Презентация к открытому уроку по русскому языку в 8 классе на тему Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием


Все правила поведения давно известны,Остановка за малым- за умением ими пользоваться.Блез Паскаль. …Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания- это как нотные знаки . Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г.Паустовский. 1. И нет несчастнее людей, пораженных завистью. 3. Когда, довольный и счастливый, я вернулся на свое место, Павлика не оказалось рядом. , 7.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу. 1 3 7 2. И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду. 4.Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге. , 5.А вот совсем другое дело- кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. 2 4 5 6. 8. Не читай лежа. 9. Читая добрые книги мы поливаем цветы, которые растут в нас. 10. Будешь работать спустя рукава много не заработаешь. 12. Неудачной шуткой можно не шутя обидеть человека. , , , Солнце послав на землю последний луч зарылось в седую мглу. , , Читая добрые книги, мы поливаем цветы, которые растут в нас. Актеры на сцене замерли, ожидая аплодисментов. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу. Читая добрые книги, мы поливаем цветы, которые растут в нас. Основное действие -.-.-.-. Добавочное действие Должно совершать одно лицо (т.е. один субъект действия) (Мы читаем, и мы поливаем.) Неудачной шуткой можно не шутя обидеть человека.Не читай лёжа. Не обособляется. Обстоятельство образа действия, выраженное наречием. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятой. Спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхание, положив руку на сердце, и др. Ребята взялись за дело засучив рукава. Деепричастие- самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия- выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного. А.П.Югов Письменно составить тезис, аргументы, вывод по материалам урока; Упр. Рефлексия На уроке работал (а) (активно/пассивно).Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).Урок для меня показался (коротким/длинным).За урок я (не устал (а)/ устал (а)).Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен).Что было трудно для меня? Это интересно! 1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущерба смыслу.