Программа курса «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)


Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа села Исаклы
муниципального района Исаклинский Самарской области


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
Протокол № 1 __________________ ________________
«___» ________2013г «___» _________2013г «___» __________2013г









Программа курса
«Жить, чтобы быть человеком»
(внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)










Разработана
Попатенко Ириной Владимировной,
учителем истории






2014-2015 уч.год

Данная работа представляет собой программу курса духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени cреднего общего образования.
Эту программу можно использовать в условиях введения ФГОС нового поколения, как внеурочную деятельность, в качестве воспитательной программы и в качестве программы кружка.
Особенность курса «Жить, чтобы быть человеком» в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.
Программа содержит пояснительную записку, где обосновывается актуальность данного курса, называются причины обращения к православной педагогике, календарно – тематическое планирование, которое можно легко варьировать.






























Пояснительная записка

Актуальность тематики и причины введения курса

В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления
· доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение, развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Необходимо создать условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода, научить жить, чтобы быть Человеком.
А обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаю, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Причины обращения к православной педагогике
Дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой, которой более тысячи лет. Именно ее все эти годы питало православие.
История православия поможет детям в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, МХК и искусства.
Создать условия для развития толерантности у детей. (православие миролюбиво ко всем культурам.
Помочь детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации
Курс «Жить, чтобы быть человеком», противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Именно традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.
Выстраивается курс с позиций гуманистической педагогики, поддерживая мысль Ш.А. Амонашвили о том, что именно в ней "возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности".

Особенность курса в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.
Программа курса предлагается учащимся начальных классов общеобразовательной школы, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС. Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Курс рассчитан на 34 часа в год(1 час в неделю)

Цель курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия.
Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.
Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:
к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;
к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;
к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;
к своей любви к Богу как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
к своим негативным помыслам, стереотипам поведения, обидам и страхам как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела.

Основные задачи

раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

В программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов). 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы работы с детьми.

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.

Занятия по программе могут быть только лично - ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.
Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.


2. Содержание курса

Тема 1. Красота Божьего мира (4 часа)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам - любимое чадо Божье. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Библия.

Тема 2. Как я отношусь к людям? (4 часа)
Примеры положительного отношения к людям (Вторая заповедь Бога, притча о милосердном самарянине, рассказы из жизни святых, художественные произведения). Мое отношение к близким, родным, учителю, товарищам, одноклассникам. Родословие моей семьи мои обязанности. Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность, дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность, справедливость, отзывчивость, сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?

Тема 3. Добро и зло. (4 часа)
Что значит - быть добрым, злым. Кого называют так и почему? Добро и зло в Евангелие,сказках, примерах, рисунках, рассказы из Ветхого завета Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. Что и кому я могу сделать доброго?

Тема 4 . Как я отношусь к себе? (4 часа)
Правила жизни, данные Богом в Раю. Примеры положительного отношения к себе в жизни, художественных произведениях. Черты, характеризующие отношение к. себе: самопринятие, самоконтроль, уверенность, скромность и т.д. Какого человека называют хвастливым, зазнайкой и почему? Что мне нравится и что не нравится в себе. Я глазами других (мамы, учителя). Каким я хочу быть?

Тема 5 . Как я отношусь к делам? (3 часа)
Примеры положительного отношения к делу, учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных произведений. Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться: организованность, трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, ответственность. Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить?

Тема 6. Праздники (6 часов)
Покрова. Рождество Христово. Святки. Праздник Крещения. Пасха. Масленица. Прощеное воскресенье.
Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. День защитника Отечества.

Тема 7. Как я отношусь к природе, вещам, предметам? (4 часа)
Красота окружающего мира. Поиски красивого вокруг себя.
Примеры положительного отношения к вещам, предметам. Какие черты характеризуют мое отношение к вещам, предметам (бережливость, аккуратность). Что я хотел бы развить в себе?

Тема 8. Храм – дом Божий (3 часа) (Приложение) Экскурсия по храму Покрова села Целинного.

Тема9.Агиография(3часа) Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.


3. Планируемые результаты.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности своей и других воспитанников на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в команде.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников по курсу «Жить, чтобы быть человеком» распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов: приобретение школьником знаний о патриотизме народов России, символах государства, патриотах страны - великих полководцах, узнают историю своего села и края, перелистнут героические страницы жизни знаменитых земляков, узнают о российском солдате- победителе, победившем в великом множестве битв и подарившем мир нашей стране.

Второй уровень результатов: (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) приобретение школьником чувства национального сознания,духовной нравственности, гражданственности, любви к малой Родине и своей стране, развитие государственного мышления, умение действовать в соответствии с национальными интересами,
участие в мероприятиях общешкольного уровня с целью развития духовно-нравственных ценностей, любви к семье, друзьям, школе и др.

Третий уровень результатов: (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) учащиеся смогут приобрести опыт публичного выступления в конкурсах и фестивалях районного и других уровней на мероприятиях посвященных духовно-нравственному воспитанию, приобретут опыт волонтёрской деятельности; участия в гражданских акциях; заботы о малышах и о людях старшего поколения; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
















Литература
1.А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 2.Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006 3.Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004 4.Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2001Л.С. 5.Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня», Барнаул, 1997 г.











15