Презентация. Целеполагание — метапредметный вид учебной деятельности учащихся


Целеполагание – метапредметный вид учебной деятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса Универсальные учебные действияЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеУУД www.themegallery.comРегулятивные учебные действияЦелеполагание1Планирование деятельности2Прогнозирование результата3Контроль4Коррекция5Оценка6Волевая само регуляция7 Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включение личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге - превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату. Целеполагание – проблема современного урокаПодмена цели – средствами урока. Формальный подход при постановке цели.Завышение цели.Постановка собственной цели учителя. Цели урока должны быть:Диагностируемые;Конкретные;Понятные;Осознанные;Описывающие желательный результат;Реальные;Побудительные(побуждающие к деятельности);Точные. Цель не должна содержать расплывчатые формулировки.Цель урока – это его результаты, достичь которые мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Цели обученияAЧерез содержаниеBЧерез деятельность учителяCЧерез деятельность учащегосяDЧерез результат деятельности учащегосяОсновные способы определения целей обучения Цели урокаАСВВоспитывающие цели урокаОбучающие цели урокаРазвивающие цели урока Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...Обучающая цель - включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками способствует положительному отношению к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…  прививать, укреплять... навыки;Воспитательная цель - содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.Например:учить сравнивать,учить выделять главное,учить строить аналоги,развивать глазомер,развивать мелкую моторику рук,развивать умение ориентироваться на местностиРазвивающая цель - Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. www.themegallery.comCompany LogoПриемы целеполаганияВизуальныеТема-вопросРабота над понятиемСитуация яркого пятнаИсключениеДомысливаниеПроблемная ситуацияГруппировкаПриемыцелеполаганияАудиальныеПодводящий диалогСобери словоИсключениеПроблема предыдущего урока Обязательные условия использования приемов целеполагания1Учет уровня знаний и опыта детей2Доступность, т.е. разрешимая степень трудности3Толерантность, необходимость выслушивания всех мнений, но обязательно обоснованных.4Развитие мыслительной деятельности Примеры целеполагания на урокеВизуальный прием «Тема-вопрос»Тема урока «Как сложить два отрицательных числа?» (6 класс).Учитель: «Прочитаем тему урока». Ученик: «Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?» Ученики: «Да, с помощью координатной прямой». Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7». Учащиеся дают ответ. Учитель: «Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?» Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: «Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?» Ученики: «Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой». www.themegallery.comCompany LogoУчитель предлагает решить задачу: «На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?» Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Проценты». Учитель: «Сформулируйте цель урока». Ученики: «Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты». Визуальный прием «Моделирование жизненной ситуации»Тема: «Проценты» (6 класс) Примеры целеполагания на урокеВизуальный прием «Проблема предыдущего урока»Урок «Решение задач на «работу» (5 класс).Дима тратит на прохождение всего расстояния от пункта А до пункта В 2 часа, а Игорь на прохождение расстояния от В до А - 3 часа.Дима и Игорь одновременно вышли из пунктов А и В навстречу друг другу. Встретятся ли мальчики через час после своего выхода навстречу друг другу?Дима красит забор за 2 часа, а Игорь красит такой же забор за 3 часа.Дима и Игорь одновременно начали красить забор с разных концов. Через час начнется футбольный матч.Смогут ли мальчики покрасить забор и успеть на футбольный матч?
Примеры целеполагания на урокеАудиальный прием «Проблема предыдущего урока»Урок «Обыкновенные дроби» (5 класс).Домашнее задание предыдущего урока:Подготовить мини-сценку по сюжету: «У вас День рождения, мама купила торт, вы пригласили друзей на чай. Какая часть торта достанется каждому гостю?» Примеры целеполагания на урокеВизуальный прием «Яркое пятно»Урок геометрии Тема: «Трапеция» (8 класс).12356 Примеры целеполагания на урокеВизуальный прием «Яркое пятно»Урок геометрии Тема: «Признаки равенства треугольников» (7 класс)Жили-были два треугольника. Они ходили вместе в школу и сидели за одной партой. Однажды они решили сшить себе новые костюмы. Пошли в ателье, где с них сняли мерки. Оказалось, что у них соответствующие стороны попарно равны. Они встали рядом: и соответствующие углы у них также оказались равными.Тогда работники ателье сделали вывод: эти треугольники равны. Теперь играя в прятки, они встают друг за другом, и совпадают. www.themegallery.comCompany LogoСогласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:Направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;Представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;Реальность выполнения поставленной цели в течении урока;Соответствие целей урока возможностям, способностям, потребностям учащихся Литература: Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока - Волгоград, «Учитель», 2008.Пустовалова Е.В., Шалдохина Н.В. Формирование умения целеполагания на уроках математики. Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. - Челябинск, 2013