Конспект урока по литературе для 6 класса Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев Муха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:

«БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»










УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.



Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела...
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.


15