоциациям. На интеллектуально-мотивирующей карте имеется большое количество ветвей и от каждой можно продолжить перечень причинно-следственных связей и т.п. Таким образом, схватив смысл главной идеи, которую необходимо запомнить, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить путем соединения смысловых связей с другими ассоциациями. Интеллект-карта, на основе обобщения поступающей информации и ассоциативности, формирует в голове учащегося образ, появление которого свидетельствует об осмысленном понимании и успешном запоминании на долгий срок. Мышление – это система мыслей или предметных действий, перенесенных в идеальный план и преобразованных там по законам этого плана, приводящая к решению поставленных задач. Изучали: П.Я. Гальперин, Р.С. Немов, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская, Н.Ц Бадмаева, В.В. Канащенкова, В.В. Гросс и др. В реальном процессе мышления, связанным с усвоением знаний одновременно присутствуют и функционируют в единстве и «образная», и «понятийная» логика. Эту концептуальную идею (И.С. Якиманская.1985) мы реализуем через обучение философии в процессе работы по составлению интеллектуально-мотивирующих карт. Каждая ветвь ИМК, раскрывающая сущность того или иного понятия сопровождается рисунком, изображением, иллюстрацией, которые ассоциируются с данным понятием. В результате, как и в реальном процессе мышления две логики «образная», и «понятийная» сливаются вместе, повышая мотивацию и эффективность обучения путем визуализации мыслительного процесса.
При оценке качества выполненной ИМК преподаватель руководствуется следующими критериями:
Скорость выполнения.
Правильность выделения причинно-следственных связей.
Широта охвата материала.
Соблюдение правил составления карты (формы и содержания).
В нашей модели интеллектуально-мотивирующего обучения философии деятельность преподавателя, осуществляющего обучение философии студентов художественного отделения колледжа, должна быть направлена на развитие навыка работы по составлению интеллектуально-мотивирующих карт, как метода обучения, усиливающего влияние разных видов мотивации на развитие интеллектуальных способностей и личности в целом, способствующего постепенному переходу от преобладания неосознаваемых (эмоционально-аффективных) процессов к преобладанию осознаваемых (смыслообразующих, рационально-логических) мотивов учебно-познавательной деятельности, к преобразованию и взаимодействию, как внешней, так и внутренней мотивации [1, С.5].
Рассмотрение педагогического приема составления интеллектуально-мотивирующих карт как ведущего компонента интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа объясняется рядом причин:
– интеллектуально-мотивирующие карты позволяют привить будущему художнику навык установления идейно-смысловых и причинно-пространственных связей;
– применение таких средств выразительности, как колорит, композиция, перспектива, является средством выражения не только значения вопроса в рамках темы в интеллектуально-мотивирующей карте, но и является профессионально-значимым умением для будущего художника;
– систематический, самостоятельный подбор рисунков к ветвям интеллект-карты ведет к развитию символической функции мышления (Ж. Пиаже) [Канащенкова В.В. 6];
– работа над созданием целостного обобщенного образа определенной философской темы способствует развитию понятийно-образного мышления студентов художественного отделения колледжа;
–систематическая и алгоритмизированная мыслительная деятельность по подбору и изображению ветвей и рисунков на интеллектуально-мотивирующей карте прокладывает в сознании студента «дорогу» для опредмечивания художественного образа, отражая этапы и последовательность его создания;
– навык составления интеллектуально-мотивирующих карт ведет к развитию понятийно-образного, творческого мышления, т.к. тренирует цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект и т.п. [4Боков. Е.В.];– метод составления интеллектуально-мотивирующих карт позволяет студентам художественного отделения колледжа не только творчески усваивать базовые, философские знания, но и овладевать этими знаниями в контексте своей будущей профессии художника.
В учебном процессе, на занятиях по философии интеллектуально-мотивирующие карты могут использоваться при изучении нового материала, когда они строятся педагогом в ходе обсуждения их с учащимися. С другой стороны, они могут быть построены самими учащимися под контролем педагога или других студентов. Возможен вариант коллективной работы, когда после изучения отдельных «кусков» материала по группам студенты начинают его объединять на доске, устанавливая ассоциативные и существенные связи. Интеллектуально-мотивирующие карты можно использовать и для контроля усвоения изученного материала. Для этого педагог просит учащегося установить связи между элементами карты, найти неправильно нарисованные взаимодействия, добавить недостающие элементы на данной карте, определить их места в системе других элементов и связей, наконец, рассказать по карте тот или иной вопрос и многое другое. На данный момент разработаны электронные варианты составления карт памяти, позволяющиеся учащимся не отвлекаться на выбор значков, а сосредоточиться именно на содержании усваиваемого материала. Эти возможности перед преподавателем и студентами открывает интерактивная доска и специальные компьютерные программы: ConceptDraw, MINDMAP 3.0, MindManager X5 Pro, MindGenius, PersonalBrain и др.
Интеллектуально-мотивирующая карта по определенной теме дисциплины «Основы философии» для будущего художника – это своеобразная художественно-проблемная ситуация, которая предполагает вариативность художественно-изобразительных решений, художественный поиск подходящей ассоциации и, следовательно, активизацию профессионально-познавательных и учебно-познавательных мотивов.
Во всех приведенных выше вариантах использования интеллектуально-мотивирующих карт мы обеспечиваем учащемуся образно-логическое осмысление материала, возможность самостоятельного, творческого построения или коррекции карт, реализацию потребности в общении по поводу вариантов отображения материала в карте, ориентированность составителей на гармоничность, красоту, оптимальность, достаточность и полноту элементов карты. Сам термин «списывание» или точнее «срисовывание» с отрицательным, негативным контекстом неприменим к интеллект-картам, потому что создание карты – это всегда самостоятельный поиск, творческий и индивидуальный процесс [4Боков. Е.В.].Таким образом, философские, интеллектуально-мотивирующие карты, обладающие высоким образовательно-дидактическим потенциалом, способны выступать средством развития интеллекта и действенным мотиватором обучения студентов художественного отделения колледжа. Выявляя существенные признаки в понятии или явлении, учащийся концентрирует внимание на его существенных сторонах и в результате, в процессе составления интеллектуально-мотивирующей карты у студента невольно складывается правильное представление об изучаемом объекте. Вариации с величиной, толщиной и цветом шрифта способны закреплять в сознании учащегося различную значимость тех или иных ассоциативных связей, их ценностную ориентацию, а сама возможность использовать цвет и рисунки ведет к развитию понятийно-образного мышления, что для будущих художников выступает, как раскрытие потенциала профессиональной мотивированности и успешности в будущем. Использование интеллектуально-мотивирующих карт на различных этапах урока выступает в качестве средства развития не только интеллекта, нравственно-ценностной сферы сознания студентов [Т.В. Жирнова], средства формирования ценностно-смыслового подхода в обучении философии [Г.В. Коновалова, О.Ю.Яценко], но и мотивирует будущего художника к изучению философии в целом, пробуждая познавательный и профессиональный интерес.
Литература
Бершадский, М.Е. О методе интеллект-карт [Электронный ресурс] /М.Е. Бершадский.– 2013 – Режим доступа: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.
Бехтерев, С.В. Майнд-менеджмент: решение бизнес задач с помощью интеллект карт / С.В. Бехтерев; под ред. Г. Архангельского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 308 с.
Богоявленская, Д.Б. Опыт построения методики исследования интеллектуальной активности в изобразительном искусстве / Д.Б. Богоявленская, П.Т. Тюрин // Вопросы психологии. – 1987. – №1. – С.156-159.
Боков, Е.В. К вопросу о разработке современных педагогических технологий / Е.В. Боков // Педагогика.– 2012 – № 9.– С. 118-120.
Бьюзен, Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: Поппури, 2010. – 352 с.
Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание / П.Я. Гальперин. – изд.4-е. – М.: АКТ: КДУ, 2007. – 400 с.
Семушкина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г. – М.: Мастерство, 2001. – 280 с.
Федосов А.Ю. Применение интеллект-карт на интегрированных занятиях по информатике в начальной школе / А.Ю. Федосов, Е.Ю. Белова // Применение новых технологий в образовании: Тез. докл. XXV междунар. конф., 25-26 июня 2014 г. [Электронный ресурс] / ИТО-Троицк-2014. – Троицк - Москва, 2014. – С.69-71. – Режим доступа: http://tmo.ito.edu.ru/2014/confСам принцип использования наглядности, схем и рисунков в учебном процессе для наиболее эффективного представления и изложения знаний нельзя назвать новым. Однако, только совсем недавно эту идею психологи и педагоги стали анализировать и изучать, считая её особым способом мышления учащегося.
Однозначный и адекватный перевод на русский язык слов "mind maps" подобрать очень сложно. Слово "mind"буквально означает "ум", а слово "maps" – "карты". В результате мы получаем "карты ума", что предполагает весьма разнообразную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Поэтому понятие «Интеллект-карта» в русском переводе и может встречаться в различных вариациях: «карта памяти», «схема мышления», «карта ума», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», В «Википедии»это понятие обозначается как «диаграмма связей», как способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем [4].
Опираясь на базовые правила для «Conceptmapping» (способа представления и связывания мыслей), разработанные в 60-е годы профессором Джозефом Новаком из Корнуэльского университета и идею о том, как важен предшествующий опыт для формирования новых теорий, Дэвида Аусубела, британский психолог и бизнесмен Тони Бьюзен, показал копирайт на «Conceptmapping», как методику создания новых идей. Он назвал свой метод «MindMaps», впервые представив его как стройную теорию в книге «Работай головой» в 1974 году.
В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего содержатся термин "интеллект-карты". Однако, опираясь на способ построения карты, отражающий сам процесс ассоциативного мышления,по мнению Е.Ф. Костюкевич, их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Можно рассматривать метод интеллект-карт как практическое приложение к теории радиантного мышления, учитывая, что слово Radiant переводится, как испускающий свет, лучи..
Лучше всего центральная идея этой теории выражена в словах Т. Бьюзена: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлена в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей». Каждому лучу предоставлена роль определенной ассоциации, и, соответственно каждая ассоциация имеет практически бесконечное множество связей с другими ассоциациями. В, конечном итоге – это и есть то, что мы называем памятью, личностной базой данных, своеобразным архивом. Постоянное использование этой многоканальной системы хранения и обработки информации приводит к такому результату, что «мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Тони Бьюзену удалось провести параллель между организацией мышления человека и устройством человеческого мозга, посредством интеллект-карт. Первое сходство состоит в том , что сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта. Второе зпключается в следующем: мысли на физическом уровне отражаются и отображаются в форме деревьев “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты, по мнению Т. Бьюзена, "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени" или отражение связи (смысловой, ассоциативной, причинно-следственной и других) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы изучаем в данное время. Карты могут создаваться для реализации различных целей: для запоминания сложного материала, передачи информации, прояснения для себя какого-то вопроса, в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Набирая популярность, через возможность применения на практике для решения самых разнообразных задач, метод интеллект-карт привлек внимание педагогов и натолкнул на мысль эффективного применения в учебном процессе для формирования когнитивных способностей, а также для запоминания сложного материала, передачи информации или прояснения для себя какого-то вопроса. В своих книгах Т. Бьюзен доказывает, что интеллект-карта является графическим выражением самой сути процесса ассоциативного мышления. В основе её составления лежит принцип радиантного мышления (от лат. radians – испускающий лучи, свет), а сам метод интеллект-карт выступает в форме практического приложения к теории радиантного мышления.
Построение карты подчиняется закону ассоциаций, где исходной точкой является центральный образ, а от него во все направления могут расходиться лучи, над которыми записываются ключевые слова или изображаются образы, соединенные между собой ветвящимися линиями [2, c.56]. Т.Бьюзену удалось выделить существенные особенности интеллект-карт:
– объектом внимания в них является центральный образ;
– от центрального образа в виде ветвей расходятся ведущие темы;
– сами ветви, изображенные в форме плавных линий, поясняются и обозначаются ключевыми словами или образами. Идеи второго уровня также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка;
– все ветви формируют связанную узловую систему. [1.c.65]
Анализируя возможность использования данного метода на учебных занятиях, мы бы сказали, что интеллект-карта позволяет наглядно на одном листе изобразить несущую конструкцию темы или предмета в целом. С другой стороны, как отмечает в своей статье «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе» Е.Ф. Костюкевич, интеллект-карта может помочь разрешить когнитивные проблемы учащихся, потому что она способна сделать их визуально наблюдаемыми. В свою очередь, визуализация процессов мышления позволяет педагогу-исследователю:
•осуществлять ведение мониторинга когнитивных и личностных изменений, которые происходят с учащимися в процессе обучения;
•проводить разработку и реализацию программ коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
•осуществлять формирование коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
•развивать общие, учебные умения студентов, которые связаны с восприятием, переработкой и обменом информацией;
•наблюдать улучшение всех видов памяти (кратковременной, долговременной, семантической, образной и т. д.) учащихся;
•значительно ускорять сам процесс обучения;
•осуществлять формирование организационно- деятельностных умений;
• целенаправленно развивать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности.