Письменность и научные знания в Древнем Египте

Письменность и научные знания в Древнем Египте.

Разработка учителя истории высшей квалификационной категории, учителя-методиста МБОУ «Петровская школа №1»
Денисовой Л.Г.


Цель урока: 1. Выяснить, какой вклад внес народ Древнего Египта в развитие
мировой культуры, какое влияние оказала культура Древнего
Египта на культуру других стран.
2. Продолжить работу по выяснению исторических условий,
благоприятствующих развитию культуры.
3. Сравнить систему образования в Древнем Египте и в настоящее
время.


Тип урока: комбинированный

Словарная работа: культура, иероглифы.

Оборудование: таблицы, папирусы, карта «Древний Египет».


Актуализация знаний (беседа с классом):

1.Какую страну мы изучаем?
2.Покажи на карте Древний Египет.
3.Почему Египет называли «даром Нила»?
4.Назови занятия египтян.
5.На какие группы разделилось египетское общество?



План изучения нового материала:

Что такое культура.
Учитель: Итак, мы выяснили, что развитие хозяйства и установление рабовладельческого строя в Древнем Египте способствовали быстрому развитию
культуры.
-А что вы, ребята, вкладываете в понятие « культура»?

научные знания;
письменность;
искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура).



Письменность в Древнем Египте.

Учитель: На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во
всех остальных странах мира.
Одна из этих стран расположена на берегах Евфрата и Тигра и назы-
вается Двуречье или Междуречье, другая страна-это Египет.
Письменность возникла в Двуречье и в Египте в одно и тоже время,
более 5 тысяч лет назад.

-В каком тысячелетии до н. э. это произошло?

а) возникновение письменности.

Учитель: В IV-III тыс. до н. э. знаний у египтян было очень много и, конечно,
всё удержать в памяти было невозможно.
Поэтому появилась потребность в письменности. Вначале они, как и
первобытные люди, рисовали то, о чём хотели рассказать.

-как вы думаете, каким рисунком египтяне передавали
«солнце»?


-А каким рисунком – слово «идти»?





Всё очень просто!

Учитель показывает таблицу «Египетские иероглифы»
СОЛНЦЕ



КОЛОДЕЦ



БИТЬ



ИДТИ





Вот такие знаки- рисунки называются иероглифами. Казалось бы, что тут сложного?
Научиться писать по-египетски легко и просто: что нарисовано, то и означает.Но
на самом деле научиться грамоте в Египте было очень непросто.

-Ребята, сколько букв в русской азбуке?

А в древнеегипетском письме было более 750 иероглифов. Вы уже знаете, что некоторые иероглифы означают целые слова, другие иероглифы означали отдельный согласный звук («д», «р», «с» ), третьи- означали сочетание двух согласных ( «вн», «км»). Были также и трёхсогласные знаки-иероглифы, которые
передавали сочетание трёх согласных («нфр»). Гласные звуки при письме не
обозначались. Поэтому мы не всегда точно знаем как нужно правильно прочитать:

Тутмос, Тотмес, Тутмес.

Были ещё иероглифы, которые назывались знаки-определители ( они не произ-
носились при чтении).
Иероглиф, изображавший женщину, говорил о том,что в тексте речь идёт о
женщинах.
Иероглиф, изображавший колодец, указывал на то,что речь идёт об источниках,
или прудах, или о колодцах.
Только с помощью знаков-определителей можно было правильно прочитать
египетский текст.

-Ребята, а на каком языке говорят в наше время жители Египта?
-Арабский. Язык, на котором говорили древние египтяне, ис-
чез ещё несколько тысяч лет тому назад.

б) Розеттский камень (сообщение, подготовленное учеником)

Древнеегипетское письмо было забыто, и старинные тексты никто уже не мог
прочесть. Только французскому учёному Жану Франсуа Шампольону удалось раз-
гадать тайну древнеегипетской письменности.
В 1799 году во время земельных работ возле египетского города Розетты солдаты Наполеона нашли большую плиту,которая была покрыта письменами. Текст был написан на древнеегипетском и греческом языках. Надпись на Розеттском камне была высечена в честь молодого фараона Птолемея V. Шампольон решил разгадать египетские иероглифы. Он обратил внимание на то, что некоторые группы иероглифов египтяне обводили овалом- картушем. Так они выделяли в надписях царские имена. Прежде всего учёный попробовал подставить буквенные значения к иероглифам в имени Птолемей. Первый иероглиф имени в картуше он решил читать как П; нижний левый – как Т; следующий за ними- как О; иероглиф, изображающий сидящего льва-как Л; иероглиф,находящийся под этим рисунком- как М; два следующих-как АЙ, и последний – как С. Получилось «Птолмайс». По сравнению с греческим произношением этого имени «Птолемайос» - в египетском не хватало буквы Е и второго О. Получалось, что египтяне произносили имя фараона «Птолмайс». Шампольон предположил, что в древнеегипетском языке некоторые гласные выпадают.
Постепенно Шампольон перешёл от чтения имён к чтению отдельных слов и даже целых фраз. Он убедился в том, что нашёл ключ к чтению египетских иерог-
лифов и понимает древнеегипетский язык. Это было великим открытием, что дава-
ло новые возможности изучения истории и культуры великой цивилизации прош-
лого.




в) на чём и чем писали древние египтяне


Учитель: 1) На чём писали древние египтяне?
Где рос папирус?
Я рассказывала вам, ребята, как египтяне делали
из папируса-растения папирус-материал для письма.
кто вспомнит?

Украинское слово «папір» (по русски «бумага») происходит от слова бумага.


Рассказ учителя о письменных принадлежностях: заострённая тростинка для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски, пенал с двумя углублениями для чёрной и красной краски.
Применение новой строки - КРАСНОЙ.

Учитель: На папирусах писали не только чёрной и красной краской. Посмотрите на папирусы, краски каких цветов здесь использованы? Из чего эти краски были сделаны?

-Рассказ ученика о красках и способах их изготовления:
зелёная – сок растений;
синяя - индиго;
красная - охра;
золотистая - золото;
чёрная - сажа;
жёлтая - глина.

Учитель: Ребята, а что писали на папирусах? (беседа)

Учитель зачитывает документ «Поучение Хети,сына Дуауфа, своему сыну Пепи».
(Хети везёт сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему
о положении писца.)

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше,чем мать свою,если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других должностей Когда он (писец) ещё ребёнок, уже при-
ветствуют его.
я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа
крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устаёт больше,чем землепашец.
Брадобрей бреет до вечера Он бродит с улицы на улицу,чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки,чтобы наполнить свой желудок
Я расскажу тебе ещё о строителе стен. Он постоянно болен, так как предостав-
лен ветрам. все одежды его- лохмотья Моется он только один раз Хлеб, от-
даёт он его домой; избиты, избиты его дети
Ткач- внутри дома Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом.
У красильщика пальцы издают зловоние,как от дохлой рыбы
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом Говорят ему: если ты
опоздаешь принести, будут избиты твои губы
Смотри, нет должности,где бы не было начальника, кроме должности писца,
ибо он сам начальник.»


Как, по словам старого писца, жилось в Древнем Египте
земледельцам, ткачам, строителям?
Кто в этой стране жил хорошо?
Почему отец хочет, чтобы сын стал писцом?
Что нужно сделать для того, чтобы стать писцом?
Как вы думаете, трудно ли было египтянам учиться в школе? Почему?


Школы в Древнем Египте (рассказ учителя)

В поучении школьникам было сказано: « Пиши рукой своей, читай ртом
своим, советуйся с тем, кто знает больше тебя иначе будут бить тебя. Уши
мальчика на спине его, он слушает, когда его бьют».

Подумайте, в чём основной смысл этого поучения?
Какие качества и какими средствами воспитывали у
школьников в Египте?
С чем вы согласны, а с чем нет?

В Древнем Египте фараоны приказывали учреждать всё новые школы
и обучать там детей письму и началам научных знаний.

Почему фараоны были заинтересованы в распространении образова-
ния в стране?
Кому образование было доступно? Почему?


Научные знания.

а) математика (сообщение, подготовленное учеником)

Учитель: Обратите внимание на картину « Постройка пирамид». Скажите, какие расчёты были необходимы при постройке пирамид?







Рассмотреть таблицу «Обозначение чисел древними египтянами»



10



100



1000



10 000



100 000


- Определите с помощью таблицы какое число написано: 2538

Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым пользуемся мы? Чем удобнее?

б) астрономия

Для египетских землевладельцев важно было знать, когда начнётся разлив Нила. Наблюдая за ночным небом, люди заметили, что каждый раз перед разливом звезды на небе занимают определённое положение.

Почему египтянам важно было знать время разливов Нила?
Какая наука возникла из этих наблюдений?

Заслушивается сообщение, подготовленное учеником.

в) химия (сообщение, подготовленное учеником)

Химией в древности называлось искусство превращать обыкновенные металлы в золото или серебро. Название это, вероятно, произошло от египетского слова «хам» или «хеми», что означало «Египет», а также «чёрный». Химическое ремесло возникло в Египте, оно считалось священным ,было окружено таинственностью.
В древних папирусах изложено много рецептов изготовления мазей, красок и лекарств.В папирусах III в. до н. э. написано более 250 рецептов изготовления золотоподобных предметов, поддельных драгоценных камней, способов окраски тканей. В V тыс. до н. э. были хорошо развиты парфюмерное дело, изготовление моющих средств.
В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,т.н.«Папирусе Эберса» (XVI в. до н. э.), имевшей длину 20,5 метров, приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов. Описаны способы извлечения из растений соков и масел путем выпаривания, настаивания, выжимания, процеживания.
Стеклодувы, плавильщики, красильщики, мыловары- были специалистами химического искусства. 3500 лет до н.э. в Египте могли получать стекло, разработан способ получения чистого золота.

Согласно учению древних, семь металлов олицетворяли семь планет

МЕТАЛЛ

ПЛАНЕТА
ДЕНЬ
НЕДЕЛИ


золото


Солнце

Воскресенье


серебро


Луна

понедельник


железо


Марс

вторник


ртуть


Меркурий

среда


олово


Юпитер

четверг


медь


Венера

пятница


свинец


Сатурн

суббота


г) медицина
Древние египтяне обращали внимание на изучение человеческого тела, хорошо
знали его строение и значение сердца в жизни человека. В Египте говорили:
« Тайна врача – знание хода сердца».
Подумайте, как египтяне могли узнать внутреннее строение человека?
Какой древний обычай этому способствовал?
Как вы понимаете поговорку «Тайна врача – знание хода сердца»?
Имеет ли она значение в настоящее время?

В некоторых папирусах содержится довольно точное описание таких болезней как
желудочные, дыхательных путей, глазные, ревматизм, скарлатина. В некоторых медицинских трактатах говорится о том, что от врача требуется осмотреть больного,
определить причину болезни, установить диагноз и способ лечения. Египетские
врачи считались лучшими, они специализировались по видам болезней: глазные,
зубные врачи, хирурги.

Рассмотреть рисунок «Древнеегипетские медицинские инструменты из бронзы».


При лечении употребляли настои трав, порошки, различные соли, что свидетель-
ствует о развитии фармакологии. Но лечили не только лекарствами. Веря в богов,
духов, человеческие души, древние египтяне лечили заговорами.

Учитель зачитывает документ « Из заговора матери против детской болезни»:

«Изыди, приходящая из мрака, входящая крадучись,
Нос которой позади неё, лицо которой обращено назад,
Дающая промах относительно того, ради чего она пришла!
Не пришла ли ты, чтобы заставить замолчать его (ребёнка)?

Я не позволю, чтобы ты заставила его замолчать!
Не пришла ли ты, чтобы навредить ему?
Я не позволю, чтобы ты навредила ему!
Не пришла ли ты, чтобы отобрать его?
Я не позволю, чтобы ты отобрала его от меня!
Я сделала ему амулет против тебя»

Итак, научные знания способствовали развитию сельского хозяйства, ремёсел,
строительства.

Закрепление: подумайте, если бы нам была известна только культура древних египтян, что бы мы могли узнать об их жизни?


Домашнее задание: читать и пересказывать параграф 12.






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315