Открытый урок окружающий мир Откуда в наш дом приходит электричество

Окружающий мир, 1 класс.
Учитель: Каднай В.В.

Тема: Откуда в наш дом приходит
электричество?

Цель: знакомство с разнообразием бытовых электроприборов их ролью в быту; проследить пути прихода электричества в наш дом; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами, развивать связную речь, мышление, память.

УУД: Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание, о значении электроприборов в жизни человека.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать учителя, другого ученика.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вот звенит для вас звонок
Начинается урок!
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись! (посадила за парты)
Начинаем урок «Окружающий мир».
-Вместе проговариваем:
Время года: осень
Месяц: ноябрь
День недели: вторник
Число: 22
Беседа по вопросам: - Какая сегодня погода? Теплее или холоднее, чем вчера? Осадки есть? В виде чего выпадают осадки? Из чего состоит дождь? Что значит вода для всего живого?
- Без воды не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. По морям и океанам днём и ночью плывут корабли, перевозят грузы. У воды есть ещё одна способность. Какая? Сегодня узнаете.
II.Сообщение темы урока. Отгадайте загадку: К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество,
Это(электричество).
- Ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (откуда в наш дом приходит электричество)
- Совершенно верно. Сегодня мы выясним: откуда в наш дом приходит электричество. [ Слайд 1]
III.Объяснение нового материала.

1.. История появления электрической лампы.

- Что вы делаете, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда.

- В далёкие-далёкие времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА. [Слайд 2]

- Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. [Слайд 3]

- В домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. При них даже вышивали и пряли. [Слайд 4]

- Света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Это было неудобно!

- Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал огонь. [Слайд 5]
(отключить слайды)
- Масляная лампа удобнее лучины, но все же, и она давала мало света, а масло часто проливалось. А что если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось.
- Как вы думаете, что придумали люди? Ну, конечно же, СВЕЧКУ. (Показ свечи.)

-А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. (Показ керосиновой лампы.)

- Позже, один учёный Джозев Свон изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ.
(Показ лампочки.)

-Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.

-Что же заставляет работать лампочку? (электричество)
Электричество – электрические заряды, очень маленькие частички, которые движутся в одном направлении. Вы их можете наблюдать в природе, когда сверкает молния. (Слайд 6) (закрываю слайды)
3.Физкультминутка «Фиксики»
-Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?

- Вот и Муравьишка пришел за помощью. Он знает, что лампочка может светить, но как её зажечь?
2. Сказка о Муравьишке.
Побежал Муравьишка к проводу, попросил у него света, а провод привёл его к плотине, на которой стояла электростанция. Попросил Муравьишка свет у электростанции, отослала она его к плотине, плотина к воде. «Так вот, кто нам даёт свет» - обрадовался Муравьишка. «Да, это я его даю» - ответила вода. Понял Муравьишка, какая огромная сила работает на электричество. Поток воды приводит в движение механизм плотины (Слайд 7), от которой образуется электроэнергия и по проводам идёт на электростанции (Слайд 8), а оттуда в дом (Слайд 9)
СХЕМА: вода – плотина – электростанция – дом. (Слайд 10) (выключаю слайды)
- И так электричество уже в доме, а дома огромное количество помощников, которым необходимо это электричество. – Какие приборы дома работают от электричества?
3. Работа с учебником. – Давайте прочитаем советы Мудрой Черепахи (с.63)
- Да, ребята, электроприборы облегчают труд человека, они наши друзья.
Электричество – друг
И помощник во всём,
Если только ты вдруг
Не забудешь о том,
Что нельзя с ним шутить
И нельзя с ним играть:
Током может убить
Ток он может кусать.
С электричеством вежливы
Будьте всегда
И тогда не грозит вам
От тока беда.
- Когда электричество может быть опасным? (Если с ним обращаться неосторожно, неправильно) (Слайд 11-12)
ПРАВИЛА: - Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками!
- Не вынимай вилку из розетки, дёргая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
- Не прикасайся к оголённым проводам.
- Нельзя засовывать в розетку посторонние предметы.
- Когда уходишь из дома, из класса, не забывай выключать свет и электроприборы.
4.Физкультминутка.
5. Элементы питания. (включаю фонарик)
-Почему горит фонарик?
- В батарейках вырабатывается электричество. (Демонстрация батареек.)
- Батарейки бывают разные по форме и по размеру.
- Перечислите, что может работать от батареек?
IV. Закрепление. Построение электрической цепи.
-Сейчас мы сами создадим электричество и понаблюдаем, как оно приходит в дом.
1.Практическая работа в группах.
- Работаем в группах. (3группы)
- У меня есть помощники, они будут консультантами в каждой группе: Терешков Саша, Асанов Эмиль, Корнюшенко Артём. ( Консультанты дают группам детали электро-конструктора и показывают как собрать простейшую электро-цепь)
Вместо электростанции возьмём батарейки, соединим проводами. Лампочка загорелась, значит в нашем доме есть электричество.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Откуда в наш дом приходит электричество?
- Вам понравился урок?
- Что больше всего запомнилось?
Тогда игра. - Вышли все ко мне. Встали в круг, взялись за руки. Я буду батарейкой, ваши руки – это провод, по которому идёт энергия. На счёт «3» - улыбнулись друг другу. Вот как ярко загорелись ваши улыбки, и в классе от них стало ещё светлее, как будто 16 ярких лампочек загорелось.
- Спасибо вам за урок!

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15