РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова РАБОЧАЯ ПР ОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМ Ы Профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) ( базовая подготовка) 2012 2 ОДОБРЕНО Предметно - цикловой к омиссией специальных дисциплин Председате ль_____Дормидонтова В.А. «___» _______________20___ г. Составитель: Зуева А.А. преподаватель ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Ко злова Эксперты: Техническая экспертиза: ______________________________________ Содержательная экспертиза:____________________________________ Рабочая программа разработана в соответс твии с разъяснениями по формиро ванию примерных программ учебных дисцип лин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального професс ионального и среднего профессио нального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Депар тамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образо вания Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Содержание программы реализуется в про цессе освоения студентами основ ной профессионал ьной образовательной программы по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка) . 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛ ИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ 13 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ Операционные системы 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является част ью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности. 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке р або тников в области автоматизированных информационных систем 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – тр ебования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  устанавливать и сопровождать операционные системы;  учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, о рганизовывать подде ржку приложений других операционных систем;  пользоваться инструментальными средствами операционной системы; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  понятие, принципы построения, типы и функции операционных систем;  операционное окружение;  машинно - независимые свойства операционных систем;  защищенность и отказоустойчивость операционных систем;  принципы построения операционных систем;  способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы . В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие компетенции : ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, в ыбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 5 ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно о бщаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься само образованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие профессиональные компетенции: ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. ПК 1.2. Взаимоде йствовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной систем ы, работать с технической документацией. ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции. 1.4. К оличество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучаю щегося 128 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов; самостоятельной работы обучающегося 43 час а . 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной раб оты Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 1 2 8 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 85 в том числе: практические занятия 2 6 контрольные работы 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4 3 в том числе: Реферат Презентации 24 18 Итоговая аттестация в форме экзамена 7 2.2. Т ематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельна я работа студентов Объем часов Уровень усвоения 1 2 3 4 Раздел 1. Основы теории операционных систем 43 Тема 1.1 Общие сведения об операционных системах Содержание учебного материала: 4 1 1. Понятие операционной системы. Назначение и функции операци онной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы операционных систем. Самостоятельная работа обучающихся №1 : 1. Подготовить реферат ; (согласно выбранным темам) 6 Контрольная работа №1 : 1. Понятия, назначения и основные функции операционных систем 1 Тема 1.2 Интерфейс пользователя Содержание учебного материала: 4 1 1. Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные прог раммы поддержки интерфейса. Самостоятельная работа обучающихся №2 : 1. Подготовить презентацию ; (согласно выбранным темам) 18 Тема 1.3 Операционное окружение Содержание учебного материала: 4 1 1. Понятие операционного окружения, состав, назначение. Ст андартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора. Самостоятельная работа обучающихся №3 : 6 8 Подготовить сообщение (согласно выбранным темам); Раздел 2. Машинно - зависимые свойства операционных систем 20 Тема 2.1 Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы (по выбору образовательного учреждения) Содержание учебного материала: 3 1 1. Упрощенная архитектура типовой ЭВМ. Структура оперативн ой памяти. Адресация. Основные регистры. Формы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микро ЭВМ. Тема 2.2 Обработка прерываний Содержание учебного материала: 4 1 1. Понятие прерывания. Последовательность действ ий при обработке прерываний. Вектор прерываний. Стандартные программы обработки прерываний. Приоритеты прерываний. Вложенные прерывания. Тема 2.3 Планирование процессов Содержание учебного материала: 4 1 1. Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Состояние существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния процесса. Алгоритм диспетчеризации. Способ выбора процесса для диспетчеризации. Понятие события. Блок состояния события. Механизм установления соответствия между процессом и событием. Тема 2.4 Содержание учебного материала: 4 1 9 Обслуживание ввода - вывода 1. Организация побайтового ввода - вывода. Организация ввода - вывода с использованием каналов ввода - вывода. Последовательность опе раций, выполняемых каналом ввода - вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом - выводом. Рабочая область канала ввода - вывода. Очередь запросов на ввод - вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу - выводу. Пример управления вводом - выводом. Контрольная работа №2 : 1. Алгоритмы управления вводом - выводом 1 Тема 2.5. Управление реальной памятью Содержание учебного материала: 2 1 1. Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти с разделами переменного размера. Аппаратные и программные средства защиты памяти. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы еѐ разрешения. Тема 2.6. Управление виртуальной памя тью Содержание учебного материала: 2 1 1. Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти. Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое пре образование адресов. Сегментная организация памяти. Раздел 3 Машинно - независимые свойства операционных систем 2 6 Тема 3.1 Содержание учебного материала: 2 2 10 Работа с файлами 1. Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой систе мы. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файловой системы. Файловые операции, контроль доступа к файлам. Примеры файловых систем. Контрольные работы: №3,4 1. Логическая организация файловой системы. Физическая организация файлово й системы; 2. Способы организации файловых операций. Способы организации контроля доступа к файлам; 2 Тема 3.2 Планирование заданий Содержание учебного материала: 4 2 1. Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планиро вания. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Контрольная работа №5 : 1. Принципы планирования заданий. Принципы распределения ресурсов 1 Тема 3.3 Распределение ресурсов Содержание учебного материала: 2 1 1. Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок. Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок. Самостоятельная работа обучающихся №4 : 1. Подготовить реферат (согласно выбранным т емам) 6 11 Тема 3.4. Защищѐнность и отказоустойчивость операционных систем Содержание учебного материала: 2 1 1. Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит. Отказоустойчивость ф айловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID . Самостоятельная работа обучающихся №5 : 1. Подготовить реферат (согласно выбранным темам) 7 Раздел 4. Работа в операционных системах и средах 3 9 Тем а 4.1 Структура операционной системы Содержание учебного материала: 2 2 1. Структуры различных видов операционных систем. Загрузка операционных систем. Практическая работа №1 : 1. Изучение структуры операционной системы 2 Тема 4.2 Интерфейс пользовате ля Содержание учебного материала: 2 2 1. Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд. Практическая работа №2 : 1. Изучение работы с командами в операционной системы 4 Контрольная работа №6 : 1. Понятия, функции и сп особы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса. 1 Т ема 4.3 Организация Содержание учебного материала: 2 2 1. Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками. 12 хранения данных Практические работы №3 ,4,5 : 1. Работа с файлами и каталогами в различных видах операционных систем; 2. Работа с дисками в различных видах операционных систем; 3. Монтирование файловых систем различных типов; 6 Тема 4.4 Средства управления и обслуживания Содержание учебного материала : 2 2 1. Пакетные командные файлы. Конфигурирование системы. Практические работы № 6,7,8 : 1. Работа с пакетными данными; 2. Конфигурирование файлов autoexec . bat и con - fig . sys ; 3. Управление процессами в операционной системе; 8 Тема 4.5 Утилиты операционно й системы Содержание учебного материала: 2 2 1. Работа с утилитами операционной системы. Работа с операционной оболочкой. Практические работы №9,10,11 : 1. Работа с стандартными программами; 2. Работа с архиваторами; 3. Работа с операционными оболочками; 4 Тема 4.6 Поддержка приложений других операционных систем Содержание учебного материала: 2 2 1. Совместное использование программ. Эмуляторы операционных систем. Практическая работа №12 : 1. Изучение эмуляторов операционных систем 2 Всего: 1 2 8 13 3. УСЛ ОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБ НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета Информационных систем Оборудование учебного кабинета: 1. Автоматизированное рабочее место (персона льный компьютер) 2. Устройства вывода информации (акустическая система, принтеры) 3. Проектор 4. Экран 5. Маркерная доска 6. Ионизаторы воздуха Технические средства обучения: 1. Электронный учебник 2. База мультимедийных презентаций 3. Наглядное пособие (плакаты, макеты) 4. Прогр аммное обеспечения 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Операционные системы, среды и оболочки И.И. Попов, Т.Л. Партыка 2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. — СПб.: Издательство «Питер», 2001. 3. Таненбаум Э. Современные операционные системы. – 2 - е изд. – СПб.: Питер, 2002. 4. Андреев А., Беззубов Е., Емельянов М. Windows 2000 Professional в подлиннике (русская версия). – СПб.: BHV - Сан кт - Петербург, 2000. 5. Зубков С.В. Linux. Русские версии. – ДМК, 2000. 6. Стахнов А. Linux в подлиннике. – BHV, 2002. 7. Водолазкий В. Путь к Linux. – (3 - е изд.) – Питер, 2002. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освое нные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь:  устанавливать и сопровождать операционные системы;  учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, о рганизовывать поддержку приложений других опе рационных систем;  пользоваться инструментальными средствами операционной системы ; Текущий контроль в форме:  лабораторных работ,  самостоятельной работы,  творческих работ,  контрольной работы Знать:  понятие, принципы построения, типы и функции операцио нных систем;  операционное окружение;  машинно - независимые свойства операционных систем;  защищенность и отказоустойчивость операционных систем;  принципы построения операционных систем;  способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, се тевые операционные системы . Текущий контроль в форме:  индивидуального устного и письменного опроса, контрольной работы (тестирование) 15 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № изменения, дата внесения изменения; № страницы с измен ением; БЫЛО СТАЛО Основание: Подпись лица внесшего изменения