Презентация к уроку русской словесности Басня как эпический жанр литературы (5 класс)


Басня как эпический жанр литературы

ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Повторение. Найдите соответствия 1 вариант1 Ж2 В3 Д4 Б5 Е6 А7 Г2 вариант1 Ж2 Е3 Д4 В5 Г6 Б7 А Самостоятельная работа с учебникомЧто такое басня? К какому роду относится басня?К каким жанрам фольклора она близка?Назовите обязательный элемент басни. Гесиод (VIII-VII вв.до н.э.) – древнегреческий поэтВ поэме «Труды и дни» широко использовал фольклор: пословицы, притчи, басни. Обращаясь к жестоким и несправедливым властителям, рассказывает басню о соловье и ястребе.
Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны.Вот что однажды сказал соловью пестрогласному ястреб, Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями,Тот же властительно с речью такою к нему обратился:«Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно,И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу.Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких. Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим:Не победит он его — к униженью лишь горе прибавит!»Вот что стремительный ястреб сказал, длиннокрылая птица. Эзоп (VI-V вв. до н.э.)Басня «Волк и Ягненок»У ручейка ягненок с волком встретились,Гонимые жаждой. По теченью выше - волк,Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью,Разбойник ищет повода к столкновению."Зачем, -он говорит, - водою мутноюПитье мне портишь?" Кудрошерстый в трепете:"Могу ли я такую вызвать жалобу?Ведь от тебя ко мне течет вода в реке". Волк говорит, бессильный перед истиной: "Но ты меня ругал, тому шесть месяцев".А тот: "Меня еще и на свете не было".- "Так, значит, это твой отец ругал меня",- И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы. Гораций (65-8 до н.э.)- древнеримский поэт
ФедрГравюра из голландского издания басен Федра, Маастрихт, 1745 г.Федр (I в. н.э.) римский поэт- баснописецЛисица и ВоронКто счастлив лестью, что в обманчивых словах, –Потерпит кару он в раскаянии позднем.Однажды ворон своровал с окошка сырИ съесть сбирался, на высокий севши сук.Лисица видит – и такую речь ведет:"О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,В лице и теле, ворон, сколько красоты.Имел бы голос – лучше птицы б не найти".А глупый ворон, голос высказать спеша,Свой сыр роняет изо рта... Поспешно тутХитрец лисица жадно в губы сыр берет.И стонет глупый, что поддался на обман.
Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский писательВозродил жанр басни в ХVII веке. В основе многих его басен лежит сюжет басен Эзопа. Он не поучает читателя, а скорее сосредоточен на чувствах своих героев.
Лессинг (1729-1781) – немецкий поэтБасни пишет прозой. В предисловии к своим басням писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали».
Ломоносов Михаил ВасильевичУчение «о трёх штилях»Басня- «низкий» штиль«простонародные низкие слова» Сумароков Александр Петрович(1717 – 1777)В русской литературе заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…»Кроме Сумарокова басни писали Хемницер И.И., Дмитриев И.И.
Хемницер И.И.Дмитриев И.И. Крылов Иван Андреевич (1769-1844)Вершиной в развитии жанра стали басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов»,- писал Н.В.Гоголь.
Особенности басниа) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.


Лев- Волк-Заяц- Ягненок-Свинья- Лиса-Муравей- Осел-Стрекоза- Ворона-Слова для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.



На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезенПрием рефлексии «Выбор» Домашнее заданиеЧитать басни Крылова Использованные ресурсыhttp://literatura5.narod.ru/basni.htmlhttp://medconfer.com/node/2193https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8Fhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9http://www.antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/157.htmЕгорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал: Для 5 кл.общеобразоват.шк. – 3-е изд. – Алматы: Атамұра, 2010.