Презентация разработки раздела программы по биологии для 9 класса Эволюция жизни на Земле


работу выполнила учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 11 Приокского района МУХИНА Л.П. Пояснительная запискаОбщий учебно-тематический план разделаУчебно-тематический комплексЦель и задачи разделаПринцип отбора содержания Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностямиТехнологии организации деятельностиФормы организации деятельности учащихся на урокеОжидаемые освоения раздела «Эволюция живого мира на Земле»Система знаний и система деятельностиКонтроль знанийРезультаты апробацииДополнительная литератураИнформационные ресурсы Предлагаемая методическая разработка раздела программы ориентирована на учебник Мамонтова С.Г, Захарова В.Б.,Сонина Н.И «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Материал раздела продолжает на более высоком уровне изучать начатые рассматриваться в 5, 7, 8 классах представления об эволюции органического мираДанная тема является значимой для изучения курса общей биологии. Именно она создает базу для понимания развития жизни на Земле и направлена на формирование естественнонаучного мировоззренияДанная тема также является одной из значимых при подготовке к ЕГЭ. Эволюция живого мира на Земле - 18 часов:Основные свойства живых организмов - 1 час;Развитие биологии в додарвиновский период - 1 час;Теория Ч.Дарвина о происхождении видов - 3 часа;Приспособленность организмов - 2 часа;Микроэволюция - 2 часа;Биологические последствия адаптаций;Макроэволюция. Контрольная работа - 3 часа;Возникновение жизни на Земле - 1 час;Развитие жизни на Земле - 5 часов. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс.Биология 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности.9 класс. М.: Дрофа, 2007 М.М.Гуменюк «Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина», Волгоград, 2008Т.А Козлова. Дидактические карточки-задания к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности.9 класс. М.: Дрофа, 2005А.Ю.Цибулевский ,В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа,2011 ЦЕЛЬ: дать представление школьникам об эволюционном учении Образовательные задачи:Обеспечить усвоение основных понятий, фактов, процессов, закономерностейОбеспечить появление умения применения знаний на практике Развивающие Обеспечить развитие познавательного интереса и биологического мышленияФормировать умение выявлять причинно-следственные связи, умение объяснять, сравнивать, анализировать, делать выводыРазвивать умение самостоятельно работать с учебной и учебно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли Воспитательные задачи: Воспитание интереса к живой природе, чувства ответственности Воспитание умения отстаивать свою точку зренияВоспитание чувства коллективизмаВоспитание уверенности в своих творческих способностях При отборе содержания образования по данному разделу учитывались принципы:Природосообразности - приведение деятельности учащихся в соответствие с природой человека;Индивидуализации - учет индивидуальных особенностей учащихся;Личностной ориентированности - содействие становлению индивидуальности и творческого начала учащегося;Самодеятельности - развитие творческой активности учащегося;Наглядности и занимательности Основные особенности данного периода (возраст: 14-15 лет): резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития (стремление к новизне, развитие рефлексии, изменение содержания самооценки, потребность в активной творческой деятельности, формирование чувства взрослости); становление нового уровня самосознания, выражающееся в стремлении познать себя, свои возможности и особенности; приобретение способности к рассуждениям, способности к самосовершенствованию, к социальной справедливости; период активного формирования мировоззрения; потребность быть взрослыми; проявление импульсивности, эмоциональной неустойчивости, колебания настроения; большое значение для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержка уверенности в результативности своей деятельности, формирование адекватной самооценки. Информационно-коммуникативные технологии:Проектная деятельность;Проблемное обучение;Технологии развивающего обучения;Личностно ориентированное обучение (Якиманская И.С)для развития творческихспособностей используются не отдельно взятые технологии, а совокупность нескольких методов и приемов, что позволяет выстроитьучебную деятельность, исходя из потребностей учащегося Устная работа (индивидуальная, групповая, фронтальная) работа с текстом учебника;развернутый ответ на вопрос ( у доски);краткий ответ на вопрос (с места);фронтальная беседа;взаимный опрос (работа с понятийным аппаратом) ;рецензирование ответа одноклассникаПисьменная работа (индивидуальная, групповая)работа с текстом учебника и дополнительной информацией;тестирование, биологический диктант, графический диктант, биологические задач;письменный ответ на вопрос;заполнение таблиц ;взаимная проверка тестов по образцу Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;Основные положения учения о путях и направлениях эволюции;Сущность гипотез происхождения жизни, происхождения человека;Сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленностей к среде обитания, образование видов;Строение и признаки биологических объектов: вида, популяции;Вклад выдающихся ученых в развитие эволюционного учения, развития представлений о возникновении жизни;Основные биологические понятия раздела. Объяснять причины эволюции, механизм возникновения приспособлений;Описывать особей вида по морфологическому критерию;Характеризовать критерии вида, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции, формы естественного отбора, виды адаптаций;Сравнивать искусственный и естественный отбор, микро- и макроэволюцию и делать выводы;Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни;Находить информацию в различных источниках;Спорить и отстаивать свою точку зрения;Оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе. Система знаний включает: Знания основных положенийбиологических теорий, гипотез; Знания строения и признаков биологических объектов; Знания сущности биологических процессов и явлений; Знания биологической терминологии. Система деятельности включает: Познавательную деятельность; Преобразующую деятельность; Общеучебную деятельность; Саморегулирующую деятельность. Контроль знаний включает: дидактические карточки; тесты; биологические задачи; лабораторные работы; контрольные работы. повышение интереса к биологии;положительная динамика общей успеваемости и качества знаний;развитие исследовательских умений, умения отстаивать свою точку зрения