Разработка урока развития творческого мышления Понятие о фантазировании


ПОНЯТИЕ О ФАНТАЗИРОВАНИИ.
Цель: создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением; довести до детей основную мысль урока что фантазированию можно научиться.
Оборудование урока: карточки для развития зрительной памяти, цветные карандаши, альбомы с заданиями, кассета с релаксирующей музыкой.
Ход занятия
С сегодняшнего урока мы начинаем учиться новому типу мышления. А кто знает что такое мышление?
Вот и мы с вами будем учиться мыслить не обычно а про творчески.
Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-либо задание с помощью этого мышления, мы сможем предложить много различных вариантов ответов и способов решения. Да существуют задачи и вопросы, которые имеют только один ответ, но есть и такие которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.Например, сейчас я спрошу вас как называется город в котором мы живем. Все вы отвечаете одним словом, а существуют ли другие варианты? Да, действительно нет,
А сейчас я спрошу, каковы все возможные способы, которыми вы сегодня могли бы добраться в школу (ответы)
Вспомните, я сказала все возможные способы, которыми вы могли бы добраться . Я не ограничивала вас, Напрягите сбое воображение и придумайте все в самые фантастические и сказочные способы попадания в школу.) например на метле Бабы-Яги
Ваши ответы не должны быть обязательно осуществимыми и реальными. Фантазируйте, сочиняйте! Я буду от вас принимать любой ответ.
Учимся придумывать из ряда вон "выходящие идеи» Согласны? А теперь продолжаем фантазировать, Дорога в школу, (идеи детей) Запись их на доске.
-Чья идея вам больше всего понравилась? Хотели бы вы так добираться до школы?
-А теперь представьте что у вас изменился рост. Например вы стали мальчик - с - пальчик,. Как теперь будете добираться до школы?
-А теперь вы - Гулливеры? Что же теперь будете делать?
- Но вот вы превратились в кого-нибудь Каждый придумает сам и нам через 5 минут расскажет, Должно быть очень интересно! Кто желает высказаться,, на этих занятиях никого не заставляем.
Беседа «Легко ли выдумывать?» (7-8 минут)
Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры»:
«Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, мог реку переплыть, — говорит Мишутка.
— А я море мог переплыть!
— Подумаешь, море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу — разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Безголовы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!
— Почему же ты теперь с головой? —- Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я был раз в Африке, и меня там крокодил съел!
— Вот так соврал! —рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
—Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус!
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это неудивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал. —Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам! —Что же ты там на Луне видел?
— Ну, что... — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал! —Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал,
что ты — во сне.
Тут подошел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать?
— Чего проще!
— Ну выдумай что-нибудь...»
Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь!»
Если «что-нибудь» выдумать трудно, можно предложить придумать что-то конкретное (нового зверя, одежду, игрушку или что однажды видели, что однажды случилось...).
При обобщении учитель предлагает детям ответить на вопрос, трудно или легко выдумывать (чтобы было и интересно, и что-то новое).
ФИЗМИНУТКА
Беседа о фантазировании
— А почему Мишка и Стасик так разговаривали, зачем им это было нужно?
— Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети — сказки, взрослые — фантастику... Как вы думаете, почему?
— Назовите известные вам сказки (можно использовать игру с мячом).
— Как узнать, где сказка, а где рассказ — «не-сказка»?
Варианты ответов:
— В сказках животные и предметы разговаривают.
— В сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои...
Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «не-сказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?»
Например:
— Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак...
— Пошла девочка в лес, на нее напал волк и съел...
— Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой...
Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы исходный сюжет давал учитель.
Например:
— Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу...
— Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили...
— Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вернулась домой...
— Наступила осень, с деревьев облетели все листья...
Возможны самые разнообразные варианты продолжения — от введения сказочных героев (навстречу ему Кощей...) и оживления (а телевизор говорит: «Надоело, что вы на меня все время смотрите, я стесняюсь...») до изменения привычной обстановки, привычных действий.После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли придумать сказку, хотят ли дети этому научиться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Ответить на вопросы: «Может ли мышь быть больше слона? Если да, то в каких случаях? Нарисовать в альбомах.
Перед тобой два силуэта волшебниц. Сделай так, чтобы одна из них стала доброй, а другая – злой.


Анализ работ.
Релаксация. Можно обратить внимание детей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что-то новое, его вначале нужно придумать.
Подведение итогов занятия.