Урок по биологии на тему Основы эволюционного учения (11 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Капсальская средняя общеобразовательная школа им. Д.А.Ходуева
Урок биологии в 11 классе по теме:
«Основы эволюционного учения ».
 

Разработала: Урбаева Анна Ильинична,
учитель биологии.

Капсал
2015-2016 учебный год
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний. Вид урока: Урок-путешествие Цели и задачи: 1. Образовательные: Обобщить и закрепить знания, о теории эволюции, полученных на прошлых уроках. Сформировать базовые и ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, социокультурные, природоведческие и здоровьесберегающие, поликультурные. 2.Развивающие: Развивать умения составлять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать. Развивать умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления. 3.Воспитательные: Воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение. Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности; Методы работы: Словесный, частично-поисковый, стимулирования и мотивации. Оборудование: Интерактивная доска, компьютерная презентация, инструктивные карточки. Структура урока 1. Организационный этап. 2. Активизация базовых знаний. Эпиграф До теперешней нашей Земли, Он – в раздумье. Он хмурит лоб. До ее дождей и метелей Человека идея гложет: Бронтозавры не доползли, Хочет что-то придумать, чтоб Птеродактили не долетели. Самого себя уничтожить. Это – личная их беда, Он подпер подбородок рукой – За нее никто не в ответе. Вождь прогресса, краса и гордость... Заблудились. Пошли не туда. Он – придумает! Он – такой! Смерть нашли в тупиковой ветви... Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!.. Древо жизни листвой шелестит, А над ним проносится век. Ветвь направо и ветвь налево. Повороты. Круговороты. “Человек разумный” сидит Да неужто и человек – На вершине этого древа. Тупиковая ветвь природы!! Учитель: Ребята я хочу, чтобы вы прокомментировали это стихотворение. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о теории эволюции в игровой форме, путешествие по станциям. Класс разделен на 2 команды: «Эволюция» и «Филогенез». За каждый правильный ответ – 1 балл. Нас ждут на 5 станциях: «Биологическая разминка», «Развитие эволюционных идей», «Закончите определение», «Сравнить труды ученых», «Горячий стул». 3. Всесторонняя проверка знаний. 1-е задание: Игра “Биологическая разминка” Участники по очереди задают друг другу вопросы (инструктивные карточки). Помощник фиксирует результаты.
Вопросы 1 команды Вопросы 2 команды:
А. Что такое эволюция? (определение) А. Что такое жизнь? (определение Ф. Энгельса)
Б. Ученый, написавший научный труд «История животных» (Аристотель) Ученый – основатель эволюционного
учения. (Ч. Дарвин)
В. Шведский ученый, предложивший систематику органического мира? (К.Линней) В. Название корабля, на котором Дарвин совершил кругосветное путешествие? (Бигль)
Г. Ученик Аристотеля, изучавший биологию растений и животных? (Теофраст) Г. Самая крупная систематическая группа в системе К. Линнея? (Класс)
Д. На сколько отрядов классифицировал К.Линней млекопитающих? (17 отрядов) Д. На сколько классов разделил Ж.Б. Ламарк беспозвоночных? (10 классов)
2-е задание: «История Эволюции» (сообщения учащихся – 5 мин.) 1 команда: Аристотель, Ламарк 2 команда: Линней, Дарвин 3-е задание. Закончите определение, заполните пробелы Вопросы 1 команды: Вопросы 2 команды:
Вопросы 1 команды: Вопросы 2 команды:
А. Индивидуальное развитие отдельных особей-онтогенез А. Историческое развитие организмов - филогенез
Б. Взгляд о занесении жизни с других планет- Теория панспермии . Теория, связывающая возникновение жизни с действием «жизненных сил» - «Витализм»
В. Элементарной единицей эволюции является популяция В. Свойство организмов приобретать новые признаки – это изменчивость. Она может быть наследственной и ненаследственной.
Г. Газ, необходимый для жизни, отсутств в составе первичной атмосферы – кислород Г. Высокомолекулярные комплексы, окруженные тонкой водной оболочкой - коацерваты
4-е задание. Сравнить взгляды Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. А) Существующие организмы возникли естественным путём
Б) Жизнь создана богом
В) Организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды под действием естественного отбора
Г) Для живых существ свойственно стремление к самосовершенствованию
Д) Изменения у организмов возникают только под влиянием окружающей среды Е) Движущие силы эволюции- это естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость. Ламарк - (б, г, д) Дарвин - (а, в, е) 5-е задание. Игра “Угадайка” Капитаны команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске пишутся понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Капитан команды угадывает, о каком понятии идёт речь. Получает за это баллы.
Понятия 1 команды: Понятия 2 команды:
Изменчивость Популяция
Борьба за существование Искусственный отбор
Креационизм Теория самозарождения
Эволюция Вид
4. Рефлексия урока – Что нового узнал на уроке? – Где испытывал трудности? – Что понравилось на уроке? – Что не понравилось на уроке? – Где пригодятся эти знания? 5. Домашнее задание. Творческая работа составить кроссворд по теме “Эволюционная теория” 6. Итог урока