Самоанализ урока русского языка в 8 А классе на тему: «Обособление определений, выраженных причастным оборотом»


Самоанализ урока русского языка в 8 А классе
на тему: «Обособление определений,
выраженных причастным оборотом»
Направление работы: гуманитарное
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений
Тема урока: «Обособление определений, выраженных причастным оборотом»
Цель урока: закрепить целостное представление об обособлении определений и приложений, познакомиться с особенностями обособления определений, выраженных причастным оборотом на основе анализа художественного языкового материала.
Характеристика класса: в 8 А классе обучается 17 человек. Уровень развития всех детей соответствует возрасту, психологическая характеристика класса положительная. Обучающиеся данного класса обнаруживают качественные знания по всем разделам языкознания, демонстрируют способность к плодотворной и эффективной организации урока, активной познавательной деятельности. Психологический климат благоприятствует соперничеству в учёбе и взаимодействию на уроке. Уровень развития учеников 8 А класса высокий, однако в нем есть и слабые ученики. Класс творческий, требующий от учителя более высокого уровня подготовки к урокам. Атмосфера в классе доброжелательная, дети настроены на продуктивную работу.
На уроке использовалась рабочая программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений МО РФ. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва: «Просвещение», 2011. Применялся учебник по русскому языку для 8 класса. Авторы: С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: «Просвещение», 2013.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал, словари.
Методы обучения на уроке: словесные, наглядные (презентация), творческие, практические и проблемно-поисковые (целеполагание, работа в парах, диалоговое общение, самостоятельная работа), методы стимулирования и письменного контроля.
На первом этапе урока происходит включение учащихся в работу с помощью «Утреннего послания» в виде девиза урока, мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем мобилизующем этапе и целеполагании. Это приводит школьников к осознанию темы урока и ее формулированию. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и цели урока.
Урок в свете требований ФГОС немыслим без организации работы в парах, кроме того, это нравится самим детям и позволяет разнообразить формы самостоятельной работы, успешно совмещать их с игровыми. Повторение ранее изученного в виде практической работы в парах, терминологического диктанта способствует логичному подходу к этапу овладения новыми знаниями.
Этап усвоения нового материала и закрепления изученного проходит в форме различных учебных ситуаций: «Обязательно повтори!», «Соотнесите первую и вторую часть таблицы», «Рюкзак знаний», «Лови ошибку». Были предложены для решения варианты задания № 9 теста ОГЭ-2017.
Этап закрепления нового материала проходит в форме дискуссии, в которых дети учатся рассуждать, самостоятельно находят обособленные определения, выраженные причастным оборотом, которые стоят после определяемого слова.
На этапе рефлексии «Лестница успеха» происходит самооценка деятельности учащихся. Благодаря такой форме рефлексии ученики испытывают ситуацию успеха, легко концентрируются на домашнем задании, где продолжат работу не только над закреплением полученного знания и навыка, но и по развитию речи. Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.
На уроке применяются здоровьесберегающие технологии: соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух), благоприятный эмоциональный настрой, смена деятельности, умение разрядить обстановку (шутка, смех).
Цели урока достигнуты.
Учитель русского языка и литературы Н.Е.Неверова