Презентация по обществознанию на тему Понятие общественного прогресса (10 класс)


Понятие общественного прогресса {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Прогресс Регресс Это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному Это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций Различные взгляды на направленность общественного развитияПлатон, Аристотель, Шпенглер , ТойнбиДвижение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота Религиозные течения Преобладание регресса во многих сферах жизни обществаФранцузские просветителиИстория- непрерывное обновление, совершенствование платонвсех сторон жизни обществаСовременные исследователиПоложительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса Критерии общественного прогресса Развитие человеческого разумаРазвитие производительных сил, включая самого человекаВозрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человекуСовершенствование нравственности людейПрогресс науки и техники Общественное развитие РЕФОРМАЭто какая- либо степень совершенствования в какой – либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)РЕВОЛЮЦИЯЭто коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя ВИДЫ Реформ Революций ПРОГРЕССИВНЫЕ РЕГРЕССИВНЫЕКРАТКОВРЕМЕННЫЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ Классификации (типология) обществаДописьменные и письменные;Простые и сложные;Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество;Развитые, развивающиеся, отсталые;Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустриальное Основной фактор производства ЗемляКапитал ЗнанияОсновной продукт производстваПищаПромышленные изделияУслугиХарактерные черты производстваРучной труд Широкое применение механизмов, технологийАвтоматизация производства, компьютеризация обществаХарактер трудаИндивидуальный трудПреимущественно стандартная деятельностьРезкое повышение творческого начала в труде {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Занятость населения С/Х – около 75%С/Х- около 10%, промышленность – 85%С/Х – до 3%, промышленность- около 33%, услуги- 66%Основной вид экспорта СырьёПродукты производстваУслугиСоциальная структура Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильностьКлассовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структурСохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продолжительность жизни40-50 летСвыше 70 лет свыше 70 летВоздействие человека на природуЛокальное, неконтролируемоеГлобальное, неконтролируемоеГлобальное, контролируемоеВоздействие с другими странамиНесущественное Тесная взаимосвязьОткрытость обществаПолитическая жизньПреобладание монарх-х форм правления; политич-ие свободы отсут-т; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и трад-х империйПровозглашение полит-х свобод, равенства перед законом, демократ-ие преобр-ия; власть не восприним-ся, как данность, от неё треб-ся обоснование права на лидер-воПолитический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии- «демократии консенсуса» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Духовная жизньГосподствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностьюУтверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистовОсобая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование