Презентация Сущность языка, его роль в развитии речи и мышления.


Сущность языка,его роль в развитии речи и мышления.Подготовила педагог-организатор ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат»Савенкова Е.Н.Курск 2016 Вопрос сущности языка, безусловно, входит в круг важнейших вопросов современной лингвистики и всех дисциплин, которые с ней так или иначе связаны. Первостепенное значение он имеет и для такого предмета, как философия языка. Однако в учёных кругах до сих пор продолжаются споры по этому вопросу. Мы рассмотрим несколько подходов, взглядов учёных на природу языка: натуралистический, психический, социальный. Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Согласно основному положению натуралистического направления, языкознание примыкает к натуралистическим наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе «теория Дарвина и наука о языке» Шлейхер прямо указывает на, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в главных чертах своих и к организмам языков». Натуралистический (биологический) подходАвгуст Шлейхер (1821-1868) Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности А. Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей. Психический подход к языку Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык- явление  психическое. Одним из виднейших учёных, который представлял психологическую точку зрения на язык был немецкий философ и языковед Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения». Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхера, вовсе исключал, утверждая, что «категории языка и логики не совместимый также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного». Таким образом, Штейнталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.Гейман Штейнталь (1823-1899) Социальный подход к языку Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Луи Тролле Е́льмслев (1899—1965) — датский лингвист рассматривает язык как социальное явление: «Язык рассматривается как знаковая система и как устойчивое образование, используемое как ключ к системе человеческой мысли». Луи Тролле Е́льмслев (1899—1965) Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) определяет три основные функции языка: функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.; Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция; функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает. Карл Бюлер(1879 - 1963)Функции языка номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности; коммуникативная, этой цели служат предложения; экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего; В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить: дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами. Реформатский, Александр Александрович (1900 - 1978) Реформатский Александр Александрович (1900—1978),русский лингвист выделяет другие функции языка: В качестве основания противопоставления языка и речи Ф. де Соссюр выдвинул разное отношение к развитию языка. Речи свойственна эволюция. Язык тоже изменяется, но он не содержит в себе источников необходимости своего развития. Развитие языка определяется речью. "Явлениями речи, - говорит Ф. де Соссюр, - обусловлена эволюция языка". Фердинанд де Соссюр По словам Соссюра, в процессах речевого общения индивиды «воспроизводят, - конечно, не вполне одинаково, приблизительно - те же самые знаки, связывая их с теми же самыми понятиями». Следовательно, в процессах речевого общения есть то, что воспроизводится, и оно должно отличаться от того, что производится в тех же процессах речевого общения. Каковы основания, которые позволяют выделить язык и речь как противочлены? ( 1857- 1913) По мнению Алекса́ндра Ива́новича Смирни́цкого (1903 - 1954, Москва) — советского лингвиста, профессора, к языку относится то, что имеет готовый характер и воспроизводится в акте общения, а к речи - то, что не имеет готового характера и производится в акте общения. Согласно этой концепции, слова и формы слов являются единицами языка, а свободные словосочетания и предложения - единицами речи«В качестве единиц языка, - говорит А. Смирницкий, - не могут быть выделены свободные сочетания слов, в том числе и предложения, возникающие в речи». Если язык и речь противопоставляются как разные явления, то возникает необходимость отнести одни факты к языку, представляющему собой одно явление, а другие факты - к речи, представляющей собой другое явление.А. И. Смирни́цкий (1903 - 1954) Язык и речь противопоставляются по основанию общего и единичного, постоянного и переменного. Поясним это на примере. В предложении "Он смотрел картину" мы можем заменить слово картина словом фотография. В результате этой операции мы получим новое предложение: "Он смотрел фотографию". Но в том, что находится в отношениях взаимной заменяемости, содержится общее, постоянное. Это общее, постоянное проявляется в отдельных словах, имеющих форму винительного падежа. Язык есть речь, взятая со стороны общего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного. Всякая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, а другой - к речи. Языковые знаки распределяются по трём группам: 1. естественные языки (фонетические); 2. искусственные языки (графический письменный язык, ручная речь глухонемых); 3. знаки, сопряжённые с фонетическим языком (интонация, жесты, мимика, паузы). Функции языковых знаков: 1. заместительная функция (любой знак что-то означает); 2. коммуникативность (любой знак является средством общения); 3. социальность (любые знаки возникают и существуют в обществе); 4. системность (любой знак является элементом какой-то системы); 5. материальность (любой знак должен быть доступен чувственному восприятию – чувствовать, видеть, ощущать).Язык как система знаков Есть язык как средство общения, есть речь как процесс общения с помощью языка. Речь может быть монологической, если собеседник только слушает и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим. В отличие от языка, как орудия общения в речи мы можем выделить моменты, характеризующие процесс общения. В речи различаются частота повторения тех или других элементов языка в в тех или других условиях процесса общения. Что такое речь? Речь означает акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения своих мыслей, это использование языка в целях общения. Она состоит из индивидуальных актов говорения и слушания, осуществляемых в круговороте общения. Основные единицы речи:слогсловоречевое высказывание Роль речи в развитии высших психических функций Речь бывает устная, письменная, мысленная. Устная речь обеспечивает непосредственно общение людей. Письменная речь дала возможность накапливать знания. Мысленная речь позволяет думать и творить. Психолингвистическая точка зрения речевого развития С точки зрения психолингвистической позиции, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой. Что значит мышление? Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Основные единицы мышления:МысльПониманиеСуждениеПонятиеумозаключение Теория Выготского Л.С. Согласно теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский Л.С. считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление. Из всего представленного здесь, делаем вывод:язык служит средством сознания,способствует деятельности сознания и отражает её результат.Развитие мышления способствуют обогащению языка. Сущность языка,его роль в развитии речи и мышления.