Интегрированный Урок Доброе электричество


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вознесеновская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Интегрированный урок электробезопасности«Доброе электричество»
для обучающихся 5-7 классов
Подготовили:
Савельева Татьяна Алексеевна,
учитель физики,
Козлов Алексей Егорович,
преподаватель - организатор ОБЖ
Вознесеновка 2015
Тема урока: Правила электробезопасности для детей: «Доброе электричество»
Цель урока: Изучение правил электробезопасности.
Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с правилами электробезопасности. Дать представление об опасности электрического тока.
Определить факторы действия электрического тока на организм человека. Изучить способы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
2.   Развивающие:
1)    Развитие речи при подготовке выступления.
2)    Развитие умения выделять проблему и предлагать пути ее решения.
3. Воспитательные: Формирование чувства ответственности за свою жизнь и безопасность окружающих.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, плакаты, презентация «Доброе электричество», рисунки детей «Электричество на пользу!».
Ход урока.
Ученик: На минутку задумайтесь, дети,
Что была бы за жизнь на планете,
Если б... РАЗ... и не стало вдруг света!
Даже страшно подумать об этом!
Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал,
Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал,
Тьма покрыла бы всё на планете,
Даже звезды с луною не светят.
И без них день бы в ночь превратился навек,
Разве сможет без света прожить человек?!
А животные, птицы, растенья, цветы?...Потускнеет весь мир без такой красоты!
Но ведь солнце свой свет только днем дарит нам,
Ну а как же нам быть по ночам, вечерам?
Ученица: Над вопросом:  «Как можно продлить свету век?»  -
Размышлял долго, думал, мудрил человек.
После долгих стараний величественно
Человек вводит в жизнь ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
И шагает прогресс до сих пор по планете,
В окнах тысячи маленьких лампочек светят.
Даже ночи мы в дни превращаем опять, 
Если светом искусственным их освещать
Но, чтоб множить энергоресурсов количество,
Экономьте, друзья, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!
Ученик: Постой-постой! То, что нужно экономить электричество, я уже хорошо знаю. А вот как правильно, безопасно его использовать в быту, хотелось бы узнать получше. А еще я хотел бы узнать, что такое электричество?
Учитель физики: Ребята, действительно, что же такое электричество? Как человек научился использовать электрическую энергию? Об этом мы сейчас вам расскажем вместе с учащимися 11 класса.
Ученик 11 класса: Начнем наш рассказ словами Николо Теслы, написавшего незадолго до смерти замечательный очерк истории электротехники "Сказку об электричестве": "Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве. И тогда он узнает сказку, какой нет и среди сказок "Тысячи и одной ночи".
Впервые явления, ныне называемые электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции. Сохранившиеся предания гласят, что древнегреческому философу Фалесу Милетскому (640-550 гг. до н. э.) было уже известно свойство янтаря, натертого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие легкие тела. От греческого названия янтаря - "электрон" - явление это позднее получило наименование электризации.
Об янтаре в "Сказке" Теслы мы находим следующие поэтические строки: "Рассказ начинается задолго до начала нашей эры, в те времена, когда Фалес, Теофраст и Плиний говорили о чудесных свойствах "электрона" (янтаря), этого удивительного вещества, возникшего из слез Гелиад, сестер несчастного юноши Фаэтона, который пытался овладеть колесницей Феба и едва не сжег всю землю" Однако, создав поэтические легенды о янтаре, греки не продолжали изучения его свойств. Римляне ничего не прибавили к знаниям древних греков, а в средние века было забыто и то, что знали о янтаре в древнем мире. Только в конце XVI века придворный врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт изучил все, что было известно о свойствах янтаря древним народам, и сам провел немало опытов с янтарем и магнитами. В 1600 году он издал большой труд "О магните, магнитных телах и о самом большое магните - Земле" - настоящий свод знаний того времени об электричестве и магнетизме.
Ученик 11 класса 2: Гильберт впервые обнаружил, что свойства электризации присущи не только янтарю, но и алмазу, сере, смоле. Он заметил также, что некоторые тела, например металлы, камни, кость, не электризуются, и разделил все тела, встречающиеся в природе, на электризуемые и неэлектризуемые.
. В середине XVII века известный немецкий ученый, бургомистр города Магдебурга, изобретатель воздушного насоса Отто фон Г ерике построил специальную "электрическую машину", представлявшую шар из серы величиной с детскую голову, насаженный на ось
В 1729 гаду англичане Грей и Уилер обнаружили способность некоторых тел проводить электричество и впервые указали на то, что все тела можно разделить на проводники и непроводники электричества.
Но значительно более важное открытие было описано в 1729 году Мушенбреком - профессором математики и философии в городе Лейдене. Он обнаружил, что стеклянная банка, оклеенная с обеих сторон оловянной фольгой (листочками станиоля), способна накапливать электричество.
Ученик 11 класса 3: Одна из теорий этого явления была дана, выдающимся американским ученым и общественным деятелем Вениамином Франклином, который указал на существование положительного и отрицательного электричества. С точки зрения этой теории Франклин объяснил процесс заряда и разряда лейденской банки и доказал, что ее обкладки можно произвольно электризовать разными по знаку электрическими зарядами.
Франклин, как и русские ученые М. В. Ломоносов и Г. Рихман, уделил немало внимания изучению атмосферного электричества, грозового разряда (молнии). Как известно, Рихман погиб, производя опыт по изучению молнии.
Практическое значение накопленных за два столетия знаний об электричестве было сравнительно невелико. Это объясняется тем, что потребности практики, промышленности не выдвигали перед наукой требований познания электричества и изучения возможности его использования. "Об электричестве мы узнали кое-что разумное только с тех пор, как была открыта его техническая применимость", - писал Фридрих Энгельс 25 января 1894 года.
Ученик 11 класса 4: Современная жизнь немыслима без радио и телевидения, телефонов и телеграфа, всевозможных осветительных и нагревательных приборов, машин и устройств, в основе которых лежит возможность использования электрического тока.
Открытие электрического тока и всех последующих открытий, связанных с ним, можно отнести к концу XIX- началу XX веков. В это время по всей Европе и в том числе России прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Пошла цепная реакция, когда одно открытие открывало дорогу для последующих открытий на многие десятилетия вперёд.
Начинается внедрение электричества во все отрасли производства, появляются электрические двигатели, телефон, телеграф, радио, электронагревательные приборы, начинается изучение электромагнитных волн и влияние их на различные материалы, внедрение электричества в медицину.
Ученик 11 класса 5: Удивительный XIX век, заложивший основы научно-технической революции, так изменившей мир, начался с гальванического элемента - первой батарейки, химического источника тока (вольтова столба). Этим чрезвычайно важным изобретением итальянский учёный А. Вольта встретил новый 1800 год. Вольтов столб позволил вести систематическое изучение электрических токов и находить им практическое применение.
В XIX веке электротехника выделилась из физики в самостоятельную науку. Над закладкой её фундамента трудилась целая плеяда ученых и изобретателей. Датчанин Х. Эрстед, француз А. Ампер, немцы Г. Ом и Г. Герц, англичане М. Фарадей и Д. Максвел, американцы Д. Генри и Т. Эдисон - эти имена мы встречаем в учебниках физики (в честь некоторых из них названы единицы электрических величин) .
Ученик 11 класса 6: XIX век щедро одарил человечество изобретениями и открытиями в области технических средств коммуникации. В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук Павел Львович Шиллинг в присутствии императора продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа, чем положил начало проводной связи. В 1876 году Александр Белл изобрёл телефон. В 1859 году братья Луи и Огюст Люмьеры дали первый киносеанс в Париже, а Александр Степанович Попов в Петербурге публично демонстрировал передачу и приём электрических сигналов по радио.
Не зря XIX век назвали веком электричества. В 1867 году Зеноб Грамм (Бельгия) построил надёжный и удобный в эксплуатации электромашинный генератор, позволяющий получать дешевую электроэнергию, и химические источники отошли на второй план. А в 1878 году на улицах Парижа вспыхнул ослепительный "русский свет" - дуговые лампы конструкции Павла Николаевича Яблочкова. Закачались стрелки на приборах первых электростанций.
Возможности электричества поражали: передача энергии и разнообразных электрических сигналов на большие расстояния, превращение электрической энергии в механическую, тепловую, световую…
Учитель физики: Ребята, электричество, действительно, проникло во все сферы жизнедеятельности человека. На сегодняшнем уроке речь пойдет о том, как сделать, чтобы электричество стало для нас настоящим другом. Какие правила безопасного обращения с ним необходимо выполнять?
Электрическая энергия самая универсальная и удобная для использования форма энергии, - верный помощник на производстве и в быту. Но она может принести и непоправимый вред здоровью, если при пользовании ею не соблюдать строго меры предосторожности, не выполнять элементарных правил безопасности.
Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения.
Электроустановки – это то оборудование, которое используется энергетиками, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.
Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма.
Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее! 
Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 - 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей). Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.
Наибольшее количество смертельных несчастных случаев происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 - 380 вольт.
Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и электромонтажники позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.
Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.
Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и электропроводками, во время предупредить товарища от опасной шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения сети.
Выступление эксперта – старшеклассника. Изучая различную литературу, я узнал, что при поражении электрическим током травмы могут быть различными, вплоть до смертельного исхода. Смертельный исход при поражении электрическим током во многом зависит от стечения обстоятельств. При изучении электрического тока на уроках физики мы узнали, что безопасным является напряжение в сухом помещении до 36 вольт, а в сыром - 12 вольт. Видим, что при поражении электрическим током, имеют значение не только его сила, напряжение и частота, но и влажность кожных покровов, одежды, воздуха, а также продолжительность контакта.
Учитель ОБЖ: Ребята, сейчас я вам расскажу, как правильно обращаться с бытовыми электроприборами. (Показ, как правильно брать вилку, как включать электроприборы)
Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:
1) Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают старшие или специалист-электрик!
2) Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!
Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!
Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.
3) Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, кирпичными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампы напряжением 12 вольт, включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.
Учитель физики: Ваши родители, да и некоторые из вас, пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях.
Подобные нарушения приводят к печальным последствиям.
4) Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!
В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.
Что необходимо сделать в этих случаях:
- немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;
- если появилось напряжение на трубах, ванне и т. д., немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей у электросчетчика, выкручивания предохранителей у электросчетчика;
- предупредить окружающих об опасности.
Учитель: А сейчас давайте повторим, что из сказанного вы запомнили.
Что такое бытовые электроустановки?
Под каким напряжением работают электроприборы в нашем доме?
Чем опасно такое напряжение?
Какие факторы еще влияют при пользовании электрическим током?
Учитель ОБЖ: Я хочу рассказать, как оказать первую помощь человеку, пораженному электрическим током. Если вдруг с вашим товарищем случится такая беда, следует знать несколько правил.
Необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока.
При внезапной остановке сердца нанести прекардиальный удар по грудине.
В состоянии комы – повернуть на живот.
Искусственная вентиляция легких.
Непрямой массаж сердца.
При кровотечении – наложить стерильные повязки; при переломах костей конечностей – табельные импровизированные шины.
Учитель физики: Хочу предупредить: крайне опасно касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Электротравму можно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения.
Нельзя!
Вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая проводка.
Сверлить стены в местах электропроводки, не зная монтажной схемы.
Красить, белить, мыть стены с наружной или скрытой проводкой, находящейся под напряжением.
Работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванной.
Работать с неисправными электроприборами.
Ремонтировать необесточенные электроприборы.
Выступление ученика (одет в форму работника РЭС)
Вас познакомили, как безопасно использовать электроприборы в быту. А я хочу рассказать, как вести себя вблизи подстанций и линий электропередач.
Мы, энергетики, делаем все, чтобы наши объекты были соответствующим образом защищены от проникновения посторонних. Все наши объекты снабжены предупреждающими знаками. Вы, дорогие ребята, должны всегда помнить, что электросетевое оборудование опасно для жизни и здоровья. Чтобы не подвергать себя риску, запомните простые правила: 
Никогда не заходите на территорию и в помещения электросетевых сооружений. Не открывайте двери ограждения электроустановок и не проникайте за ограждения и барьеры. Это может привести к печальным последствиям.
Опасно для жизни влезать на опоры линий электропередачи, проникать в трансформаторные подстанции или подвалы, где находятся электрические провода.
Не играйте рядом с линиями электропередачи, не разжигайте под ними костры, не складывайте рядом дрова, солому и другие легковоспламеняющиеся предметы.
При обнаружении провисшего, а также оборванного провода, упавшего на землю, открытых дверей и люков электроустановок, а также поврежденной опоры необходимо немедленно сообщить об этом в местное отделение электросетей. Приближение к оборванному проводу ближе чем на 10 метров, а тем более прикосновение к нему опасно для жизни.
Нельзя набрасывать на провода проволоку и другие предметы, разбивать изоляторы, открывать лестничные электрощиты и вводные щиты, находящиеся в подъездах домов.
На наших энергообъектах имеются предупредительные знаки и плакаты. Бывают случаи, что их снимают из озорства. Не делайте этого – не подвергайте опасности жизнь других людей.
Учитель физики: А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили материал. Перед вами тестовое задание. Вы должны ответить на поставленные вопросы.
(Включаем электронный тест)
Учитель: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Так будьте живы и здоровы!