Из опыта работы Сказка, сказка прибаутка — рассказать ее не шутка


«Сказка, сказка прибаутка – рассказать ее не шутка»
(из опыта работы)
Воспитатель Акинина В.Н.
Рассказывание сказок издавна считается идеальным способом обучения детей. Зачем вообще рассказывать сказки вслух? Дело в том, что во время сказки- это возможность социализации педагога с детьми. Рассказывать сказки, считают некоторые, всё- таки лучше, чем читать. Но для развития речи одинаково важны и чтение книг и рассказывание вслух.
Рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Рассказчик создает у детей ощущение, словно он сам был участником событий, о которых повествует. Вспомните знаменитое: «И я там был, мед, пиво пил? ...» Используя разные виды театра (теневой, кукольный, перчатковый, ложковый) мы только рассказываем сказку, читать с листа уже невозможно.
Рассказывание поэтических русских сказок и сказок других народов развивает у наших воспитанников хороший литературный вкус: сказки в обработке Ушинского, Толстого, которые мы часто используем на своих занятиях, высокохудожественны и при этом сохраняют стиль живой речи. Мы убедились, что сказки стимулируют воображение, развивают память, улучшают концентрацию. Для своих детей мы стараемся подбирать добрые сказки, например «Маша и медведь», «Репка», «Заяц и ёж», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Принцесса на горошине», «Рукавичка».
Сказки, по мнению Чуковского, воспитывают в ребенке человечность- дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Выбор истории, которую мы хотим рассказать, зависит от возраста детей и состава группы. Дети младшего возраста любят сказки о животных, о людях и местах, которые им знакомы. Наш опыт подсказывает, что начинать лучше всего со сказок с самыми простыми сюжетами.
Ориентиром могут стать текущие интересы детей. Они обожают истории про невоспитанных мальчиков и девочек, которые рисуют на стене, тянут кошек за хвост, проливают суп, съедают чужой суп или котлету («Капризка», «Умная собачка»). А еще детям нравятся сказки об умных и находчивых («Сказка об умном мышонке», сказки Г. Остера). Обязательно мы помним, что дети не могут долго сидеть в перерыве – водим хороводы, поем песенки, проводим пальчиковые игры. Самое простое решение- рассказать историю по книжке с картинками, у нас в группе много красивых книг с крупными, яркими картинками. Обязательно надо помнить, что показывая книгу так, чтобы видели все дети.
В своей работе мы широко используем фланелеграф, для него мы сами рисует персонажей. Так у нас получаются готовые сказочные наборы. Еще один способ сделать рассказывание сказок привлекательным для детей – кукольный театр. Наши воспитанники с удовольствием слушают сказку, передвигают фигурки героев. Таким образом, они лучше вовлечены в процесс, больше задают вопросов и вообще слушают затаив дыхание. Ну а в конце этого интересного занятия мы обязательно благодарим своих маленьких слушателей, даем им посмотреть кукол, которые участвовали в нашем представлении, задаем вопросы. Заканчиваем истории веселой прощальной песенкой.