Открытый урок на тему Расчет уровня инфляции и безработицы


Қазтұтынуодағы Қостанай экономика колледжі
Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка урока
Тақырып:
Тема : Расчет уровня инфляции и безработицы
Пәні бойынша:
По дисциплине Основы экономической теории
Мамандығы бойынша :
Поспециальности: 0517000 «Статистика»
Құрастырған оқытушы:
Составил преподаватель: Увалеева Д.Т
Есеп-қаржы және экономикалық пәндердің
пәндік циклдық комиссиясының
отырысында қаралды
Рассмотрены на заседании предметной цикловой комиссии учетно-финансовых и экономических дисциплинХаттама № _______________________
Протокол № _______________________
от «______»_________________ 20 __ ж / г
Пәндік циклдық комиссияның төрағасы:
Председатель предметной цикловой комиссии:____________________А.С.Бекетова
Қостанай қ.
Содержание
1 Введение ………………………………………………………………3
2 План занятия …………………………………………………………..4
3 Содержание урока……………………………………………………..5
4 Ход урока…………………………………………………………..6-10
5 Заключение………………………………………………………….11
6Список литературы ……………………………………………………12
Введение
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов, ростом безработицы. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной роста инфляции и безработицы или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции и безработицы резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляются имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы (опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков)..
Для исследования взаимосвязи инфляционных процессов с ростом количества безработных в Казахстане необходимо:
1. Провести анализ экономики Казахстана и статей из периодических изданий, в которых отражена казахстанская специфика инфляции и безработицы в условиях современной экономики;
2. Изучить конкретные статистические данные по вопросам инфляции безработицы.
3. Исследовать специфику форм, видов, сущности, причин возникновения, существования и изменения инфляции и безработицы.
Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике.
Қазтұтынуодағы Қостанай экономикалық колледжі
Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
САБАҚ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (УРОКА) №
Пән
Дисциплина ___ Основы экономической теории
Күні
Дата ______20.11.2015_________________
Мамандық
Специальность «Статистика»
Топ
Группа ________СТ-3_________________
Тақырыбы
Тема Расчет показателей уровня инфляции и безработицы
Сабақтың түрі
Тип урока __ практическое занятие
Сабақтың мақсаттары
Цели урока:
Білімділік /образовательные: __Систематизировать и закрепить знания по теме «Инфляция и безработица». Научиться рассчитывать уровень инфляции и безработицы.
Дамытушылық /развивающие: _ развивать умение анализировать, обобщать, работать со статистическими данными
Тәрбиелік /воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к профессии ,добросовестное отношение к труду , внимательность , аккуратность и дисциплинированность, воспитать чувство патриотизма
Біліктілік талаптары /Квалификационные требования
оқушылар білуі тиіс/обучающиеся должны знать: Понятие инфляции и ее виды. Понятие безработицы, виды безработицы. Экономическое активное население, занятые и безработные. Причины возникновения инфляции и безработицы.
оқушылар үйренуі тиіс / обучающиеся должны уметь:расситывать уровень инфляции и безработицы
Оборудование урока
жұмыс орны /рабочие места: _аудитория № 111
көрнекілік кұралдар /наглядные пособия:проектор,калькуляторы,презентации
үлестірімді құралдар
раздаточный материал: карточки, задачи (Приложение № 1-3)
Әдебиет
Литература_ Шеденов У К «Общая экономичесая теория « Актобе 2010 год, стр 123-130 , План нации «100 конкретных шагов по реализациипяти институциональных реформ. Послание Н А Назарбаева ( шаг 84)
Пәнаралық байланыстар
Межпредметные связи_статистика , финансы, макроэкономика
Сабақтың мазмұны
Содержание занятия
Уақыт
Время
Оқутышының іс-әрекеті
Деятельность преподавателя Оқушының іс-әрекеті
Деятельность учащихся
1-2 мин
2-5 мин мин
12-15 мин
5-6 мин
35-40 мин
8-10 мин
2-3 -мин
2 мин
Организационный момент.
-привествие обучающихся;
-проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест.
3 Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Пояснение цели и темы урока:

2Активация учебной деятельностиобучающихся
Сообщение темы урока :«Рассчет уровня инфляции и безработицы»
4Инструктаж по выполнению практической работы .
5 Выполнение заданий практичекой работы
6 Домашнее задание
7 Результативнсть урока, комментарии
8 Рефлексия, оценка реализации урока
Подготовка к уроку,староста подает рапортичку, настраиваются на учебный процесс.
Слушают, записывают
Слушают настраиваються на урок
Слушают знакомятся с заданием практической работы
Самостоятельное выполнение заданий практической работы
записывают
выставление оценок по итогам проверкизаданий практической работы
отвечают
Оқытушы
Преподаватель: Увалеева Д.Т____________________________
Ход урока
1 Оргмомент2 Мотивация учебной деятельности обучающихся3Активация учебной деятельностиобучающихся Сообщение темы урока :«Рассчет уровня инфляции и безработицы»
Группа обучающихся поделена на две команды.
1 Этап: Фронтальный опрос по прошлой теме «Инфляция и безработица»
Мини – викторина. 1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. (Приложение № 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Команда № 1
Фронтальный опрос по теме «Инфляция и безработица»
Мини – викторина. 1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников
1 Понятие безработица 2.Виды инфляции 3 Понятие экономическое неактивное население 4.Характерстика гиперинфляции 5.Характеристика структурной безработицы. 6 Назовите последствия инфляции 7.Как рассчитывается уровень безработицы 8 Характеристика умеренной инфляции 9 Причины безработицы 10. Назовите причины инфляции 11 Какая часть население составляет экономическое неактивное население 12.Понятие антиинфляционной политики ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Команда № 2
Фронтальный опрос по теме «Инфляция и безработица»
Мини – викторина. 1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников
1 Понятие инфляции. 2. Назовите виды безработицы 3. Характеристика ползучей инфляции. 4. Какая часть населения составляет экономическое активное население? 5.Характеристика галопирурующей инфляции. 6.Какие меры предпринимаюся для того чтобы устранить безработицу 7 Характеристика сезонной безработицы 8. Как рассчитать уровень инфляции 9 Последсвия безработицы 10 Основные методы антиинфляционной политики 11.Понятие -экономическое активное население 12 Характеристика циклической безработицы 4Инструктаж по выполнению практической работы .
5 Выполнение заданий практичекой работы
2 Этап: Решение задач . Каждая команда решает задачу по теме «Безработица и инфляция». Расчет общей численности безработных, численность занятых, уровень безработицы и инфляции. За каждую правильную решенную задачу № 1 – 5 баллов,задачу № 2- 10 баллов, задачу № 3- 15 баллов, задачу № 4 -20 баллов.
(Приложение № 2)
Приложение № 2
Команда № 1
Задача № 1. ( за правильное решение команде добавляется 5 баллов , если задача решена не правильно вычитается 5 баллов)
Каким должен быть уровень инфляции для текущего года если ожидаемый индекс цен равен 117,5, а в предыдущем году он был 112,04
Задача № 2( за правильное решение команде добавляется 10 баллов , если задача решена не правильно вычитается 10 баллов)
Виды товаров 2010 год,
Q – кол-во 2010год , Р- цена товара 2011 год,
Q – кол-во 2011год , Р- цена товара
Товар А1235 455 999 467
Товар В248 9856 350 9550
Товар С123 564 140 570
Товар Д478 200 350 220
Товар Е455 333 400 250
Определить уровень инфляции за 2011 год
Задача № 3( за правильное решение команде добавляется 15 баллов , если задача решена не правильно вычитается 15баллов)
Численность трудоспособного населения составляет 65млн человек, из них:
-студенты дневного отделения – 3,5 млн человек;
-пенсионеры – 5,6 млн человек;
-домохозяйки – 2,1 млн человек;
-бродяги – 0,4 млн человек;
-заключенные – 0,6 млн человек;
-заняты неполный рабочий день и ищут работу – 0,8 млн человек.
Общая численность уволенных и уволившихся 8 млн человек, из них:
-4% отчаялись и прекратили поиск работы;
-0,2 млн человек уже нашли работу, но еще не приступили к ней;
-0,1 млн человек ждут восстановления на работе.
Кроме того, 2 млн человек впервые появились на рынке труда.
Определите:
а) общую численность безработных;
б) численность не включаемых в рабочую силу;
в) численность занятых.
Задача № 4( за правильное решение команде добавляется 20 баллов , если задача решена не правильно вычитается 20 баллов)
Расчёт показателей безработицы
В таблице приведена информация:
Численность, млн человек 2013 г. 2014 г.
Численность населения 15,6 17,9
Численность взрослого населения 12,9, 14,1
Численность безработных 1,4 2,1
Численность занятых9,2 10,5
Определите:
а) численность рабочей силы в 2013 г. и 2014 г.;
б) уровень участия в рабочей силе в 2013 г. и 2014 г.;
в) уровень безработицы в 2013 г. и 2014г.;
г) если естественный уровень безработицы в стране равен 8,6%, то каков уровень циклической безработицы в 2013 г. и 2014 г.;.Приложение № 2
Команда № 2
Задача № 1. (за правильное решение команде добавляется 5 баллов , если задача решена не правильно вычитается 5 баллов)
Каким должен быть уровень инфляции для текущего года если ожидаемый индекс цен равен 213,9 а в предыдущем году он был 199,4
Задача № 2( за правильное решение команде добавляется 10 баллов , если задача решена не правильно вычитается 10 баллов)
Виды товаров 2012 год,
Q – кол-во 2012год , Р- цена товара 2013 год,
Q – кол-во 2013год , Р- цена товара
Товар А450 560 560 650
Товар В653 7800 700 8000
Товар С150 550 140 560
Товар Д782 345 800 450
Товар Е430 460 465 525
Определить уровень инфляции за 2013 год
Задача № 3 ( за правильное решение команде добавляется 15 баллов , если задача решена не правильно вычитается 15 баллов)
Численность трудоспособного населения составляет 14 млн человек, из них:
-студенты дневного отделения – 1 млн человек;
-пенсионеры – 2 млн человек;
-домохозяйки – 1,5 млн человек;
-бродяги – 0,2 млн человек;
-заключенные – 0,3 млн человек;
-заняты неполный рабочий день и ищут работу – 0,1 млн человек.
Общая численность уволенных и уволившихся 0,95 млн человек, из них:
-3% отчаялись и прекратили поиск работы;
-0,1 млн человек уже нашли работу, но еще не приступили к ней;
-0,09 млн человек ждут восстановления на работе.
Кроме того, 2 млн человек впервые появились на рынке труда.
Определите:
а) общую численность безработных;
б) численность не включаемых в рабочую силу;
в) численность занятых.

Задача № 4( за правильное решение команде добавляется 20 баллов , если задача решена не правильно вычитается 20 баллов)
Расчёт показателей безработицы
В таблице приведена информация:
Численность, млн человек 2013 г. 2014 г.
Численность населения 18,9 19,5
Численность взрослого населения 14,9, 17,5
Численность безработных 3,4 4,6
Численность занятых11,2 12,5
Определите:
а) численность рабочей силы в 2013 г. и 2014 г.;
б) уровень участия в рабочей силе в 2013 г. и 2014 г.;
в) уровень безработицы в 2013 г. и 2014г.;
г) если естественный уровень безработицы в стране равен 9,6%, то каков уровень циклической безработицы в 2013 г. и 2014 г.;.3Этап: Игра “Слова”.
Цель: проверка знаний по терминологии по теме «Инфляция и безработица» . Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по данной теме . За каждый термин 1 балл, если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников
Команде № 1 – по теме «Инфляция»
Команде № 2 – по теме «Безработица»
После того когда все члены каждой команды справятся с выполнением практической работы , преподаватель и обучающиеся проверяют решение задач. Происходит подсчет суммы баллов каждой команды.
7 Домашнее задание
1.Шеденов У К «Общая экономичесая теория « Актобе 2010 год, стр 123-130
2 План нации «100 конкретных шагов по реализациипяти институциональных реформ». Послание Н А Назарбаева ( шаг 84)
3 Приготовить статистические данные запоследние три года по уровню инфляции и безработицы в РК.(Презентации)
8Рефлексия, оценка реализации урока
Что вам понравилось на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Заключение
В данной разработке урока выявляется связь уровня безработицы с инфляционными процессами происходящими в Казахстане в условиях долгосрочного рыночного равновесия, то есть уровня, скорректированного на краткосрочные последствия экономического спада, а также на эффект преодоления « наследия плановой экономики», изучается зависимость естественного уровня безработицы от воздействия краткосрочных эффектов от непредвиденного изменения инфляции или производительности, производится оценка общей структуры существующей безработицы. В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляционные процессы могут быть весьма различными, и не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии. Так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д.Список литературы
1.Шеденов У К «Общая экономичесая теория « Актобе 2010 год, стр 123-130
2 План нации «100 конкретных шагов по реализациипяти институциональных реформ». Послание Н А Назарбаева ( шаг 84)
3 Экономическая теория. Экспресс-курс:учебное пособие/ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. - М.:КНОРУС, 2005. - 305 - 341 с.